Гарифуллина Лейсан Анасовна
учитель родного(татарского) языка и литературы
МБОУ «СОШ №20» НМР РТ, г.Нижнекамск
Тип проекта: образовательные и наставнические проекты в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии);
Тематическое направление: Многонациональный народ.
Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант: «Многонациональная Россия – одна страна».
Автор-составитель: учитель родного(татарского) языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №20» г.Нижнекамска
Гарифуллина Лейсан Анасовна
Описание проекта, включая обоснование уникальности проекта (презентация проекта): Проект «Многонациональная Россия – одна страна» направлен на информационно-просветительскую работу с детьми, формирование системы представлений и знаний о национальном многообразии нашей страны, позитивного отношения к людям разных национальностей, укрепление мира и согласия между народами, снижение уровня межнациональной напряжённости и предотвращение конфликтов на национальной почве в будущем. В рамках проекта планируем создать единую электронную информационную базу (а именно: интерактивные мини-презентации, библиотечная электронная база, обучающие видеоролики и тд), позволяющая для всех желающих узнать о культуре, традициях, быте и творчестве народов, живущих в нашей стране. Например:
– учащиеся смогут самостоятельно управлять презентационным и мультимедийным оборудованием,
– учащиеся смогут следить за ходом презентаций,
– учащиеся смогут находить информацию для подготовки к урокам,
– учащиеся могут находить необходимую литературу, соединенную с электронной базой библиотеки,
– учащиеся смогут самостоятельно создавать аудио и видео файлы и при помощи данного устройства транслировать их школьной аудитории.
Выбранные нами форматы позволят проекту приобрести максимальный охват целевой аудитории.
Обоснование соответствия творческой концепции проекта тематическому направлению:
Сейчас дети свободно владеют современными гаджетами. Чтобы не потерять интерес к изучению языка, традиций народа, надо их самих привлечь к деятельности. В школе создана «рабочая группа» учащихся, целью которых дальнейшая популяризация культурного наследия народов России, через дополнительные мероприятия (виртуальные музеи, презентации праздников и т. д.) с использованием необходимого интерактивного оборудования. Поэтому, на выигранный грант планируем приобрести интерактивный стол, в котором будут блоки, посвященные национальному колориту, традициям, обычаям и истории возникновения народов России.
Первое впечатление о любом заведении складывается уже при входе в него. А недолгая прогулка по коридору только укрепляет уже сложившееся мнение. Коридоры и рекреации необходимо превратить в такие пространства, которые помогут ученикам и преподавателям эффективно и безопасно отдыхать, и переключаться с одного вида деятельности на другой. Современные представления о комфортной рекреации шире. Например, их можно оформлять как мини-библиотеки, лектории, открытый музейный уголок, коворкинги в стилизации различных народностей. Коллектив школы хочет оборудовать коридоры так, чтобы было понятно, как школа популяризует и прививает интерес к изучению различных народностей и формирует гражданское самосознание у ребенка. Наши стены рекреаций и коридоров хорошо подходят для демонстрации ученических работ, коммуникации между учениками с помощью сообщений, объявлений. Для этого планируем приобрести удобные стеллажи, использовать магнитные, пробковые, грифельные и маркерные поверхности.
Созданный в рамках проекта «Многонациональная Росиия – одна страна» электронный банк (презентации, аудио и видео файлы, электронная библиотека по данному направлению) для детей станет инструментально-технологической базой для формирования гражданского (национального) самосознания у ребёнка, источником позитивной и важной информации о народах, проживающих в нашей стране, будет способствовать укреплению мира и согласия между народами, профилактике конфликтов на национальной почве.
Обоснование актуальности и общественной значимости проекта:
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Ставя перед собой задачу патриотического воспитания школьников, мы помним о том, как важно, чтобы в жизни каждый гражданин хорошо знал и понимал историю и культуру своей республики, но наряду с этим был приобщен к истории и культуре других республик. Необходимо воспитывать у детей желание больше узнать о своей стране, о людях ее населяющих, воспитывать доброе уважительное отношение к представителям других народов.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э.К. Суслова). Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, в Татарстане, в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Без всякого сомнения, одной из самых значимых проблем в России является то, что люди часто недооценивают значимость мира и согласия между народами. Толерантное отношение между представителями разных национальностей является залогом процветания наций, народов и страны в целом.
Цель (цели) и задачи проекта:
Цель: Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей с использованием новых современных цифровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
– обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, молдаван, азербайджанцев, украинцев, узбеков и т.д.);
– формировать культуру межличностного взаимодействия учащихся;
– совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
– воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
– воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Развивающие:
– развивать творческие способности школьников посредством приобщения к различным видам деятельности;
– Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме
География проекта: Республика Татарстан, город Нижнекамск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20»
Срок реализации проекта: Проект реализуется с сентября по май (ежегодно).
Целевые группы проекта: Проект направлен на учащихся 1-11 классов, родителей учащихся, педагогов школы.
Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта:
Общая численность участников проекта – 500
Проведено более 20 мероприятий (праздники : «Навруз», «Мини-Сабантуй», «Масленница», «Сурхури», «Йыйын» и тд., викторины, круглые-столы, встречи с жителями микрорайона) «Многонациональная Россия – одна страна», с привлечением, жителей микрорайона, образовательных организаций города МАУ «Дом дружбы народов», филиала детской городской библиотеки №6 г.Нижнекамск, депутатов местного самоуправления.
Созданы электронные наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, аудио и видео файлы о культуре и этническом происхождении народов России, сформирована электронная библиотека по данному направлению.
Качественные показатели:
Произведены опросы, анкетирование учащихся и жителей микрорайона
Сформирована «рабочая группа» учащихся, целью которых дальнейшая
популяризация культурного наследия народов России, через дополнительные
мероприятия (виртуальные музеи, презентации праздников и тд) с использованием школьного инфомата
Ожидаемые качественные результаты:
Рост участия учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, мастер-классах, фестивалях в национальном направлении (50%)
Повышение результативности рейтинговых показателей образовательной организации на основе проведенных мероприятий.
Приобретение и внедрение в образовательный и воспитательный процесс интерактивного стола.
Приобретение открытых маркерных поверхностей и стеллажей, в целях духовно-нравственного воспитания.
Активное участие учащихся школы в реализации проекта (100%)
Информация о партнерах проекта (при наличии):
1. Управление образования Нижнекамского МР РТ
2. Дом дружбы народов
3. Нижнекамское отделение Всемирного конгресса татар
4. Центральная библиотека имени Г.Тукая
5. Центральная детская библиотека «Апуш»
6. Комплексный музей города Нижнекамска
8. Нижнекамский государственный татарский драматический театр имени Т.Миннуллина
9.Детский дворовый клуб «Ровестник»
10.Совет территориального общественного самоуправления микрорайонов №
11. Родительский комитет школы
12. Совет отцов
Информацию о планируемых каналах коммуникации с целевыми группами проекта (о том, как будет организовано информационное сопровождение проекта):
6. Комплексный музей города Нижнекамска
7. Нижнекамская телерадиокомпания «Эфир»
Календарный план проекта 01.09.2022-31.12.2023 (Приложение 1)
Бюджет проекта: 500000 (пятьсот тысяч) рублей,
из них 384 300 (триста восемьдесят четыре тысячи триста) рублей на приобретение интерактивного стола NexTouch One 55P. Технические характеристики: стол со встроенным сенсорным дисплеем, управление которым происходит при помощи касаний. Обеспечивает стабильную работу при работе с большим массивом данных, отображений сложной графики. Возможно управление одновременно несколькими пользователями.
Тип стола: для учебных учреждений.
Диагональ 55 см.
Операционная система Windows 10 Домашняя.
Разрешение 1920×1080 (Full HD);
Количество – 1 шт.
115700 (сто пятнадцать тысяч семьсот) рублей на стеллажи и маркерные поверхности для рекреаций.
Технические характеристики:
модульная витрина для музейных залов состоит: -накопитель из ДСП 16 мм;
-верх прозрачный;
-пять стеклянных полок;
-расстояние между полками – 246 мм;
-задняя стенка – прозрачная;
-в прозрачной части – распашные стеклянные двери с замком;
– в накопителе – распашные дверки из ДСП с замком. Высота – 2020мм., ширина – 900мм., глубина – 450мм. Количество – 3 шт.
-магнитные, пробковые, грифельные и маркерные поверхности. Количество 4 шт.
Информация о руководителе проекта:
Учитель родного (татарского) языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ№20» НМР РТ:
Гарифуллина Лейсан Анасовна
Приложение 1
Календарный план проекта.
№п/п |
Названия мероприятия |
Срок реализации |
участники/ количество |
Формы работы |
1 |
«Мой край богатый и красивый…» |
Сентябрь |
Учащиеся 1-9 классов/347 Родители |
Вводный урок-лекция. Компьютерная презентация. Виртуальная экскурсия. |
|
Сентябрь |
Родители/15 Детский дворовый клуб «Ровесник» |
Спортивный праздник |
|
|
Сентябрь |
Учащиеся 5-9 классов/ Национально-краеведческая библиотека им. Кол Гали/ 2 Комплексный музей города Нижнекамска/2 |
Классные часы, мастер – классы. Дефиле национальной одежды |
|
4. Кухни России: традиционные блюда и их история (рецепты) |
Сентябрь-декабрь |
Ученики 5-9 классов/ Родители/ 5 Дом дружбы народов/ 3 Группа проекта/3 |
Мастер-классы. Создание блока национальных блюд. |
|
2 |
Лайфхакер «Родной язык/ Ана теле» |
Октябрь |
Учащиеся 1-9 классов Учителя Детская библиотека № 6 Центральная библиотека имени Г.Тукая/1 Центральная детская библиотека «Апуш»/1 |
Поисковая работа в электронных сайтах. Проведение обучающих курсов по изучению родных языков для начинающих. |
2. «В гостях у самовара. Приходите к нам на чай». |
Октябрь |
Учащиеся, учителя, родители Ветераны-педагоги/12 Дом дружбы народов/3 Детский дворовый клуб «Ровесник» /2 |
Чаепитие за дружным столом. |
|
3 |
1. Литературная гостиная «Мы такие разные, а так похожи» |
Ноябрь |
Младшие школьники/152 Библиотекарь школы Городские литературные объединения «Данко», «Кама таңнары» /3 Центральная библиотека имени Г.Тукая/1 Центральная детская библиотека «Апуш»/1 |
Конкурс чтецов |
2. Театр – и зрелище, и школа для народа |
Ноябрь |
Учащиеся 5-7 классов/120 Актеры Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Т.Миннуллина/3 Театр «Юного зрителя»/3 |
Фото выставка. Оформление открытого музейного уголка реликвиями. Мастер-класс. |
|
3. Современная драматургия народов России |
Ноябрь |
Учащиеся 1-9 классов /347 Родители Труппа «Яшь йөрәкләр/ Молодые сердца» |
Творчество учащихся. Песни, стихи, театральная постановка. |
|
4 |
Национальные праздники народов России. Творческий проект «Песня-душа народа» |
Декабрь |
Учащиеся 1-9 классов /347 Родители Встреча с ансамблем «Забавушка», «Абшерон», «Илһам», «Ләззәт» |
Круглый стол. Мастер-класс. Творческий проект. |
1. Создание блока презентации проекта «Многонациональная Россия – одна страна» |
Декабрь |
Группа проекта/5 Учителя Библиотекарь школы |
Внедрение презентации проекта в интерактивный стол |
|
2. Выставка «Куклы в костюмах народов России» |
Декабрь |
Группа проекта/38 Учителя Родители |
Ярмарка. Оформление выставочных стендов, стеллажей минипроектами учащихся. |
|
|
Учащиеся/140 Детская школа искусств/3 Нижнекамское отделение Всемирного конгресса татар/2 Нижнекамская телерадиокомпания «Эфир» /1 Редакция районной газеты «Туган як» /1 |
Проведение фестиваля «Многонациональная Россия – одна страна» для жителей микрорайона, ОУ города |