Филиппова Юлия Витальевна
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 17», г. Лениногорск
Введение
Проект представляет собой систему работы с детьми старшей группы в области речевого развития, патриотического воспитания. Данный проект является результатом изучения психолого- педагогических источников литературы, анализа современных технологий. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к родному языку детей и их родителей.
АктуальностьОвладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Цель: Через организованную учебную и игровую деятельность, способствовать изучению родного языка, пробудить у детей интерес к изучению родного языка через полученные знания.
Задачи:1.Разработать цикл мероприятий, позволяющих задействовать различные образовательные области в изучении родного языка.2.Помочь детям освоить родной язык как часть национальной культуры и средство для дальнейшего образования.3.Заложить основы речевой и языковой культуры.
Тип проекта : творческий, информационный, познавательныйСрок реализации проекта: КраткосрочныйУчастники: дети, родители, педагогиВозраст детей: 6-7 летМетоды, используемые в проекте:
– словесные
– наглядные
– практические
Предполагаемые результаты проекта
Данный проект способствует воспитанию любви к родной речи, уважительному отношению к своему народному достоянию. Развивает толерантность по отношению к языкам народов, проживающих в РТ.
Работа с детьми «Познавательное развитие»Беседа «Родной язык»Цель: Воспитывать положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивать толерантность по отношению к языкам народов, проживающих в РТ.
«Посиделки»
Цель: Воспитывать интерес к народному быту; формировать образную речь. Учить употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, прялка..
«Социально – коммуникативное развитие»С/р игра «Моя семья – праздничный национальный обед»Цель: закреплять понятие домашние обязанности. Воспитывать желание помогать родителям. Формировать навыки праздничной сервировки стола. Поддерживать интерес к национальной кухни, вызвать положительный эмоциональный отклик.
«Физическое развитие»П/игра «Бабка–ёжка» (русская народная игра)Цель: Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик.
П/и «Тубәтәй” (татарская народная игра)
Цель: Поддерживать интерес к культуре татарского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик.
«Речевое развитие»Чтение стихотворения «Родной язык» Федосюк Цель: Воспитывать чувство гордости за родной язык.Чтение стихотворения «Много языков на свете разных» М. Крюков.Цель: Воспитывать чувство гордости за родной язык. Вызвать у детей интерес к языку, его разнообразию, желание изучать языки разных народов.
«Художественно – эстетическое развитие» Рисование «В гости к нам пришла матрёшка»
Цель: Учить детей рисовать с натуры, красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму матрёшки карандашом, затем рисовать красками остальные детали изображения. Развивать эстетическое восприятие.
Д/игра: «Укрась татарский сапог»
Цель: Развивать эстетическое восприятие. Учить подбирать и располагать элементы орнамента на силуэте калфака и тюбетейки, закреплять умения в подборе цветовых сочетаний элементов с фоном. Закрепить названия элементов орнамента. Продолжать работу по воспитанию интереса и любви к татарскому народному орнаментальному искусству.
Работа с родителямиКонсультация для родителей «Родной язык – моё богатство»Оформление папки – передвижки «Обучение родному языку и проблемы двуязычия в дошкольных учреждениях»
Акция «Я люблю свой родной язык»
Заключение
Данный проект воспитывает положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивает толерантность по отношению к языкам народов.
Список использованной литературы.
1.А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения 3 – 7 лет»
2.М.И. Богомолова, З.Т. Шарафутдинов «Дошкольникам о Татарстане. Старший возраст»
3.Р. А. Бурганова «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»
4. Т. В. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5 -7 лет»
5. А. В. Кинеман «Детские подвижные игры народов СССР»
6.Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию»
7. Т.И. Тарабанина, Н.В., Елкина «1000 загадок»
8. Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия»