Фахрутдинова Гузелия Наримановна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №33
комбинированного вида»
г. Казани, Республика Татарстан
Лэпбук – это новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
- Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому.
Актуальность:
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Азбука безопасности» представляет собой картонную папку формата А4 в виде машины. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана разнообразная информация.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие лэпбук «Азбука безопасности» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммутативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
- Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
- Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.
- Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
- Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
- Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
- Развивать связную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- Воспитывать чувство ответственности.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 10 развивающих заданий:
- Кармашек «Стихи о дорожных знаках»
- Кармашек «Раскрась – ка» (раскраски по ПДД)
- Кармашек «Подвижные игры по ПДД»
- Кармашек «Физкультминутки по ПДД»
- Кармашек «Веселые вопросы» (викторины по ПДД, постоянно обновляются)
- Кармашек «Дорожные знаки»
- Кармашек «Загадки»
- Кармашек «Советы светофора»
- Кармашек «Ребусы»
- Кармашек «Пазлы»
1. Стихи о дорожных знаках.
Данный раздел находится в левом углу внизу и представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах; закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
2. Раскрась – ка.
Данный раздел находится в левом углу наверху и представляет раскраски по ПДД. Они подобраны с учетом уровня развития детей – есть как легкий уровень раскрасок, так и более сложный уровень.
Цель: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитание культуры поведения на дорогах.
3. Подвижные игры по ПДД.
Данный раздел находится в правом углу и представляет собой кармашек с подборкой игр по ПДД.
Цель: закреплять знания о ПДД в процессе подвижных игр.
4. Физкультминутки по ПДД.
Данный раздел находится в правом углу сверху и представляет кармашек, в котором лежат карточки с физкультминутками.
Цель: активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
5. Веселые вопросы.
Данный раздел находиться в левом углу наверху и представляет вкладыш, на страницах которого подобраны веселые вопросы по ПДД (викторины). Этот кармашек постоянно обновляется новыми викторинами.
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
– Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
– Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
– Кто ходит по тротуару? (пешеход)
– Кто управляет автомобилем? (Водитель)
– Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
– Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
– По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
– Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
– Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
– Сколько сигналов у светофора? (Три)
– На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
– Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
– Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
– Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).
6. Дорожные знаки.
Данный раздел находиться в центре сверху и представляет кармашек, в котором лежат значки с изображением дорожного знака.
Варианты игры с дорожными знаками:
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:
1-предупреждающие знаки
2-предписывающие знаки
3- запрещающие знаки
4- знаки сервиса
Ход игры:
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
2—наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».
4—наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».
Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель:
1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
Ход игры:
Первый вариант.
Ведущий направляет стрелку на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.
Второй вариант.
Ведущий называет знак. Ребенок поворачивает стрелку к нужному знаку, рассказывая, что он обозначает.
Третий вариант.
Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ стрелкой.
7. Загадки.
Данный раздел находится в центре снизу и представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.
Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
8. советы светофора.
Данный раздел находится в центре посередине и представляет таблицу – советами от светофора
9. Ребусы.
Данный раздел находится в правом углу внизу и представляет кармашек, в котором лежат карточки с ребусами на тему «ПДД»
Цель: создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение ребусов.
Задание: разгадай ребус и назови правильный ответ.
10. Пазлы.
Данный раздел находиться в центре сверху и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинкам».
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц о ПДД, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лепбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Приложение