Шакирзянова Рания Нарисовна
Сафарова Рафиса Рафаиловна
Ханнанова Венера Данифовна
учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия г.Азнакаево» РТ
Пояснительная записка
Актуальность
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. Ежегодно на дорогах совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Практическая значимость
Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Это мероприятие позволяет использовать полученные знания в деле пропаганды безопасного поведения детей на дорогах, т.е. имеет большую практическую значимость; развивает социальные навыки и творческие способности участников.
Новизна
Методом театрализации донести до детей важность соблюдения правил дорожного движения.
Целевая аудитория: дошкольники и обучающиеся начальных классов.
Цели: способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях, профилактика детского дорожно – транспортного происшествия (ДДТП) и пропаганда безопасности дорожного движения (БДД).
Ожидаемые результаты:
Регулятивные: научатся планировать свои действия в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
Познавательные: анализируют правила, различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Коммуникативные: реализовывают в процессе игры правила совместной работы, обсуждают правила поведения пешехода на дороге.
Личностные: осознают ответственность к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Ход занятия.
Организационный момент.
Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные,
Мы старательные.
В 3 А классе учимся,
Всё у нас получится.
Добрый день! Сегодня мы поговорим об очень важном – о правилах дорожного движения. И наше занятие будет не простым, а театрализованным.
Наша гимназия и дома, где вы живёте, находятся рядом с большой дорогой. Давайте внимательно прислушаемся к звукам на улице (дети прислушиваются по сигналу учителя). Что мы слышим?(дети высказываются) Правильно, гул от движения множества автомобилей. Когда вы идете в школу и домой, то переходите дорогу. А чтобы спокойно переходить через улицу, надо обязательно знать правила дорожного движения. Наше сегодняшнее занятие так и называется: «Правила дорожные знать каждому положено».
– Ребята, давайте закроем глаза, наколдуем самую приветливую и веселую маску (дети, закрыв глаза, потирают ладони). А теперь, надеваем наши маски и сохраним хорошее настроение до конца нашего занятия.
Основная часть.
– Ребята, вы уже умеете описывать различные запахи, давать им названия. Включите все ваше воображение и расскажите, какие ассоциации вызывает у вас этот запах.
Дети по очереди рассказывают свои ассоциации.
– А сейчас попробуем наоборот. Какой аромат может быть у цвета? (показывает различные цвета – красный, желтый, зеленый).
Дети произвольно высказывают свои мысли на этот счет.
– Что напоминает сочетание этих трех цветов?
Дети. Светофор!
– Верно! На светофоре зеленый свет (поднимает зеленый круг) – это разрешающий сигнал, движемся дальше (достает карточки с заданиями).
Сейчас вы сыграете этюд-пристройку. Каждый возьмет карточку с заданием и изобразит то, что там написано. Но знайте, что действие должно происходить в автобусе. Представьте, что вы вошли в автобус и… выполните свое задание и останьтесь на месте. Каждый последующий пристраивается к предыдущим, то есть должен получиться связный, логичный сюжет. В завершении мы должны увидеть картину «Полный автобус».
Дети выполняют задание – этюд.
– Вспомните, ребята, о культуре поведения в транспорте.
Дети высказываются.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Ребята, если вы согласны с правилом, которое я вам зачитаю, то хором повторяйте слова: «Это я, это я». Если нет – молчите. Итак, внимание!
– Кто из вас идёт вперед
Только там, где переход?
– Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат)
– Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат)
– Знает кто, что красный свет –
Это значит «хода нет»?
Учитель: На все случаи в жизни существуют правила. Я предлагаю вам отгадать «Загадочный кроссворд». Вы видите посередине написано слово «правила». Остальные слова вы узнаете, отгадав загадки.
1.Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть: (переход)
2.Для машин – дорога,
Для прохожих – (тротуар)
3. Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)
4.Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором.
Как зовусь я?.. (светофором)
5.Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное?.. (внимание)
6.В два ряда стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (улица)
7.Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
– Молодцы! А сейчас пусть каждый вспомнит правила поведения на сцене. Давайте повторим нашу инсценировку о правилах дорожного движения.
Дети поднимаются на сцену и показывают театрализованное представление.
Сценарий театрализованного представления
Ведущий. Давайте представим такую картину.
Идут пешеходы в костюмах старинных,
И там, где идти им положено,
Вдоль стен тротуары проложены.
Копыта стучат по старинным камням,
Весь транспорт еще – лошадиный,
И кучер старинный старинным коням
Приказ выкликает старинный:
То «но-о-о» говорит, то «тпру-у-у» говорит,
И транспорт идет, или транспорт стоит.
Хоть слушался он без ошибки,
Но двигался транспорт не шибко.
Такую дорогу любой пешеход,
Сойдя с тротуара, легко перейдет!
И были в ту давнюю пору
Ещё ни к чему светофоры.
Потом пожалели трудяг – лошадей,
И кто – то придумал трамвай для людей:
Они зафырчали, по улицам мчась.
Автобус, троллейбус,
Трамвай и такси…
И вся мостовая спешит – колесит!
Сойти с тротуара мне страшно!
Так как же, скажите, проспект перейти?
А может быть, очередь тут завести?
А может, кому – нибудь нам поручить
За ней справедливо и строго следить
Кому же поручим мы этот дозор?
Вот тут нам на помощь пришел…
Все. Светофор!
Ведущий. И стал он следить за дорогой в три глаза,
И стал отдавать он такие приказы.
Инспектор. Красный глаз – …
Все. Стоять приказ.
Инспектор. Желтый глаз мигнет народу – …
Все. Приготовьтесь к переходу!
Инспектор. А зеленый загорится – …
Все. Путь свободен.
Инспектор. Сам решай:
Можешь смело торопиться,
Можешь топать не спеша.
Ведущий. Просто?
Все. Просто!
Ведущий. Ясно?
Все. Ясно!
Совершенно безопасно!
Танец «Веселый светофор».
Частушки о ПДД.
Мы частушки вам споем
Всем для настроения
И, конечно, повторим
Правила движения.
Светофор укажет строго –
Переход сейчас закрыт.
Не беги через дорогу,
Если красный свет горит.
Желтый свет предупреждает:
Скоро будет путь закрыт
Или так: готовься в путь
И внимательнее будь!
Полосатая дорожка –
Пешеходный переход.
На зеленый цвет шагай
Поскорее, не зевай!
Если правила движенья
Выполняли б все вокруг
Ни к чему тогда волненья,
Помни это, юный друг!
Ведущий. На улице и в комнате, о том, ребята, помните!
1 чтец. Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись
ПЕРЕХОД !
2 чтец. Устал водитель за рулем,
С утра везет народ,
Об этом помни ты всегда,
Разумный
ПЕШЕХОД !
3 чтец. Кто, ребята, до сих пор
Все еще не знает,
Для чего нам светофор
Светит и мигает?
Вот послушайте сейчас
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАССКАЗ.
Сценка.
Ведущий. Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет –
На светофоре красный цвет:
Для пешеходов нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
Гражданин. Мне наплевать на красный цвет!..
Ведущий. Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу…
Гражданин. Где захочу, там перейду!
Ведущий. Шофер глядит во все глаза…
Все. Разиня впереди!
Ведущий. Нажми скорей на тормоза…
Все. Разиню пощади!
Ведущий. А вдруг бы заявил шофер…
Шофер. Мне наплевать на светофор!
Ведущий. И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал как хотел?
Ходил бы каждый как умел?
4 чтец. Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
5 чтец. Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик – постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь
Все. Правой стороны.
Инспектор. Объяснить надо запросто,
Будь ты молод иль стар:
Дорога – для транспорта,
Для тебя тротуар!
6 чтец. Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
С вниманьем…
Все. Налево сперва посмотри.
Направо взгляни потом!
7 чтец. Кто дежурит на дороге
Целый день и в дождь, и в снег?
Кто имеет голос строгий,
Хоть и добрый человек?
8 чтец. Кто мигалку вмиг включит
И в погоню храбро мчит?
Нарушителя накажет,
Кто же он друзья мои?
Все. Наш инспектор из ГИБДД!
Инспектор ГИБДД. Ребята, все поняли, как и где нужно переходить дорогу? Переходите улицу там, где есть пешеходный переход! И всегда соблюдайте правила дорожного движения!
Финальная песня.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто знает правила дороги,
Не грозят, ни травмы, ни тревоги – 2раза.
Если виды транспорта ты знаешь,
То под них ты реже попадаешь.
Обойдешь троллейбус ты как надо,
И не встретишь никакой преграды – 2раза.
Выучив таблицу умножения,
Не забудь про правила движения.
Если ж знаки нас предупреждают,
Значит – нас они оберегают – 2раза.
Дети уходят со сцены за инспектором ГИБДД через «пешеходный переход».
Подведение итога.
– Молодцы! Очень хорошее выступление! Надеемся, что вы усвоили правила дорожного движения, и всегда будете их соблюдать. А если вдруг засомневаетесь, то сразу же вспомните стишки из вашего выступления и все будет в порядке.
А вот вам творческое домашнее задание: придумать свой вариант знака дорожного движения.
Литература
1. Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения МВД по Республике Татарстан. Методическое пособие. «Школьники о безопасности на дороге». Казань, 2013 г.
2.Наглядное пособие «Транспорт», изд. «Проф-Пресс», 2014 г.,
3.Комплект дорожных знаков для средних общеобразовательных учреждений, ЗАО «Калан», 1997 г.