Ганиева Наталья Фаниловна
Фомина Светлана Николаевна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 58»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Подготовила: Ганиева Наталья Фаниловна первая квалификационная категория Фомина Светлана Николаевна первая квалификационная категория апрель, 2024 год. |
Нижнекамск
Дата |
Апрель |
Тема |
«Речной и сахарный песок» |
Программа |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса |
Возраст |
Старшая группа |
Направление |
Познавательное развитие |
Основная образовательная область |
Познавательное развитие |
Интегрированные образовательные области |
Музыка, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательно – исследовательская деятельность |
Форма проведение |
Организованно – образовательная деятельность |
Цель: |
Цель: развитие познавательного интереса детей через опытно- экспериментальную деятельность |
Воспитательная |
|
Развивающая |
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства вещества на примере песка; умение аргументировать и делать выводы; развивать познавательно- исследовательский интерес |
Образовательная |
|
Планируемый результат |
Дети закрепляют знания о свойствах и особенностях речного и сахарного песка |
Методы и приемы |
Словесные, наглядные, практические |
Наглядные средства обучения |
Тарелочки с речным и сахарным песком, стаканчики с водой, трубочки, воронки, лупы, ложки, салфетки |
Организация детей |
Сидя за столами |
Индивидуальная работа |
С Никитой, Эвелиной- учить аккуратно пересыпать песок в стакан. Егор- аккуратно дуть из трубочки на песок, чтобы не разлетался |
Словарная работа |
Сыпучий, песчинки, кристаллы |
Предварительная работа |
Написание конспекта; изготовление и подбор демонстрационного и раздаточного материала. |
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. У меня в руках волшебные мешочки. Предлагаю засунуть руки в мешочки и определить наощупь, что там находится?
– речной песок и сахарный песок
– что у этих предметов общего и чем они отличаются?
– ребята, сегодня мы будем исследовать песок – сахарный и речной. Мы превратимся с вами в исследователей. А как вы думаете, где проводят исследования?
– в лаборатории
– ребята, я для вас организовала мини лабораторию в нашей группе. Прежде чем мы приступим к исследованиям, я предлагаю надеть белые халаты. Итак, мы с вами исследователи, и я приглашаю вас занять места в нашей лаборатории. Давайте вспомним технику безопасности при работе
– соблюдать тишину, внимательно слушать и выполнять поручения воспитателя, после работы убрать свое рабочее место, брать предметы только с разрешения воспитателя, соблюдать тишину
Основная часть.
– теперь можно приступать к опытам. Итак, что же будет объектом нашего исследования?
– речной песок и сахарный песок
– посмотрите на свои столы и перечислите оборудование
– тарелки с веществами, 2 стакана пустых и стакан с водой, лупа, трубочка, воронка, ложка.
Опыт № 1. «Свойства вещества»
– ребята, возьмите пустой стакан с воронкой и насыпьте ложку речного песка. Какого он цвета?
– коричневого
– легко ли он сыпется?
– легко
– значит речной песок какой?
– сыпучий
– а сейчас, юные исследователи, возьмите пустой стакан с воронкой и насыпьте ложку сахарного песка. Какого он цвета?
– белого
– легко ли он сыпется?
– легко
– значит сахарный песок какой?
– сыпучий
-вывод- сахарный песок белого цвета, сыпучий. Речной песок коричневого цвета, сыпучий
Опыт № 2.«Работа с лупой»
– возьмите лупы и рассмотрите речной песок. Из чего он состоит?
– из песчинок
– песчинки какие?
– твердые, коричневые, разные по размеру, не скреплены между собой
– а теперь рассмотрим сахарный песок. Из чего он состоит?
– из кристаллов
– кристаллы какие?
– твердые, белые, одинаковые по размеру
-вывод- речной песок- песчинки коричневого цвета, разные по размеру, не скреплены между собой. Сахарный песок- кристаллы одинакового размера, белого цвета, не скреплены между собой
Опыт № 3.«Растворимость веществ в воде»
– если мы положим сахарный и речной песок в воду, как вы думаете, ребята, что произойдет?
– сахарный песок растворится, а речной нет
– давайте проверим
– положите 2 ложки сахарного песка в стакан с водой и размешайте. Что произошло?
– сахарный песок растворился, вода осталась прозрачной
– а сейчас положите 2 ложки речного песка и размешайте. Что произошло?
– речной песок не растворился, а вода окрасилась в коричневый цвет
– вывод – сахарный песок растворяется в воде и вода прозрачная, речной песок в воде не растворяется, вода окрасилась в коричневый цвет
-ребята давайте немного отдохнем
Физминутка:
Это легкая забава-
Повороты влево – вправо.
Нам известно всем давно-
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
Опыт № 4 «Движение веществ»
– юные исследователи, возьмите трубочки и тихонько подуйте на песок как ветерок. Что с ним происходит?
– и сахарный песок и речной разлетаются
– что можно об этом сказать?
Вывод – частички песка могут передвигаться
Итог
Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств речного и сахарного песка:
– речной песок – коричневого цвета, сыпучий, состоит из песчинок, не растворяется в воде, двигается
– сахарный песок – белого цвета, сыпучий, состоит из кристаллов, растворяется в воде, двигается
– где применяется речной песок?
– в строительстве, при тушении пожара, в гололед, для игр
– где применяется сахарный песок?
– в кулинарии, при чаепитии