Копанева Алиса Рафитовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» пгт Камские Поляны НМР РТ
пгт Камские Поляны, Республика Татарстан
Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».
Задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове; определять звук (твёрдый, мягкий). Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; звуковички (твердые, мягкие звуки); гномики для определения звука; индивидуальное зеркало; сюжетные картинки «Снегирь»; гостинце для птиц (бусы из сало и пакет зерна).
Предварительная работа: беседа с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.
Организационный момент.
Логопед встречает детей на ковре с приветствием:
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг, вместе за руку возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Логопед предлагает отгадать загадку.
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей). Логопед из конверта достает картинку воробья.
Объявление темы занятия.
– Ребята, вы, наверное, догадались о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
– Правильно, поговорим сегодня о зимующих птицах.
Артикуляционные упражнения: (показ картинок, дети выполняют с помощью индивидуальных зеркал) + Биоэнергопластика
Слоговой анализ.
– Ребята, а давайте поиграем в игру «Прохлопай», будем прохлопывать название зимующих птиц, я буду показывать картинки зимующих птиц, а вы прохлопайте их (показ картинок)
СИ – НИ – ЦА, СНЕ – ГИРЬ, СО – РО – КА
Звуковой анализ.
– Ребята, а какой звук повторяется чаще всего в названии птиц? (С)
– Все ли слова начинаются с этого звука? (Да)
Характеристика звука «С» – берем зеркало (зубы сближены, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, горло не дрожит, струя воздуха – холодная)
– Давайте произнесем звук «С»
– Какой это звук? (согласный)
– С какого звука начинается слово «синица»? (мягкий согласный «сь») показать звуковой сигнал, какого цвета (зеленого)
– С какого звука начинается слово «сорока»? (твёрдый согласный «с») показать звуковой сигнал, какого цвета (синего)
Упражнение «Посчитай-ка»
– Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)
1, 2, …5 (Снегирь, синица, голубь, сорока)
Поиграть в игру «Отгадай и присядь» выходят на ковер.
– Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь (дети идут на места).
– Ребята, а сейчас погреем в игру «День-ночь» (чистоговорка)
Ли-ли, ли-ли – улетели журавли,
Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,
Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля.
Рассказ «Снегирь» (по сюжетным картинкам)
– А сейчас разделимся на команды, первая команда – первый ряд, вторая команда – второй ряд. Первая команда собирает картинки в правильном порядке, а вторая составляет рассказ.
Итог занятия:
– О ком беседовали сегодня? (о птицах)
– Назовите зимующих птиц (дети называют)
Сюрпризный момент для пернатых друзей от педагога (бусы из сало и пакет зерна).
– Не будем забывать о зимующих птицах. На участке весит кормушка, будем подкармливать птиц зимой, а это гостинце для них, бусы из сало и пакет зерна.