НИКОЛЬСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
МБДОУ №33, Г. КАЗАНЬ
Цель: Дать детям представление , что такое Родина родной край.
Познакомить детей с Государственными символами Республики Татарстан: Флаг ,Герб и Гимн. Представить национальную одежду.
Расширить знания детей о родном городе.
Задачи: Формировать чувство привязанности к семье , дому ,к городу ,стране.
Воспитывать чувство патриотизма ,уважительное отношение к культурному наследию ,чувство национальной гордости, уважение к другим народам и их культурам.
Развивать духовные и нравственные ценности ,связную речь ,словарный запас, интерес к традициями промыслам.
Познакомить детей с символикой нашей Республики – Флаг ,Герб ,Гимн.
С национальной одеждой.
Предварительная работа: Проводились беседы, рассматривали картины о нашем городе, читали книги татарских поэтов и писателей ,слушали песни, музыку татарских композиторов.
Используемый материал : Флаг, Герб ,национальная одежда ,картины и фото с пейзажем нашего города.
Оборудование: символика республики Татарстан( Флаг, Герб, Гимн ), образцы женской и мужской татарской национальной одежды и обуви, украшения, карта Республики Татарстан, слайды с видами городов Татарстана.
Ход занятия:
Звучит тихая татарская мелодия.
Воспитатель-Здравствуйте ,девочки! Исэнмесез ,кызлар!
Дев.- Здравствуйте ,исэнмесез..
Восп.-Здравствуйте ,мальчики! Исэнмесез, малайлар!
Мал.– Зравствуйте .Исэнмесез..
Восп.-Сегодня у нас будет необычное занятие .
Мы с вами поговорим о Родине ,о родном крае.
Я хочу предложить нашей Амине прочитать вам замечательное стихотворение, а вы внимательно послушайте.
( Амина читает)
В России мест красивых много,
Но Татарстан – мне всех милей!
Царица здесь одна – природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца – краше всех!
И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань – столица.
В округе много городов…
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
Воспитатель: – Спасибо ,Амина. Молодец.
Наша с вами Родина-Республика Татарстан. Наша Республика многонациональна, все национальности живут в мире и согласии.
Наш край богат лесами, полями ,озерами и реками .На территории нашей Республики много сел ,деревень и городов.
-Ребята ,а как называется город в котором вы живете?
Дети- Казань.
Воспитатель: – Правильно, Казань.
Прошу ,Вас ребята ,послушать еще одно стихотворение .
Прочтет его Дарья.
( Дарья читает)
Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй город ,славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.
Воспитатель: – Молодец ,Дарья. Спасибо!
Ребята, а какие еще города нашей Республики вы знаете?
Показ на карте Республики Татарстан.
(Дети называют города).
( показывают картины городов) МУЛЬМЕДИО
Воспитатель: – Какие красивые наши города.
Знаете ребята, в каждой Республике есть свои государственные символы .Я хочу познакомить вас с символами нашей Республики Татарстан.
Это флаг нашего Татарстана. Он разделен на три части-зеленую ,белую и красную. Каждый цвет имеет свое значение.
Зеленый цвет- символ живой природы и молодости.
Белый цвет -символ чистоты и мира.
Красный цвет- символ солнца и огня.
Это Герб .На Государственном Гербе нашей Республики изображен крылатый белый Барс на фоне красного солнца .Барс олицетворяет богатство ,силу.
На боку у барса круглый щит ,на котором изображена астра.
Щит означает – защиту ,цветок – долгую жизнь.
Дети, а что вам напоминают цвета нашего Герба?
Ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам послушать Гимн нашей Республики. Написал этот Гимн татарский композитор Рустем Яхин . Посмотрите, вот его портрет .А сейчас давайте встанем и послушаем.
( слушаем гимн)
( физкультминутка)
Воспитатель: – «Территория нашей республики очень большая (руки в стороны). По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны). В лесах растут высокие деревья (руки вверх). В чаще леса живут косолапые медведи (изображаем медведей, серые зайцы (прыжки, рыжие лисицы (изображают лисиц). На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зелёные кузнечики (прыжки)».
– Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике Татарстан.
Звучит татарская мелодия.
Входят женщина(Далия Саитовна) и мальчик (Амир) в татарской национальной одежде.
Далия Саитовна . – Здравствуйте,дети!
Мальчик – Исэнмэсез ,балалар!
Дети – Здравствуйте! Исэнмэсес!
Далия Саитовна .-Мы прошли весь край родной ,
А сейчас идем домой.
Мальчик -Но не смогли пройти мы мимо ,
У вас так мило и красиво.
Воспитатель: – Какие вы красивые! Какая у вас необычная одежда .
Далия Саитовна: .- Мы одеты в татарский национальный костюм.
Хотите мы вам расскажем о нашей удивительной одежде?
Дети:- Да.
Далия Саитовна: – В национальном костюме татар воплотилось все мастерство народного творчества и стремление этого народа к совершенству. Татарские национальные костюмы разноцветные, что придает им особую яркость и живописность .В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных « восточных» цветов ,головные уборы со сложным и богатым орнаментом , различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения.
Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия. Костюмы сохранились до наших дней и одеваются по случаю различных праздников. Костюмы передавали из поколения в поколение ,как живописные украшения и фамильные ценности.
Женщины носили кульмэк- платье.
Поверх платья надевается камзол –длинный жилет.
Так же носили фартуки ,которые украшались волнами на плечах и подоле.
Шаровары- ыштан.
Женский Головной убор – калфак.
Читек- сапоги, украшеные кусочками татарского орнамента из натуральной кожи.
Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом украшения женского. костюма.
Мальчик: – Мужчины одевали кульмэк, камзол, халат, ыштан, тюбетейка, темного цвета кун итек ,неотъемлемым атрибутом верхней одежды у мужчин был пояс.
Далия Саитовна: -А сейчас посмотрите какие у нас красивые головные уборы .
Показывают и спрашивают :
Кто носит этот головной убор?
( одевают дети и общие фото)
Воспитатель-Спасибо вам за интересный рассказ.
(уходят)
Воспитатель:-Вот и закончилось наше путешествия по родному краю. Мы много вспомнили и много узнали . Вам понравилось наше занятие?
Дети:- Да.
Сегодня мы говорили о нашем родном крае.
Скажите пожалуйста в какой Республике мы с вами живем?
Дети: – Мы живем в Республике Татарстан.
Воспитатель:.-Назовите столицу нашей республики ?
Дети : – Столица нашей республики город Казань.
Воспитатель: -На сколько частей разделен Государственный флаг Татарстана?
Дети: – На три части.
Воспитатель: – Что символизируют цвета флага?
Дети: -Зеленый –живая природа и молодость .
-Белый –чистоту и мир .
-Красный – огонь и солнце.
Воспитатель: – Кто изображен на нашем Гербе.?
Дети: – Крылатый Барс.
Воспитатель: – Правильно. Спасибо вам ,ребята ! Вы ,молодцы!
Наше путешествие подошло к концу и закончить его я хочу стихотворением татарского поэта Сибгата Хакима.
– Спросите нас:- Откуда вы?
Мы с вами из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть ,грузим суда,
В свободном Татарстане.
Спасибо за внимание.
До новых встреч.