Исламова Алсу Гумаровна
воспитатель 1 категории
МБДОУ «Ямашурминский детский сад «Йолдыз» Высокогорского муниципального района РТ, Ямашурма
1. Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).
Тема : «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»
Сведения об авторе:
Ф. И. О. : Исламова Алсу Гумаровна
Дата рождения: 08.08.1982г.
Должность: воспитатель I категории
Место работы: МБДОУ «Ямашурминский детский сад «Йолдыз» Высокогорского муниципального района РТ»
Образование: высшее.
• 2001г. -окончила Арский педагогический колледж РТ, специальность «Родной язык и литература».
• 2009г. -окончила «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина», квалификация Филолог.Преподаватель, по специальности «Филология»,
• 2015г. – прошла профессиональную переподготовку по программе «Педагогика и образование » по направлению «Педагогика и методика дошкольного образования» в объеме 520 часов в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет.
2022г. – прошла курсы повышения квалификации по программе «Новые возможности STEAM-образования в развитии интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (в том числе 16 часов по особенностям организации работы с детьми с ОВЗ), в объеме 72 часа.
Общий педагогический стаж : 11 лет
Стаж в занимаемой должности: 11 года
Актуальность педагогического опыта.
В деятельности детей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общение ребенка легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящие время у детей все чаще наблюдается речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку быть более общительным, расширять его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста заключается в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Основная идея опыта.
В центре внимания моей работы – дети дошкольного возраста.
Решение проблемы речевого развития дошкольников, я считаю невозможным без поиска и внедрения новых подходов.
Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение технологии мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время мы чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной целью своего опыта я считаю : внедрение мнемотехники в работу по речевому развитию у детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Теоретическая база педагогического опыта.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Я брала с младшими детьми сказки. Рассказывала сказку и параллельно последовательно выставляла героев на доске. После задавала вопросы и дети по картинкам отвечали.
Например: сказка «Колобок»
Жил-был дед и бабушка. Бабушка слепил колобка…….
2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы – я использую :
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов :
1. обучающие – содержат познавательный материал.
2. развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы.
Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: Составление сюжета.
4 этап : Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
5 этап: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания. Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Например: стихотворение А.Барто «Мячик»
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
• Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
• Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
• Процессуальностью – развитие ребенка рассматривается как процесс;
• Здоровьесбережением – реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
• Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Новизна педагогического опыта.
Новизна моего педагогического опыта, состоит в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике я нашла в приёмах мнемотехники.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Технология представляемого педагогического опыта
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы – не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, а именно применять технологию мнемотаблиц, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.
Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Для родителей было проведен круглый стол по теме: «Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни при заучивании стихотворений с детьми». Одной из целей этого мероприятия: было познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми и вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников. Для родителей воспитанников были разработаны буклеты на тему : «Мнемотехника в помощь мамам и папам». Также проводилось анкетирование родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». Консультации на тему : «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; индивидуальные консультации по интересующим темам; оформление наглядной информации в родительском уголке.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.
Мне удалось повысить уровень речевой активности детей благодаря взаимодействию с родителями воспитанников, через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Использование мнемотехнике в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Результативность педагогического опыта.
Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками.
Мастер-класс в рамках республиканского семинара воспитателей татарского языка по теме “ Мәктәпкәчә белем бирү учреждениеләрендә тәрбияләнүчеләргә туган телдә милли белем һәм тәрбия бирү алымнары” на базе МБДОУ Ямашурминский детский сад “Йолдыз”, организованный ИРО РТ , МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ»
Тема: “Мнемотехника алымын кулланып тәрбияләнүчеләрнең сөйләм телен үстерү”.
Открытая ОД в рамках Республиканского конкурса “Воспитатель года – 2023” на базе МБДОУ Высокогорский детский сад “Бэлэкэч”, организованный МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ»
Тема: “Әкияткә сәяхәт”, зурлар төркеме.
Мастер- класс в рамках республиканского семинара учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Высокогорского муниципального района по теме: «Мәктәп һәм балалар бакчасы арасында дәвамчанлык» на базе МБОУ «Ямашурминская СОШ», организованный МКУ “Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ, Арского пед.колледжа им. Г.Тукая
Тема: “Приемы мнемотехники”
Выступление в рамках воспитателей татарского языка по теме: “Мәктәпкәчә белем бирү учрежденияләрендә тәрбияләнүчеләргә туган телдә белем һәм тәрбия бирү алымнары” организованный МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ», на базе МБДОУ «Ямашурминский детский сад «Йолдыз» Высокогорского муниципального района РТ
Тема: “Мәктәпкәчә яшьтәге балаларның бәйләнешле сөйләмнәрен үстерүдә мнемотехника яки күрсәтмәлелек моделе методын куллану”
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.
Список литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. , 2005 — 71с.
2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. – с. 102 -115.
3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.