Усманова Ольга Владиславовна
учитель музыки
МБОУ «СОШ №7», г Лениногорск
Потребности общества выдвинули одну из приоритетных социально – педагогических задач выявления, развития одаренных и талантливых детей.
Один из основных источников реализации этой задачи – это творчество.
Творчество – это среда, необходимая для выявления и развития музыкально одаренных детей.
Для максимального раскрытия творческого потенциала детей в нашей школе создана благоприятная воспитательная среда, в которой проявляются креативные способности детей, их творческая мотивация, умения и навыки, которые приобретаются в процессе разнообразной творческой деятельности. Предполагаются достаточно большое многообразие деятельности, одно из них традиционное фестиваль творчества «Минута славы».
Отбор участников фестиваля не проходит без участия нас, учителей искусства. А зарождение будущих звездочек происходит на уроке в процессе одного из видов деятельности это пение.
И, конечно, пение, как активная деятельность, способствующая творческому развитию школьников, выявляет одаренность детей в этой области.
Вообще среди самых интересных и загадочных явлений детская музыкальная одарённость традиционно занимает одно из ведущих мест. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние. В процессе такого приема и выявляются особенные вокальные данные и будущие звездочки исполнительского искусства.
Сначала они «светятся» на нашей школьной сцене, но быстро замечаются специалистами вокальных кружков и продолжают развивать свой дар в специализированных городских студиях. А мы продолжаем зарождать новые таланты. Собираем их в хоровые и ансамблевые коллективы. Совместное хоровое или ансамблевое музицирование создает прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты. Кроме того, занятия хоровым пением служат базой для выявления и развития индивидуальных способностей учащихся.
Хочется отметить, что на протяжении многих лет наши школьные хоры всегда занимают призовые места. Тоже происходит и с ансамблевыми и вокальными выступлениями.
Хотелось бы конкретно остановиться на одном из таких коллективов. Три года назад родился ансамбль, которые сейчас называется трио «Смайлики». В репертуаре этого ансамбля уже около 12-ти песен, с которыми они выступали на школьной и городской сценах.
С ними завоевано 5 призовых места в муниципальных конкурсах, и одно в зональном. Порой нелегко бывает удержать этот творческий коллектив. Рождению этого ансамбля способствовало ни столько вокальные данные, а их эмоциональность, артистичность и креативность. И с первых же занятий мне приходилось подбирать особого содержания песенный репертуар. Вокальный образ мы создаем вместе, я всегда прислушиваюсь к их мнению, к их фантазиям. Так как не очень то им нравится скучная вокальная работа над дикцией, интонацией и т.д., я ищу интересные игровые упражнения-распевки. Этому способствуют компьютерные программы, который я нахожу на просторах Интернета. Вот одна из них «Звукоимитация» (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных). Чтобы это было не просто баловство я разработала оценивание каждого исполнительского искусства.
1. Звукоимитация
- Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
- Средний уровень – образная звукоимитация.
- Низкий уровень – отказ.
2. На развитие артикуляционного аппарата.
4) Выразительная импровизация.
5) Ритмизирование стихов хлопками.
6) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
7) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
8) Создание динамического образа. «Игры с голосом» «Шумовой оркестр»
Одним из направлений работы над вокальными навыками является развитие ритмического слуха. Конечно, можно просто отстукивать заданные ритмические рисунки и использовать другие методы и приемы. Но это ни для моих «характерных» и особо подвижных «Смайликов». Я нашла выход – это исполнительское мастерство с применением шумовых инструментов.
Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Эффективное использование различных современных методов развития певческого мастерства способствуют индивидуальному развитию ребенка, развитию культурного потенциала детского коллектива и формирует конструктивную жизненную стратегию с ориентацией на успех.
Фестиваль «Минута славы»
Фото – история трио «Смайлики»
Хоровые коллективы, победители конкурсов и фестивалей