Хамадиева Любовь Геннадьевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Ивана Егоровича Кочнева Алексеевского муниципального района Республики Татарстан», пгт Алексеевское
Задачи урока:
Познавательная:
- раскрытие многообразия культур населения России. Знакомство с традициями народов
- закрепление понимания Родины как многонационального государства
- закрепление отношения к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России
Развивающая:
- развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине
- формирование активной гражданской позиции
- развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга
Воспитательная:
- воспитание в детях гордости от того, что мы родились и живем в России
Универсальные учебные действия Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально – яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Оборудование.
Наглядность:
- Государственная символика.
- Работы учащихся на тему: «Традиции народов России»
- Пословицы народов мира на тему: «Родина»
- Выставка книг о традициях народов. 5.Татарская песня «Чума урде». 6.Русские народные мелодии.
Ход урока:
-
- Организационный момент: Учитель:
– Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха.
Просмотр мультфильма « Россия – огромная страна».
– Вы, наверное, догадались о чем пойдет речь на нашем уроке? (ответы учащихся)
Проверка домашнего задания
Игра « Верно –не верю».
№ п.п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Верно ли, что столица нашего государства Москва? |
|
2. |
Верно, что Россия- многонациональная страна? |
|
3. |
Верно ли, что в России живут только русские? |
|
4. |
Верно ли, что мы живем в Республике Татарстан? |
|
5. |
Верно, что столица Татарстана – Елабуга? |
|
6. |
Верно, что на территории Республики Татарстан живут народы разных национальностей? |
Взаимопроверка по эталону (учащиеся проверяют работы друг друга в парах)
Постановка проблемы.
На доске карта России
- Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.
- Рассмотрите внимательно карту…
- Назовите столицу нашего государства?
- Найдите города, в которых вам удалось побывать.
- Какие народы живут в России?
- В какой республике мы живем? Какой город является столицей нашей республики?
- Знаете ли вы, кто вы по национальности? Учитель:
- Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Все народы отличаются друг от друга.
Ученик:
Живут в России разные Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа
Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод,
Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия,
У нас у всех одна
Открытие нового знания.
-А вот чем отличаются народы?
Ответить на этот вопрос поможет схема. Ответы детей, кружочки на схеме закрыты, учащиеся высказывают свои предположения.
- У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках)
- А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?
Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.
-
- У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)
- У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)
- У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)
- Отличаются народы и национальной кухней.
– Все это является национальными традициями народов.
Работа над новым материалом. Работа по учебнику.
- Что повлияло на формирование национальной культуры и традиций народов нашей страны?
Природа на территории нашей страны очень разнообразна. Самую важную роль в жизни народов играли лес, река и степь…
– Рассмотрите рисунки. Расскажите, какую роль играли лес, река и степь в жизни человека?
Чтение текста учебника
– Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны?
В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего?
Традиции русского народа.
Каких народов только нет В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет, Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва, Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова, Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне, Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране Кого? Конечно, русских.
Русские — восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык — русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России — 111 миллионов.
Русский национальный костюм( сообщение учащегося)
Существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.
Основной одеждой для мужчин во все века была – широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.
Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги.
Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера
уже шили из кожи.
Обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Всегда русские любили борщ.
Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.
В России чай стали употреблять с 1638 года. Его завёз из Монголии русский посол Старков.
В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.
Русский народ широко праздновал церковные праздники: Рождество – один из самых христианских праздников. С Рождества Христова началась новая эра, новое летоисчисление.
Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени – последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России
– блины и гулянья.
Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
Традиции татарского народа ( сообщение учащегося)
Столица – город Казань, год основания 1005 год.
Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.
Протекают реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, Ик, Свияга, и другие. Административных районов – 43 .
Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.
В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.
Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.
Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо – крупяным блюдом является – бэлеш.
Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.
Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.
Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.
Физминутка
Татарская игра из детского фольклора «Чума урде».
- У русского народа есть похожая игра.
- Знаете ли вы, как называется эта игра?
- Правильно, это игра « Ручеёк».
Закрепление.
Групповая работа. Дидактическая игра на основании игры «Судоку».
В пустые клетки нужно поставить разрезные картинки так, чтобы по горизонтали и вертикали в каждом ряду картинки не повторялись.
Итог урока.
-Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.)
- Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека.
- Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки:
- Русские, украинцы, татары…
- Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом.
- Прочитайте хором: (Толерантность)
- Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните.
Вывод: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю.
Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.
Еврей и тувинец, бурят и удмурд, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья,
и этим гордиться должны мы друзья. Россией зовётся общий наш дом, пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России.
Рефлексия.
– Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)
Лист поэтапной самооценки учащихся на уроке
Литература:
-
-
- Учебник М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Русское слово» 2012 год
- С.И. Ожегов « Толковый словарь русского языка».
- Интернет ресурсы.
-