Матвеев Виктор Васильевич
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества Радуга» НМР РТ, пгт Камские Поляны
АННОТАЦИЯ
Водители автомобилей обычно боятся заноса, ведь неуправляемое скольжение колес вбок может привести к неприятным последствиям.
А если скольжение управляемое?
Оказывается, в этом есть особое удовольствие и его сполна могут испытать те, кто увлекается дрифтом.
Дрифт (англ. Drift) — техника прохождения поворотов с использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории.
Также, дрифт – это вид автоспорта, основанный на зрелищности прохождения поворотов в заносе. Используются автомобили только с задним приводом.
А иногда, можно даже не гоняться с соперником, а выписывать (буквально) невероятные фигуры перед зрителями на площадке, заставляя машину скользить боком, издавая колёсами визг и поднимая клубы дыма.
Но это удовольствие очень дорогое.
Поэтому предлагается продукт самостоятельного технического творчества – дрифтовый трайк – трёхколёсная машина с жесткой вращающейся осью и мотоциклетной посадкой пилота. В качестве силовой установки используем двигатель Honda GX-200 мощностью 6,5 лошадиных сил с центробежным сцеплением. Вокруг него «возводим» раму с задней осью, вилку с передним колесом, для летнего дрифта.
А зимой, вместо колеса ставим лыжу и меняем колеса с полиэтиленовыми накладками из ПНД (полиэтилен низкого давления), надетыми сверху колёс, на зимние шипованные колёса от картинга и наш дрифт трайк превращается в снегоход.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является творческим проектом.
Актуальность. Инженеры и конструкторы продолжают создавать новые модели спортивной техники, решая проблемы скорости, расхода топлива, прочности, лёгкости конструкций и т.д. и что самое главное – безопасности в использовании.
Появляются новые, более мощные и лёгкие двигатели с очень экономичным расходом топлива. Создаются лёгкие и прочные материалы для постройки спортивной техники.
В то же время, для тестирования данной техники, необходимы пилоты с высоким мастерством вождения.
Цель: самостоятельно разработать чертежи и изготовить не дорогой, лёгкий в управлении дрифт трайк для развития спортивных навыков вождения пилотов картов.
Задачи:
– Подготовить чертеж дрифт трайка;
– Подобрать материалы для изготовления;
– Изготовить детали;
– Собрать дрифт трайк;
– Провести испытания.
Для решения данного вопроса были разработаны чертежи, определена последовательность выполнения работ, изготовлены детали в условиях картинг клуба, после сборки проведены испытания.
Чертежи, используемые при разработке модели дрифт трайка
Чертёж заднего моста
Задняя ось с покрышками
Корпус подшипника и ведомая звёздочка со ступицей
Тормозной диск со ступицей
Двигатель Honda GX-200
Сухая центробежная муфта сцепления
Зимняя резина
Сиденье, защита колёс, защита цепи
Ручка газа
Лыжа
Тормозной диск
Пеги (опора для ног)
Вид дрифт трайка спереди
Рабочий тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр
Место разъёма рамы
В случае транспортировки в малогабаритном транспорте, рама разбирается не две части.
Чертёж рамы дрифт трайка
Общий вид дрифт трайка
Описание
Основные элементы
Рама: состоит из двух частей – передняя и основная.
Основная рама, является разборной, изготовлена из цельно тянутых труб.
К раме по месту приварены кронштейны заднего моста, изготовленные из листовой стали, моторная рама выполнена из финской фанеры, которая легче чем стальная моторама.
Передняя рама взята от складного велосипеда «Десна» с вилкой, рулем, колесом и передними тормозами. Соединение передней т основной рамы болтовое.
Задний мост выполнен с открытой осью, с тремя подшипниковыми опорами, выточенными из алюминиевого сплава. В них установлены подшипники закрытые пылезащитными шайбами.
Ось изготовлена из стали. На ней крепятся ступицы задних колес, ведомая звездочка главной передачи, тормозной диск. Ступицы ведомой звездочки и тормозного диска выполнены из сплава.
Двигатель Honda GX200 мощностью 6,5 л.с. одноцилиндровый, 4-х тактный карбюраторный, бензиновый.
Сцепление – сухое, центробежное.
Звезда ведущая – 12 зубьев, звезда ведомая – 36 зубьев. Понижение оборотов на 1/3.
Сиденье анатомическое, каркас труба к трубе закреплен пластик.
В зимнем варианте переднее колесо заменяется на самодельную лыжу с подрезом для управления.
Задние колёса заменяются на зимние от картинга.
Технические характеристики дрифт трайка
Скорость модели – 50 км/час.
Вес модели – 30 килограмм.
Мотор – Honda GX-200 одноцилиндровый, 4-х тактный карбюраторный бензиновый, мощность 6,5 лошадиных сил;
Муфта сцепления – сухая центробежная;
Трансмиссия – одноступенчатая цепная передача.
Выводы и практические рекомендации
При создании дрифт трайка определено, что разработанные чертежи не являются аксиомой и дают возможность творческой мысли.
Но конструкция дрифт трайка все-таки должна отвечать определенным требованиям:
Прочность конструкции рамы;
Надежность работы всех узлов и деталей;
Малый вес;
Эргономика;
Безопасность в эксплуатации.
Все эти качества достигаются за счет правильного выбора материала и деталей, точного их изготовления, крепления и установки.
Заключение
Изготовление дрифт трайка позволяет отрабатывать дрифт и другие навыки вождения пилотов картингистов в зимнее время года в условиях бездорожья.
Об эффективности данной модели можно судить просмотрев видео по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/dH5E/Gr34J1bFB