Морсалова Светлана Александровна
Шарафеева Альфия Камиловна
Роготнева Наиля Илдусовна
воспитатели,
учитель – логопед
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №38 «Золотой ключик»,
Елабужский район, г. Елабуга
Республика Татарстан
Для детей старшей и подготовительной группы
Цель: систематизация и уточнение знания детей о природе
Задачи:
- Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулируя выводы
- Развивать память, речь детей, творческие способности
- Способствовать формированию знаний о природе, развитию экологического мышления
- Формировать умение работать в коллективе, оказывать помощь друг другу
- Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ
- Воспитывать гуманное и нравственное отношение к родной природе, потребность любить и беречь её.
Материалы и оборудование:
- Проектор с презентацией мероприятия: слайды (ответы на конкурсные задания)
- Эмблемы командам
- Костюмы членам команды
- Костюм Лесной Феи
- Костюм Экоши
- Экологические знаки
- Листья для композиции «Дерево добра»
Предварительная работа:
- Подготовка сценария мероприятия
- Чтение произведений о природе В. Бианки, М. Пришвина, К.Ушинского
- Разучивание стихотворений, пословиц, девиза, речёвки команд
- Подготовка атрибутов
- Разучивание гимна «Эколята – молодые защитники природы»
- Разучивание танца «Мы – дети солнца»
Ведущие – Лесная Фея и и Экоша
Ход мероприятия:
(Дети входят с разных дверей в музыкальный зал под песню Юрия Антонова «Как прекрасен этот мир», выполняют танцевальные движения и выстраиваются напротив друг друга)
Лесная Фея:
Добрый день, жители прекрасной планеты Земля! 22 апреля отмечается Международный день земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Наша планета прекрасна, полна чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа и всем должно быть хорошо на Земле!
Экоша: Но, к сожалению, не все замечают красоту окружающего мира природы. Гибнут растения, исчезают животные, рыбы и птицы. Мы, жители планеты Земля, обязаны любить, беречь и охранять природу – дом, в котором мы живём!
Лесная Фея: Мы рады снова видеть вас у себя в гостях, особенно в такой праздничный день, как сегодня. Именно весной пробуждается природа от долгого зимнего сна. Сегодня в яркий весенний день мы собрались, чтобы отметить день рождения нашей планеты Земля.
(Звучит спокойная музыка «В мире животных», ребёнок читает стих)
«Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом – мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь, что мы должны наш дом сберечь.
Давайте докажем, что не зря на нас надеется Земля!»
Экоша: Сегодня мои друзья – защитники природы покажут свою эрудицию, смекалку и знания.
Лесная Фея: Но сначала представим членов жюри:
(Представление членов Жюри)
1. Панкратова Светлана Анатольевна – методист по экопросвещению «Национального парка «Нижняя Кама»
2. Вассанова Мария Сергеевна – заведующая сектором по экопросвещению «Национального парка «Нижняя Кама»
3. Салимуллина Светлана Юрьевна – старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №38 «Золотой ключик» ЕМР РТ
Лесная Фея: Внимание! Внимание! Начинаем викторину. Команды совершат увлекательное путешествие в мир природы. Итак, в викторине участвуют две команды: «Зелёный патруль» и «Знатоки природы»
Приветствуем игроков (аплодисменты)
Экоша: Просим команды представиться.
Представление команд:
1 команда «Зелёный патруль»
Девиз: «Живём разумно – творим чудеса
Любим природу безумно всегда!»
Речёвка: «Уборкой занимаемся, природой увлекаемся.
Всех друзей мы призываем: «Мусор за собой мы убираем!»
2 команда «Знатоки природы»
Девиз: «Пусть всегда растут деревья,
Пусть везде цветут сады!
Речёвка: «Чтобы взрослые и дети
Не болели никогда
Надо нам беречь природу
Поле, реки и леса!»
Лесная Фея: На вопросы викторины будем с вами отвечать.
Но друг друга попрошу я не перебивать!
Быть терпеливыми, а если будет нужно – ответы дополнять!
1 конкурсное задание «Разминка»
Я буду задавать вопросы поочерёдно одной и другой команде. За каждый правильный ответа команда получает – 1 балл. В викторине победит тот, кто больше всех наберёт баллов.
Вопросы:
- Как называется наша планета? (Земля)
- Как называется макет, который изображает планету Земля? (глобус)
- Что означает синий цвет на глобусе? (воду)
- Что означает коричневый цвет на глобусе? (горы, песок)
- Какой материк самый жаркий? (Африка)
- Какой материк самый холодный? (Анарктида)
- На каком материке живем мы? (Евразия)
- Как называется наша страна? (Россия)
Экоша: Молодцы ребята. Я – Экоша житель леса, а вы знаете что такое лес?
Лесная Фея: Конечно, Экоша, наши дети расскажут стихотворение «Лес – наш друг»
1 ребёнок: И не сразу, и не вдруг, мы узнаем: лес – наш друг!
Нет без леса кислорода – сникнет сразу вся природа
Без него дышать не сможем, и никто нам не поможет!
2 ребёнок: Сдуют ветры урожай, и тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки, высохнут они навеки
Заболеют все зверушки, вплоть до маленькой пеструшки!
3 ребёнок: Нет без леса нам лекарств, на столах не будет яств
Пропадёт тогда планета, горько говорить об этом!
4 ребёнок: А, поэтому, друзья, призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите, без нужды костры не жгите
Цените каждую травинку и на листике дождинку!
5 ребёнок: Сбережём лес от огня для тебя и для меня
Красота живая – лес, пусть растёт он до небес!
Экоша: Что ж, порадовали меня: «Берегите лес, полный сказок и чудес». Лес много значит в жизни природы и человека. Это важнейшее сообщество! Лес сохраняет водные ресурсы и почву! Лес защищает поля от суховеев! Лес – фабрика кислорода, очищение воздуха и вредных примесей! Лес – это источник физического и нравственного здоровья людей!
Лесная Фея: Предлагаю 2 конкурсное задание «Угадай дерево»
Также команды отвечают поочерёдно (после каждого правильного ответа на экране появляется слайд угаданного дерева)
Вопросы:
- В народе это дерево называют «сладким», а из цветков этого дерева пьют целебный чай при простуде. ..(Липа)
- «Кудрявое» чудо – дерево имеет единственную в мире белую кору… (Берёза)
- Название этого дерева происходит от слова «лист», а листьев на нём
нет…(Лиственница)
- Про это дерево говорят «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «Янтарные следы», которые закрывают рану… (Сосна)
- Это могучее дерево в природе назвали «прадед прадедов», а фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа… (Дуб)
- Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче мороз, тем слаще становится ягода… (Рябина)
- Из какого дерева делают спички?.. (из осины)
- Назовите самое теневыносливое дерево?.. (Пихта)
- Какое дерево весной цветёт первым?.. (Ольха)
- Какое дерево осенью первым сбрасывает листву?.. (Тополь, липа)
Экоша: Да, хорош наш лес! Летом и зимой, весной и осенью. Рядом с осинкой – берёзка, рядом с елью – осина. Много в нём и разных кустарников, трав и цветов.
Лес – многоэтажный дом. Слайд – Этажи леса
Ребята, все растения составляют этажи леса. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу?
Самый высокий – 5 этаж – верхушки сосен, елей, могучих дубов.
4 этаж – кроны деревьев пониже: это клёны, берёзы, осины, рябины.
3 этаж – кусты и молодые деревца. Этот этаж носит название: подлесок. Повторите.
А два нижних этажа -2 и 3- образуют травы, цветы, мхи.
В лесном доме есть что-то вроде подвала, в нём прячутся корни зелёных обитателей леса.
В лесном доме тоже есть квартиры – в каждой квартире свои жильцы – под землёй кроты, мыши;
На 1 этаже леса – волк, лиса, заяц, кабан, лось…
– Как вы думаете, почему они здесь живут? (Дети: они не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают своё жилище)
– на 1 этаже живут большинство певчих птиц, потому что они вьют гнёзда на ветвях кустов и низких деревьев.
– На среднем этаже живут куницы, совы, филин. Они селятся в дуплах старых деревьев. Сверху высматривают свою добычу.
– Выше живут белки, бабочки, лесные пчёлы и осы, комары.
Лесная Фея: Спасибо, Экоша, за полезную информацию. А ребята подготовили пословицы о лесе. Послушай.
Дети рассказывают пословицы:
1 ребёнок: «Рощи да леса – всему свету краса!»
2 ребёнок: «Лес и вода – брат и сестра»
3 ребёнок: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»
4 ребёнок: «Враг природы тот, кто леса не бережёт»
5 ребёнок: «Лес без птицы и птица без леса не живут»
Лесная Фея: Ребята, отгадайте загадку
«Уже закончилась зима, пришла весенняя пора.
В лесу сквозь ветви свет струится и слышно как щебечут …птицы
Лесная Фея: Итак, 3 конкурсное задание «Пернатые друзья»
Вопросы командам: (после правильного ответа на экране появляется слайд с птицей)
- Его называют лесным доктором за то, что он «лечит деревья» – вытаскивает из – под коры вредных насекомых и их личинки…(Дятел)
- Всё у этой птицы не как у других: клюв на прямой, не кривой, а крест – накрест, и птенцов она выводит не весной и летом, а зимой…(Клёст)
- Многие не любят эту птицу, потому что она подбрасывает своё потомство другим птицам… (Кукушка)
Экоша: Не осуждайте кукушку, проблема в том, что кукушка не может прокормить своё потомство, она хищная птица и питается насекомыми, и не может делать запасы, как зерноядные птицы. Каждый живой организм приспосабливается, как может, пытается выжить!
- Эти птицы прилетают зимой из лесов. На белом фоне хорошо видны красногрудые… (Снегири)
- Эта птица ловит в воздухе мух и других вредных насекомых… (Мухоловка)
- Эта птица считается символом добра и счастья…(Аист)
Лесная Фея: Молодцы, команды постарались. А сейчас предлагаю загадки для приглашённых детей:
- Всех прилетевших птиц черней, чистит землю от червей, взад – вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… Грач
- Под крышей я леплю гнездо из комочков глины, для птенчиков стелю на дно пуховую перину… Ласточка
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат… Цапля
4 конкурс – Конкурс для капитанов «Угадай животное по описанию»
Для капитана команды «Зелёный патруль»
«Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. У него необыкновенное обоняние. Чувствует жука или личинку на глубине нескольких метров. А зрение наоборот – слабое. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей»
(подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита в виде иголок)
Ответ капитана – ёж. (слайд – ёж)
Для капитана команды «Знатоки природы»
«Это самый осторожный зверь. Он умеет маскироваться. У него острое зрение, слух, обоняние. Умеет танцевать: поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается насекомыми, грызунами, иногда зайцами и ежами.
(подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост)
Ответ капитана – лиса. (слайд – лиса)
Лесная Фея предлагает музыкальную паузу и игры для всех детей:
- Музыкальная пауза: под песню «Выглянуло солнышко», по показу Лесной Феи и Экоши, дети выполняют танцевальные движения.
- Физкультурная пауза: Игра «Запомни, повтори»
Слушай, Экоша, и запоминай вместе с ребятами:
1.Если я скажу «солнышко» – поднимайте руки вверх, изображаем лучики.
2. Если я скажу «дождь» – топаем ногами.
3. Если я скажу «елочка» – опускаем руки вниз.
4. Если я скажу «бабочка» – машем руками и кружимся вокруг себя.
- Игра «Подбери слово и ответь»
- Лес может быть густым, а может и…редким
- Волк – зверь большой, а ёж – маленький
- Лось могучий, то есть …огромный, большой
- Весна бывает ранняя, а бывает и…поздняя
- Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины…горькие
- Январь год начинает, а декабрь…кончает
Экоша: Да, умные и эрудированные дети здесь собрались.
Лесная Фея: Предлагаю 5 конкурсное задание «Экологические знаки» или «Правила поведения в природе»
Члены каждой команды по очереди называют знак и объясняют его:
1 команда «Забирать животных из леса – опасно для жизни, это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать пищу и могут погибнуть в неволе»
2 команда «Охраняёте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение»
1 команда «Не топчите грибы – они полезные: ими лечатся разные животные»
2 команда «Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево может погибнуть»
1 команда «Берегите бабочек. Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе»
2 команда «Охраняйте муравейники. Муравьи – санитары леса!»
1 команда «Нельзя трогать птичьи гнёзда. Птица – мать может бросить это гнездо»
2 команда «Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, ионии бросят свои гнёзда и норы»
1 команда «Не разводи костёр. Он может привести к лесному пожару и гибели всего леса»
2 команда «Сохраняйте паутину: это дом для паучков»
Экоша: Какие молодцы, вы всё правильно сказали. В лесу надо быть внимательным и не шуметь, потому что вы гости в нём!
Сын Земли и матери своей!
Не губи природу понапрасну,
Сохрани всё для своих детей,
Для того, чтоб жизнь была прекрасной!
(Звучит спокойная музыка, дети – зрители выходят рассказывать стихотворение «Мы в лесу всего лишь гости!»)
1 ребёнок: Мой друг, когда приходишь в лес, ты – гость, не забывай
В лесу свои законы есть, ты их не нарушай
И первым правилом, считай, должна быть тишина
Ещё – порядок, чистота, она во всё нужна.
2 ребёнок: Шум страшно напугать порой зверей и птичек может
И хлам, оставленный тобой, зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой и затуши костёр.
Запомни, что пожар лесной – смертельный приговор!
Даже для выживших зверят – без дома, без еды…
Пусть совесть не позволит стать виновником беды!
3 ребёнок: Растенье с корнем незачем срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем, пускай себе растёт.
Ведь лес – большой зелёный дом, его не разрушай!
Вместе: Свои законы в доме есть, и ты их уважай!
Лесная Фея: Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека.
Композиция «Дерево добра» (Звучит спокойная мелодия, дети выходят с листочками, выстраиваемся в одну линию)
1. Охранять природу – значит охранять Родину!
2. Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
3. Человек, который понимает природу – благороднее, чище.
4. Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно.
5. Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни.
6. В природе нет ничего бесполезного.
7. Сила природы велика!
8. Любовь к родной стране начинается с любви к природе.
Вместе: Природа не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары
Она взамен лишь просит одного:
Чтоб люди были к ней добры! машут листочками, потом на места
Лесная Фея: Много теплых слов можно сказать о нашей планете. В народе говорят: «Никого не родила, а все ее матушкой зовут». Земля – общий дом для всех! Живя в этом доме, человек должен быть добрым, заботиться о других живых существах, потому что все мы дети Земли! Наша викторина подошла к концу. А пока жюри подводит итоги, мы исполним гимн «Эколят – дошколят – защитников природы»
Команды встают напротив друг друга, исполняют песню
Гимн «Эколята – молодые защитники природы» (автор: Зотова Т.В.)
- Ярко светит солнце в чистом небе
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой природа нас пленяет,
Силы вдохновение даёт,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, кто бережёт!
Припев: Мы эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья
Богатства земли молодой мы наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья
Защиты природы всегда мы отличники
Чтоб жизнь сохранить на планете Земля!
- Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней.
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надёжно охраняем,
Природы тишину, её покой
Если мы её оберегаем
Значит любим Родину с тобой! Припев: (дети остаются на линиях)
Лесная Фея: Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем относиться как друзья! Предоставляем слово жюри. (Гости благодарят детей, подводят итоги, происходит награждение дипломами и подарками)
В конце мероприятия все дети исполняют флешмоб «Мы – дети солнца»