Тарасова Галина Григорьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска»
Республика Татарстан
Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в целенаправленном обучении. И значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры. т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
«Тактильные крышечки» – это набор крышечек с различными поверхностями. Данное пособие развивает зрительный и тактильный анализаторы, мелкую моторику, внимание, память и мышление. Крышечки помогают изучать свойства различных материалов, а также расширять словарный запас детей.
Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, как образовательной деятельности дошкольников, так и самостоятельной игровой деятельности. Данное пособие может быть использовано родителями в семейном воспитании.
Предполагаемый результат: у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья развивается сенсорно – моторная зона посредством дидактических игр. Дети приобретают опыт действовать согласованно, объединяться в подгруппы для проведения игры.
«Тактильные крышечки».
Цель: развивать у детей тактильное восприятие, умение концентрировать внимание, снятие напряжения, снижение агрессивности, чувственное восприятие; развивать, память воображение, образное мышление; мелкую моторику, обогащать активный словарь детей новыми словами. Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
«Найди пару»
Задачи: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка или по типу игры «Мемори». «Мемори» представляет собой набор из пар одинаковых карточек, в данном случае крышечек. Количество пар в наборе начинается, с двенадцати – версия для самых маленьких, для более, старших детей, крышек может быть больше.
Суть игры очень простая. Эти крышки выкладываются на стол «рубашкой» вверх. Далее по очереди каждый игрок открывает две любые крышки, показывая их всем. Если они одинаковые по ощущениям, он забирает их себе, и вскрывает следующую пару. Однако, если изображения разные, то он возвращает эти крышки строго на свои места, а ход переходит следующему игроку. Когда все крышки будут разобраны, выбирается победитель – тот, кто набрал наибольшее количество крышек.
«Найди не похожие крышечки»
Задачи: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые – гладкие, колючие – мягкие и т. д.
«Угадай на что (кого) похоже»
Эта игра для детей 5-7 лет
Задачи: Находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий – лягушка.