Гимадиева Гузель Мансуровна
Фатхуллина Ляля Рамиловна
инструкторы по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №5 «Созвездие» г. Кукмор»
Оглавление
Содержание |
Стр |
Введение |
3 |
1.Актуальность проекта |
3 |
2.Цели и задачи проекта |
4 |
2.1 Цель проекта |
4 |
2.2 Задачи проекта |
4 |
2.3 Целевая группа проекта |
4 |
3. Проектное решение |
5 |
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта |
6 |
5. Программа проектных мероприятий |
6 |
6.Ожидаемые результаты реализации проекта |
10 |
Заключение |
10 |
Список литературы |
12 |
Интернет-ресурсы |
13 |
Приложение 1 |
14 |
Приложение 2 |
16 |
Приложение 3 |
18 |
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) выделяют в качестве условия успешной реализации поставленных перед образованием задач, формирование здорового образа жизни воспитанников.
Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, закладывается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем, которая выражается в понятии «здоровый образ жизни».
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.
1. Актуальность проекта
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.
Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.
2.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Повысить желание заниматься физической культурой и спортом, формирование у детей устойчивой привычки к систематическим занятиям физической культурой.
2.2 Задачи проекта:
1. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
2. Развивать физические качества детей по средствам спортивных досугов и развлечений.
3. Воспитать желание и стремление к ежедневным занятиям физической культурой.
4. Способствовать укреплению здоровья детей, через использование различных спортивных инвентарей.
5. Заинтересовать родителей в повышение физических качеств в семье.
-
- Целевая группа проекта:
- Дети подготовительной группы
- Инструктор по физической культуре
- Воспитатели
- Медицинская сестра
- Музыкальный руководитель
- Родители
- Старший воспитатель.
3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
1. Анкетирование для родителей: «Здоровье вашего малыша».
2. Папки передвижки на тему: «Движения и здоровье».
3. Выставка рисунков на тему: «Папа, мама, я – здоровая семья», для подготовительной группы.
4. Физкультурные занятия с комплексами ГТО.
5. Сдача норм ГТО «Весёлые старты». (Приложение 2)
6. Консультация медицинской сестры с родителями по поводу физической подготовленности детей.
7. Мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья!». (Приложение 3)
8. Консультация для родителей тех детей, которые не посещают спортивные секции, о положительном влиянии занятий спортом на здоровый образ жизни
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта с 3 апреля по 27 апреля 2023 год.
4.2 Этапы реализации проекта
1.Подготовительный(3-14 апреля 2023 год).
2.Основной (с 17 апреля по 21 апреля 2023 год).
3.Заключительный(с 24 апреля по 27 апреля 2023 год).
5.Программа проектных мероприятий
№ |
Комплекс мер |
Место проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
|
Этап 1 |
|||||
1 |
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по нормативно-правовой базе по ГТО: – Указ Президента РФ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО) · Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО) от 11 июня 2014 г. 540 · Приказ Минспорта РФ “Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) · Приказ Минспорта РФ от 29 августа 2014 г. “Об утверждении порядка организации и проведении тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) · Приказ Минспорта Рф от 14 июля 2015 г. “Об утверждении порядка организации и проведения тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) · МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) · МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне” (ГТО) · Приказ Минспорта РФ “Об изменении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)” – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» – Федеральный Закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ |
Методический кабинет ДОУ |
3-5 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, старший воспитатель. |
|
2 |
Изучение литературы, просмотр сайтов, касающихся темы проекта: – Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред.. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с А также интернет сайт: http://mdou5.68edu.ru/001_gto.html |
Методический кабинет ДОУ |
6 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, старший воспитатель. |
|
3 |
Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий. |
Методический кабинет ДОУ |
7-12 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, старший воспитатель, музыкальный руководитель. |
|
4 |
Подборка музыкального репертуара: Чичков «Физкульт- ура!»; Лебедев-Кумач «Закаляйся – если хочешь быть здоров!» А также интернет сайт: www.detskij-dvorik.ru/musicchild.html |
Физкультурный зал ДОУ |
10 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, музыкальный руководитель. |
|
5 |
Анкетирование для родителей: «Здоровье вашего малыша» (Приложение 1) |
Физкультурный зал ДОУ |
11 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, старший воспитатель. |
|
6 |
Разработка консультации для родителей по теме: «Что такое ГТО и его значение». Изготовление папок-передвижек для родителей по теме: Движение и здоровье» |
Группы |
12 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, старший воспитатель. |
|
7 |
Подготовка атрибутов, сценического материала: костюмы героев, обручи, конусы, мешочки с песком, теннисные мячи, тоннель, большие мячи, корзины, скакалки, дуги, резиновые мячи. |
Физкультурный зал ДОУ |
13 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, музыкальный руководитель. |
|
8 |
Консультация инструктора по физической культуре с медицинской сестрой на тему: «Оздоровительные мероприятия после дневного сна по системе Алямовской В.Г.» |
Физкультурный зал ДОУ |
14 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, медицинская сестра. |
|
Этап 2 |
|||||
1 |
Выставка детских творческих работ «Папа, мама, я – здоровая семья» для старших и подготовительных групп |
Физкультурный зал ДОУ |
17 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, старший воспитатель. |
|
2 |
НОД с комплексами ГТО. |
Физкультурный зал ДОУ |
18-19 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, медицинская сестра. |
|
3 |
Сдача норм ГТО. Мероприятие – «Веселые старты» (Приложение 2) |
Физкультурный зал ДОУ |
20 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, медицинская сестра. |
|
6 |
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. во время проведения образовательной деятельности. (Приложение 4) |
Физкультурный зал ДОУ |
21 апреля 2023 года |
Инструкторы по физической культуре, воспитатель медицинская сестра. |
|
Этап 3 |
|||||
1 |
Заключительное спортивное мероприятие с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»(Приложение 3) |
Физкультурный зал ДОУ |
24 апреля 2023 года |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель |
|
2 |
Отзывы родителей по итогам проекта «Спорт-движение» |
Физкультурный зал ДОУ |
25-26 апреля 2023 года |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель |
|
3 |
Анализ проведенных мероприятий в ДОУ Предоставление презентационного материала на педагогическом совете |
Музыкальный зал ДОУ |
27 апреля 2023 года |
Инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Повышение мотивации к двигательной активности и к ведению здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Закрепление у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
Укрепление доверительных отношений между родителями и детьми.
Оформление выставок детских работ, информационных стендов, дидактических и методических материалов по теме «ГТО».
- Создание положительного эмоционального настроения средствами спортивных развлечений.
Заключение
Проект «Спорт-движение» повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. Формирует у всех участников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а так же положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей. Физкультурно-оздоровительные мероприятия нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создание условий для того, чтобы дети росли здоровыми и выносливыми.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет проведение норм ГТО в игровой форме. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно!
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
1. Указ Президента РФ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)
2. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО) от 11 июня 2014 г. 540
3. Приказ Минспорта РФ “Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)
4. Приказ Минспорта РФ от 29 августа 2014 г. “Об утверждении порядка организации и проведении тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)
5. Приказ Минспорта Рф от 14 июля 2015 г. “Об утверждении порядка организации и проведения тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне” (ГТО)
7. Приказ Минспорта РФ “Об изменении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)”
8. Федеральный Закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
11. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.,ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред.. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
12. Степаненкова Э.Я., Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
12. Сулим Е.В., Занятия с физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников.-3-е изд., допол. исп.-М.: ТЦ Сфера, 2016.-112с.-(Будь здоров, дошкольник!).
13. Шорыгина Т.А., Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. – (сказки-подсказки).
Дополнительная литература:
- Гаврючина Л.В.,Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Давыдова М.А.- Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет – М.: ВАКО,2007
- Лазарев М.Л., Фырка и Здравик. Развивающее учеб.пособие для детей дошк. Возраста. – М.:Мнемозина, 2004. – 123 с.: ил. (Моя книга здоровья).
- Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б.,Развивающая педагогика оздоровления – М., Линка-пресс, 2000 г.
- Яколева Т.С., Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ, М.: Школьная пресса, 2008г
- Шукшина С.Е., «Я и мое тело» – программа занятий, упражнения, дид. игры- -М.:Школы Пресса,2009г.
Интернет-ресурсы:
- Сайт МБДОУ Детский сад «Сказка»
http://mdou5.68edu.ru/001_gto.html
2. Сайт Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-proekt-gto-v-detskiy-sad-navstrechu-zdorovyu-1082902.html
3. Сайт ucoz
http://detskisad.ucoz.ru/GTO/proekt_gto.pdf
4. Сайт Детский дворик
www.detskij-dvorik.ru/musicchild.html
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Здоровье вашего малыша».
Авторы: Гимадиева Гузель Мансуровна, Фатхуллина Ляля Рамиловна – инструкторы по физической культуре.
Название группы__________________________________________
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________
Что Вы знаете о физическом развитии своего ребенка?
Какие дефекты в физическом развитии ребенка Вы заметили?
__________________________________________________________________________
Выполняет ли ребенок установленный Вами режим дня?
__________________________________________________________________________
Проводятся ли дома закаливающие мероприятия?___________________________________
Интересуется ли Ваш ребенок играми с элементами спорта или двигательными играми?
_____________________________________________________________________________
Какие условия создали в семье для правильного физического развития ребенка /инвентарь, спортивный уголок/?
_____________________________________________________________________________
Какие трудности в физическом воспитании Вы испытываете?
_____________________________________________________________________________
Как добирается ваш ребенок в дошкольное образовательное учреждение?
_____________________________________________________________________________
Посещает ли ваш ребенок, кроме занятий в дошкольном учреждении, еще занятия по общей физической подготовке в другом месте?
Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет, иногда) _____________________
Спасибо!
Приложение 2
«Веселые старты»
Автор: Фатхуллина Ляля Рамиловна, инструктор по физкультуре в МБДОУ «Детский сад №5 «Созвездие» г.Кукмор
Цель: Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Привлечь детей к активному участию в спортивных соревнованиях.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки, прыгучесть, выносливость.
- Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.
Инвентарь: Обручи, конусы, тоннель, мешочки с песком, корзины, резиновые маленькие мячи, большие мячи, теннисные мячи, скакалки, дуги.
Ход мероприятия
Ведущий: Собрались мы здесь сегодня
Чтоб здоровье закрепить.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем спортзале! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – “Весёлые старты”! И наш спортивный зал превращается в весёлый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте! Но не это главное, мы собрались для того, чтобы подружиться друг с другом. И неважно, кто станет победителем.
Дети, а как можно утром укреплять здоровье?
(Ответы детей)
Ведущий: Правильно, зарядкой. А сейчас мы вместе проведем бодрящую гимнастику.
«Солнышко лучистое».
Ведущий Сегодня мы будем играть, здоровье укреплять. И так, начинаем соревнования. Как говорится: “На старт, внимание!” Давайте познакомимся с участниками праздника. В соревнованиях участвуют две команды.
– «Представление команд». Каждая команда представляет себя (название, девиз, эмблема и т. д.)
А сейчас пришло время представить наше уважаемое жюри.
Итак, с командами познакомились, жюри представили– пора начинать соревнование!
Ведущий:
- Первая эстафета «Прыжки на двух ногах из обруча в обруч».
У каждой команды по пять обручей. Необходимо как можно быстрее прыгнуть из обруча в обруч, при этом их не задеть. Бежит до конуса, обегает его и бегом возвращается с внешней стороны и передает эстафету.
- Вторая эстафета Челночный бег 3х10 м (сек.)
- Третья эстафета «Пролезь, перепрыгни, доставь мешочек».
У каждого ребенка в руке мешочек с песком. Участнику необходимо подлезть под дугу, перепрыгнуть обруч и положить мешочек в корзину, обегать корзину и бегом возвратиться и передать эстафету.
Ведущий: А сейчас динамическая пауза. Жюри подведет итоги.
А вы отгадайте спортивные загадки:
Кто без рук и ног
Самый лучший прыгунок
Он и прыгает,и скачет,
Ушибется — не заплачет. (Мячик)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой ….(велосипед)
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки)
Как только утром я проснусь,
Присяду, встану и нагнусь –
Все упражненья по порядку!
Поможет вырасти …(зарядка)
Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу. (обруч)
- Следующая эстафета называется «Тоннель».
Каждый участник должен проползти через «тоннель», взять мешочек теннисный мячик и попасть в обруч.
- Пятая эстафета «Пройди по мостику».
Ходьба приставным шагом по скакалке, носочек приставляем к пятке, добежать до конуса, вернуться бегом и передать эстафету следующему.
- Эстафета «Перенеси мяч».
Дети ползут до конуса с опорой на руки и ноги, зажав мяч подбородком «жуки», обратно возвращаются бегом, передают эстафету.
7. Конкурс для капитанов команды.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)
Ведущий: Вой и закончилась наша последняя эстафета.
А сейчас пока жюри подводит итоги, мы проведём конкурс на смекалку.
«Ответь да или нет – быстро»
- В пустом стакане есть орехи?
- Снег идёт зимой?
- Листья желтеют осенью?
- Солнце светит ночью?
- Тетрадь похожа на прямоугольник?
- Суп едят вилкой?
- Кошка боится мышку?
- Воробей это птица?
- Морковь бывает синяя?
- Берлога медведя на ветке?
- Яблоки созревают весной?
- У машины 4 колеса?
- Зайчик живёт в логове?
- Медведь домашнее животное?
Ведущий: Сегодня мы все получили заряд бодрости, радости, а это самое главное для того, чтобы быть здоровым человеком.
Приложение 3
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Автор: Гимадиева Гузель Мансуровна, инструктор по физкультуре в МБДОУ «Детский сад №5 «Созвездие» г.Кукмор
Описание материала: Предлагаю Вам разработку данного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья!», который подарит массу положительных эмоций детям, родителям, болельщикам. Сценарий будет интересен педагогам по физической культуре, воспитателям.
Цель: пропаганда и формирование здорового образа жизни в семье.
Задачи:
– развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу, реакцию;
– создавать бодрое и радостное настроение у детей и родителей;
– осуществлять взаимосвязь в вопросах физического воспитания детей между детским садом и семьёй.
Инвентарь: обручи, мячи хула-хоп, мячи, конусы, скакалки, ленточки, зонтики, большие мешки, канат, аудиоаппаратура.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы еще раз убедиться в том, какие сильные, крепкие, быстрые, ловкие наши дети, и какие дружные и спортивные у них родители. А будет нам в этом помогать наш юный спортик!
Спортик: Здравствуйте, зрители, жюри и участники нашего сегодняшнего праздника «Мама, папа, я – спортивная семья»!
Сегодня здесь, в спортивном зале
Мы спорт, уменье совместим.
Мы этот славный праздник с Вами
Прекрасным играм посвятим.
Ведущий: Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два. Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости и поболеть за те дружные семьи, которые пришли, чтобы принять участие в наших соревнованиях.
Спортик
Позвольте открыть наш Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»
Оценивать ваши успехи будет жюри.
Представление жюри.
Представление семей.
Ведущий:
папы – (делают шаг вперед)
Вот они перед нами – слегка бодрые, местами подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже (папы встают на свои места).
Спортик
мамы – (делают шаг вперед).
Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, прополка, стирка, уборка. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам (мамы делают шаг назад).
Ведущий:
И, наконец,детишки! (дети делают шаг вперед)
Это они еще с пеленок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.
Спортик
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.
Делу время, час забаве. Команды слово-то за вами.
Первый конкурс – «Визитная карточка»
Название, девиз, эмблема
Жюри оценивает результаты
Дети читают стихи
1 – й р е б ё н о к
Приглашаем всех сейчас.
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас!
Наши папы, наши мамы,
Вы на старте вместе с нами!
2 – р е б ё н о к
Спорт нам плечи расправляет,
Силу. Ловкость нам даёт.
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовёт!
3 – р е б ё н о к
А пришли сегодня
Все, конечно, победить!
Все команды, все герои
В этом могут убедить!
Ведущий:. Скажи Спортик, а с чего у тебя начинается утро?
Спортик. Конечно же с утренней зарядки!
Ведущий: Вот и сейчас я предлагаю нашим командам начать праздник с разминки. Ты мне поможешь?
Под музыку Кремль «Делайте зарядку» команды выполняют разминку.
Ведущий: Ну, вот наши участники немного размялись, стряхнули волнение, приступим к соревнованиям.А сейчас мы приглашаем наши команды занять свои места на линии старта.Объявляю второе соревнование. Спортик, ты любишь кататься на машине?
Спортик. Нет, я люблю ходить пешком и бегать!
Ведущий: А вот мы и проверим, что наши участники любят больше всего: ездить на машине или ходить пешком.
2 конкурс «Весёлое такси».
Команды выстраиваются в колонну по одному. По сигналу папа, держа в вытянутых руках обруч, как руль, бежит до ориентира, огибает его и возвращается за мамой. Мама берёт папу за талию – эстафета повторяется, родители возвращаются за ребёнком. Ребёнок берёт маму за талию – эстафета повторяется, семья финиширует.
3 конкурс — “Семейная эстафета”
1этап (ребенок): прыжки на мячах “хула-хоп” до ориентира и назад.
2 этап (мама): прыжки на скакалке произвольным способом до ориентира и обратно.
3 этап (папа): ведение мяча до ориентира и обратно.
Танец «Лавота». (Вместе с родителями)
4 конкурс — «Веселый пингвин»
Ходьба с зажатым между коленями мячом – по очереди ребенок, мама, папа.
Спортик: Нашим спортсменам надо отдохнуть. А пока они набираются сил, проведем конкурс для болельщиков (зрителей). Команды садятся на лавочки.
Конкурс для болельщиков «Угадай сказку»
Ведущая. Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать, как она называется.
«Не садись на пенек, не ешь пирожок…» (Маша и медведь);
«Спи, глазок, спи, дугой…» (Крошечка – Хаврошечка);
«Яблоня, Яблоня, спрячь нас…» (Гуси-лебеди);
«Не пей, братец, этой водицы – козленочком станешь…» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка);
«Козлятушки – ребятушки, отопритеся, отворитеся…» (Волк и семеро козлят);
«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу…» (Царевна-лягушка);
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» (Колобок);
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о золотой рыбке);
«По щучьему веленью, по моему хотенью…» (По щучьему веленью);
«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой…» (Сивка-бурка).
5 конкурс — «Через тоннель»
Папы по очереди обегают стойку, принимают упор лежа. Сначала под мостиком проходит 1ая семья (мама и ребенок). В конце папы бегут на свои места.
6 конкурс «Под зонтами»
Сейчас все команды спешат на стадион, на улице идет дождь. Папа несет за спиной ребёнка, а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. (Каждой команде выдается зонт)
7 конкурс «С обручами».
1 этап. Дети бегут «змейкой» вокруг обруча, назад возвращаются бегом.
2 этап. Мамы поднимают каждый обруч, продевают его через себя и опускают на пол, назад возвращаются бегом.
3 этап. Папы поочерёдно выполняют прыжки через обручи, назад – бегом.
Ведущий. Состязания продолжаются.
Спортик:
8 конкурс «Бег в мешке»
Что за чудо – скок да скок!
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватай его, ловите,
Поскорей мешок держите!
Ведущий:
Команды строятся у стартовой линии в колонну и по свистку каждый участник команды на перегонки прыгает в мешке до стойки и возвращается тем же способом, передает эстафету следующему участнику.
Спортик: Пришла пора вам зрители размяться.
Ведущий:
9-й конкурс — “Самый ловкий папа”
Проводится игра “Ловишки” со всеми детьми, присутствующими на празднике. Раздаются ленточки – “хвостики”. Выигрывает папа, набравший больше “хвостиков”
Спортик: Минутка отдыха. (концертный номер)
Ведущий:
10-ый конкурс «Перетягивание каната»
Жеребьёвкой определяются пары соревнующихся команд. Выигравшие команды соревнуются друг с другом. Побеждает оставшаяся команда.
Спортик: Это был наш заключительный конкурс. Участники прекрасно справились! Наши соревнования подходят к концу. А пока жюри подводит итоги, мы все вместе станцуем весёлый танец. Танец «Фиксики».
Жюри подводит общий итог
Каждой семье вручаются грамоты, делается общая фотография на память.
Спортик:
В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучен.
Проживёшь ты до ста лет!
Вот тебе и весь секрет!
Праздник нам кончать пора –
Крикнем празднику: “Ура!”
Ведущий.
Всем спасибо за внимание,
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнований,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощания,
Будет кратка наша речь!
Говорим мы: “До свидания,
До счастливых новых встреч”.
Приложение 4
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
Выполняя дыхательную гимнастику по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:
- делать короткий активный вдох носом;
- выдох выполнять через рот;
- вдох делать одновременно с движением;
- все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
- считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).
Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).
“Ладошки” Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и “покажите ладони зрителю” – “поза экстрасенса”. Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть “шмыгните” 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды – пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом – абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: “прошмыгайте” носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение “Ладошки” можно делать стоя, сидя и лежа.
“Погончики” И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются ви.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох “ушел”. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений. Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение “Погончики” можно делать стоя, сидя и лежа.
“Насос” (“Накачивание шины”) И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка – о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох “с пола”. Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.”Накачивать шину” нужно в темпоритме строевого шага. Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение “Насос” можно делать стоя и сидя. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывая его широко.
“Кошка” (“Приседание с поворотом”) И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в талии. Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение “Кошка” можно делать также сидя на стуле и лежа в постели
“Обними плечи” (вдох на сжатии грудной клетки) И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым “объятием” резко “шмыгайте” носом. Руки в момент “объятия” идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение “Обними плечи” можно делать также сидя и лежа.
“Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”) И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох с “пола” – вдох с “потолка”. Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение “Большой маятник” можно делать также сидя.
“Поворот головы” И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо – сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – “шмыгните” носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть! Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно “шмыгайте” носом. Делать эти упражнения можно сидя, а “Повороты головы” и “Ушки” можно даже лежа
“Ушки” (“Ай-ай”) И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: “Ай-ай-ай! Как не стыдно!” Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает “китайского болванчика”. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот). Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно “шмыгайте” носом. Делать эти упражнения можно сидя, а “Повороты головы” и “Ушки” можно даже лежа.
“Маятник головой” (“Малый маятник”) И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) – резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) – тоже вдох. Вниз – вверх, вдох с “пола” – вдох с “потолка”. Выдох должен успевать “уходить” после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо, в крайнем случае – тоже через нос). Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. “Повороты головы”, “Ушки” и “Маятник головой”. Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно “шмыгайте” носом. Делать эти упражнения можно сидя, а “Повороты головы” и “Ушки” можно даже лежа.
“Перекаты” А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус – тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко “шмыгая” носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед – назад, приседание – приседание, вдох – вдох. 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу. Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая – сзади. Повторите упражнение с другой ноги.
“Шаги” А. “Передний шаг” (рок-н-рол) И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно “шмыгайте” носом (левое колено вверх – и.п., правое колено вверх – и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кисте рук на уровне пояса. Упражнение “Передний шаг” напоминает танец рок-н-рол. Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот. Норма 8 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение “Передний шаг” можно делать стоя, сидя и даже лежа.
Б. “Задний шаг” И.п.: то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно “шмыгните” носом. Затем обе ноги на одно мгновенье верните в и.п. – выдох сделан. После этого отведите назад согнутую в колене правую ногу, а налевой делайте танцевальное приседание. Это упражнение можно делать только стоя. Вдохи и движения делаются строго одновременно.
4 раза по 8 вдохов-движений.
Порядок выполнения:
1. “Ладошки” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
2. “Погончики” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
3. “Насос” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
4. “Кошка” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
5. “Обними плечи” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
6. “Большой маятник” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
7. “Повороты головы” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
8. “Ушки” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
9. “Маятник головой” – 12 раз по 8 вдохов-движений.
10. “Перекаты” а) 12 раз по 8 вдохов-движений – с левой ноги б) 12 раз по 8 вдохов-движений – с правой ноги
11. “Шаги” а) “Передний шаг” – 32 вдоха-движения. б) “Задний шаг” – 32 вдоха-движения. в) снова “Передний шаг” – 32 вдоха-движения
Упражнения на релаксацию и дыхание
“Драка”
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
“Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
“Штанга”
Цель: расслабить мышцы спины.
“Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.
“Сосулька”
Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!”
“Шалтай-Болтай”
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.
“Винт”
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
“Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! …Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.
“Насос и мяч”
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
“Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком”ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.” Затем играющие меняются ролями.