Ерышова Венера Борисовна
педагог-организатор
МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР
пгт. Камские Поляны, Республика Татарстан
Актуальность:
Талантливый, одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком-либо одном или нескольких видах деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует от человека не только высокой активности, но и способности нестандартного мышления и поведения, а также умения демонстрировать свой талант в обществе. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Одна из форм – это работа со способными детьми в рамках проектов. В связи с этим, в МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» разработан проект «Талант-дети», способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе, совершенствование системы выявления одаренных детей, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Цель:
Выявить познавательный и творческий потенциал личности одаренных детей.
Задачи:
– формирование Банка одаренных и талантливых детей, посещающих два и более объединения МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга»;
– формирование «копилки творчества» талантливых детей;
– создание условий для проявления детьми своих многогранных творческих способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
– стимулирование одаренных детей, нацеливание на стремление к поиску нового, необычного самовыражения.
Описание проекта:
Проект «Талант-дети» направлен на детей, обучающихся в МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» и посещающих два и более объединения. Не все дети способны посещать несколько объединений, то есть иметь несколько увлечений одновременно. Например, посещать занятия по лепке и изобразительному искусству, увлекаться шитьем и музыкой. Причем, успешно реализуя свои способности во всех творческих направлениях. Эти дети умеют разумно распределять свое время: после школьных занятий посещать один за другим объединения, творить, создавать, а в вечернее время делать уроки и снова посвящать час отдыха творчеству.
Среди обучающихся МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» очень много детей, посещающих два и более объединения совершенно не в тягость учебе в школе, здоровью. Им это просто интересно! Они хотят пробовать себя везде и во всем: не хаотично, а вполне осознанно. У них замечательно получается шить, лепить, рисовать и т.д. Такие дети требуют к себе особого внимания. Им и посвящен творческий проект «Талант-дети».
Для формирования Банка одаренных и талантливых детей, посещающих два и более объединения МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга», работа ведется с педагогами дополнительного образования ЦДТ «Радуга», параллельно с классными руководителями образовательных учреждений обучающихся, с педагогами иных учреждений дополнительного образования, с родителями. Таким образом, готовится полная информация об одаренных обучающихся Центра детского творчества «Радуга», формируется портфолио детей с дипломами.
Для формирования копилки творческих работ дети совместно с педагогами отбирают лучшие творческие работы, оформляют их, подготавливают к очередному этапу проекта.
Готовится площадка для дальнейшей работы выставки творческих работ одаренных детей. В данном этапе принимают участие сами обучающиеся ЦДТ «Радуга» и педагоги.
Разрабатывается план-график работы выставок творческих работ одаренных детей.
Организация первой выставки творческих работ одного одаренного ребенка.
Далее организация очередных выставок творческих работ одаренных детей согласно плану-графику. Выставки организуются один-два раза в месяц до конца учебного года.
Посещение выставок творческих работ одаренных детей обучающимися ЦДТ «Радуга» и педагогами, а также одноклассниками и прочими посетителями учреждения. Гидом выставки является сам ребенок.
На выставки детей приглашается представитель местного СМИ для дальнейшей публикации статьи об одаренном ребенке.
По окончании проведения выставок (май) проводится заключительное мероприятие с торжественным вручением дипломов участникам выставок (с присвоением званий в различных номинациях) и благодарственных писем родителям и педагогам.
Проект можно реализовывать ежегодно.
Работа с детьми:
- Наблюдение за детьми
- Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся
- Выявление скрытых возможностей
Работа с родителями:
- Беседы
- Анализ уровня осведомленности родителей в вопросах творческого развития детей
- Консультации для родителей по вопросам развития способностей детей
Участники проекта: обучающиеся МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга», педагоги, родители, социум.
Сроки реализации проекта:
Внедрение проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2021-2022 учебного года: октябрь 2021 – май 2022 года. Вместе с тем ЦДТ не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:
– развитие творческих способностей детей, самовыражения, развитие качества стремления к поиску;
– обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Включает решение первых двух задач проекта: формирование Банка одаренных и талантливых детей, посещающих два и более объединения Центра детского творчества «Радуга»; формирование копилки творческих работ и портфолио талантливых детей.
Основной этап:
Включает решение третьей задачи проекта: создание условий для проявления детьми своих многогранных творческих способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Заключительный этап:
Включает решение четвертой задачи проекта: стимулирование одаренных детей, нацеливание на стремление к поиску нового, необычного самовыражения.
Для успешной реализации проекта ЦДТ «Радуга» имеет:
- выставочный кабинет;
- ТСО (ноутбук);
- принтер для цветной распечатки;
- квалифицированная команда, реализующая проект, в состав которой входят заместитель директора МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ по воспитательной работе Санникова В.П., заведующая отделом Ерышова В.Б., методист Сайфуллина С.Ю., педагоги дополнительного образования Миронова Н.А., Мотыль А.В., Бурмистрова М.Ю., Бурмистрова Н.Н., Башмакова Е.И., Матвеев В.В., Хатыпова В.Ю.
Для успешной реализации проекта необходимо:
- организация методической работы с педагогами по вопросам работы с талантливыми детьми;
- организация методической работы с родителями по вопросам работы с талантливыми детьми;
- организация работы со СМИ;
- финансирование проекта для распечатки дипломов, фотографий и прочей документации.
План – график реализации проекта «Талант-дети»
№ | Этап проекта | Сроки |
1. | Подготовительный этап (формирование Банка одаренных и талантливых детей, посещающих два и более объединения Центра детского творчества «Радуга»; формирование копилки творческих работ и портфолио талантливых детей) | 1-15 октября 2021 года |
2. | Основной этап (создание условий для самореализации одаренных детей; участие одаренных детей в творческих выставках в течение учебного года) | 18 октября 2021 года |
18 ноября 2021 года | ||
17 декабря 2021 года | ||
21 января 2022 года | ||
18 февраля 2022 года | ||
18 марта 2022 года | ||
15 апреля 2022 года | ||
15 мая 2022 года | ||
3. | Заключительный этап (стимулирование одаренных детей, нацеливание на стремление к поиску нового, необычного самовыражения) | 16-25 мая 2022 года |
Финансирование проекта
Проект финансирует МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ.
Показатели результативности проекта
Проект «Талант – дети» завершился в мае 2022 года. Всего в проекте приняли участие 9 обучающихся МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ. 26 мая 2022 года в ходе итогового мероприятия в торжественной обстановке директором МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ Батталовой Гульназ Расюловной участники проекта «Талант – дети» были награждены дипломами за талант и творчество. Родителям участников были вручены благодарственные письма за прекрасное воспитание детей, показавших себя безгранично талантливыми личностями.
Таким образом, окончательный анализ проекта включил следующие моменты:
1. Проект «Талант – дети», направленный на одаренных детей, позволил его участникам раскрыться внутренне намного шире и глубже, преподнести себя с другой стороны, показать не только свое творчество, но и себя, свой богатый внутренний мир зрителям, рассказать о себе, выслушать мнения ровесников и педагогов о себе. В результате появился новый стимул для творчества, развития и роста.
2. Проект вызвал интерес как у детей-участников, как у детей-зрителей (у детей появился интерес к организации авторских творческих выставок), как у родителей (сами родители открывают таланты своих детей), так и у педагогов дополнительного образования (в связи с чем возникла идея создания проекта «Талант – педагоги»).
3. Проект привлек детей из образовательных организаций в ЦДТ «Радуга» – одноклассники участников проекта стали записываться в ЦДТ «Радуга».
4. Усилилось сотрудничество с образовательными организациями, организациями дополнительного образования Камских Полян и средствами массовой информации, что повысило рейтинг МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ.
Данный проект можно реализовывать ежегодно в двух направлениях – талантливые дети, талантливые педагоги.
(Фото мероприятий проекта – Приложение 1).
Риски проекта и меры по реагированию на них
При создании проекта не предвиделись никакие риски, которые не наблюдались и при его реализации.
Список литературы
1. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. – Курган, 2009.
2. Аксенова, Д. В. Одарённые дети. // Образование в современной школе – 2015.
Приложение 1
Фоторепортаж творческой выставки
обучающейся МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ
Залины Батталовой
«Мои руки не знают скуки!»
Объединения: – «Краски детства» (ИЗО),
– «Лепилкины фантазии» (лепка из глины),
– «Чудесница» (рукоделие).
Творческую выставку Залины посетили ее одноклассники – учащиеся 3Г класса и классный руководитель.
Статья о самом проекте «Талант – дети» и выставке первой
участницы проекта Залины Батталовой
в местном печатном издании «Посинформ»,
автор статьи бывший корреспондент, автор проекта, ныне педагог-организатор МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ
Венера Борисовна Ерышова
Фоторепортаж творческой выставки
обучающейся МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ
Анны Гончаровой
«В творчестве радость!»
Объединения: – «Талант» (ИЗО),
– «Художественное слово»,
– «Чудесница» (рукоделие).
Творческую выставку Анны Гончаровой посетили ее одноклассники – учащиеся 6В класса.
Фоторепортаж творческой выставки
обучающейся МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ
Азалии Шамиевой
«Рисовать – это как мечтать!»
Объединения: – «Талант» (ИЗО),
– Детская районная Дума (волонтерская деятельность).
Творческую выставку Азалии Шамиевой посетили воспитанники ЦДТ «Радуга».
Фоторепортаж творческой выставки
обучающейся МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ
Варвары Ведерниковой
«Активный человек талантлив безгранично!»
Объединения: – Детская районная Дума (волонтерская деятельность).
– «Город песен» (игра на гитаре, вокал).
Творческую выставку Варвары Ведерниковой посетили воспитанники ЦДТ «Радуга».
Фото с торжественого мероприятия,
вручение благодарственых писем родителям