Макарова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «ПОК» АДЫМНАР- АЛАБУГА» ЕМР
г. Елабуга, Республика Татарстан
Тема урока: Порядковые числительные.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Методы: критического мышления, проблемный, эвристический, интерактивный
Цель урока: изучение особенностей порядковых числительных (группа, склонение, употребление)
Задачи урока:
- Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных;
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать грамматические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать тему, цель урока;
- развитие умения работы в группах, парах
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- воспитание уважения к искусству живописи, музыки, истории, литературе;
- Воспитание чувства патриотизма;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в группах, парах: воспитание уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- интерактивная доска;
- мультимедийная презентация к уроку;
- информационные листы с заданиями, рабочие листы-матрёшки;
- карточки со словами в конвертах
- матрёшка-пазл.
- ручки
- матрёшки деревянные 6 штук
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний (эталон)
- Первичное закрепление.
- Закрепление изученного материала (с передвижением по классу).
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Домашнее задание (комментирование).
- Выставление оценок за урок (самооценка).
Ход урока:
1.На экране интерактивной доски показывается начало видеопесни из мультфильма «Матрёшки». Стопкадр через несколько секунд, когда все матрёшки выстраиваются в ряд.
( Приветствие, представление). – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Приехала я к вам из Елабуги не одна, а с прекрасной спутницей-матрёшкой. А она взяла с собой свою родню (показываю на столы с куклами). Сегодня матрёшка будет с нами всё занятие, она приготовила сюрпризы.
2.На экране по очереди появляется картинки и встают в одно панно: матрёшки, картина Васнецова «Три богатыря»,осьминог из мультфильма с улыбкой, сказочные коза и семеро козлят, портрет Екатерины II и Золушка.
-Посмотрите на эти картинки, подумайте, соотнесите. Что или кого вы видите? Что их объединяет? Для чего матрёшка собрала их вместе?
– Рассуждение детей и выведение предмета разговора о числительных.
– Что каждый день делает Золушка? Она наводит по…(порядок). Значит, о чём мы сегодня будем говорить? Определите тему урока. Итак…
-Порядковые имена числительные.
– На ваших столах для каждого приготовлены листочки-матрёшки, на них вы сегодня будете писать. (Показываю и объясняю.) Сверху на платочке матрёшки запишите тему урока. ( На экране слайд с темой урока.)
–Дети ведут записи. Тема на эталоне-матрёшке.
3.Определение целей урока.
–А что вы знаете об имени числительном?
– Дети делятся своими предыдущими знаниями из своего опыта.
-Что нового вы хотите узнать?
-Дети делятся своими предположениями.
– Действительно, мы поговорим об особенностях порядковых имен числительных: признаках, употреблении и отличии от других частей речи.
4. Начало составления эталона. Работа со слайдами « Казань» и «Мама».
На экране виды города Казани, затем выводится отдельно название города.
– В вашем городе очень красиво. Казань радушно встретила меня, как самый близкий и родной человек. У каждого человека есть такой близкий и самый любимый человек? Как вы считаете, о ком идёт речь?
Мама.
Посмотрите на слово внимательно, загляните внутрь его.
-Как расположились буквы слова?
–Есть повторяющиеся буквы М и А.
-Которая по счёту М?
–Первая и третья буква.
-Которая по счёту А?
–Вторая и четвёртая.
-Что мы сейчас с вами делали?
–Считали по порядку имена числительные.
-Значит, что обозначает порядковое имя числительное?
– Порядковое имя числительное обозначает порядок предметов при счёте.
Запись в эталон, работа на доске с матрёшкой.
-А какие вопросы мы задавали к порядковому имени числительному?
-Они отвечают на вопросы: какой и который по счёту?
Запись в эталон, работа на доске с матрёшкой.
–А откуда шёл вопрос к числительным?
–Вопросы задавались от имени существительного.
–Сделайте вывод о сочетаемости и изменяемости имени прилагательного. ( Возможны наводящие на ответ примеры: первая буква, первое слово, первые буквы, о первой букве.) Что можно определить по имени существительному?
–Можно определить род, число и падеж.
Запись в эталон, работа на доске с матрёшкой.
На магнитной доске цветной макет матрёшки-пазла (голова и очертания). По мере работы «одеваем» поэтапно матрёшку, верх платья (порядок при счёте), середина передника (какой? который по счёту?), низ передника (род, число, падеж). Дети по очереди открытия знаний выходят к доске.
Что у нас получилось?
Итог зачитывает один учащийся по своему эталону.
–А какая часть речи отвечает на такой же вопрос (какой?) и изменяется так же?
–Имя прилагательное отвечает на вопрос (какой?) и изменяется по родам, числам, падежам и обозначает признак предмета.
Работа с кулачками-замочками – 8-ка знак бесконечности. Разминка.
5.Задание в парах: собери предложения. Внутри кукол-матрёшек спрятаны пословицы и фразеологизмы, разрезанные пополам. Проверка с выходом к интерактивной доске (ученик нажимает на нужной строке на матрёшку, появляется правильный ответ). От каждого стола один ребёнок отвечает.
Работать до седьмого пота.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Идти на все четыре стороны.
Первый блин комом.
Семь пятниц на неделе.
-Какие пословицы помогли вам в работе? Найдите в предложениях порядковые имена числительные и докажите свою точку зрения.
–Первый, до седьмого (анализ по эталону).
6.(1) Спящий режим интерактивной доски. Включается приятная мелодия без слов из детской песни о дружбе.
Работа в четвёрках: разберите слова по подгруппам, определяя их по признакам вместе. Ребята разбирают 12 слов из конверта под матрёшкой на три группы: порядковые числительные, существительные и прилагательные.
-Какие группы слов у вас получились? Есть другие мнения?
-По часовой стрелке перейдите к соседнему столу и проверьте, правильно ли выполнена работа? ( Идёт движение по классу).
-Вернитесь на место и проверьте по слайду ваши слова. Читаем вслух по очереди.
-сороконожка пятикомнатная пятый
-двойник двойной сотый
-шестиклассник треугольный тринадцатый
-семидневка трёхэтажное двадцатый
–Составьте словосочетания с порядковыми числительными.
А теперь составьте и запишите предложения на обратной стороне листов- матрёшек.
–Дети работают с третьей группой слов.
Зачитайте, что у вас получилось?
Физкультминутка –игра Марины Цветаевой. Игра в парах –измерение памятника.
6.(2)Работа со слайдами по картинам Шишкина.
-Посмотрите внимательно на картину. Что вы видите? Красота соснового леса вдохновила художника на создание этой картины. Имя автора связано с Елабугой.
-Догадайтесь, о ком идёт речь?
– Иван Иванович Шишкин.
–185-летний юбилей был совсем недавно. 185-летний – это имя числительное или прилагательное?
-Дети рассуждают и доказывают свою точку зрения – это имя прилагательное.
Художник сохранил красоту природы на своих полотнах для всех поколений. А вы хотите, чтобы ваши дети любовались реальной красотой природы? Что нужно для этого делать?
Сохранять и защищать природу вокруг нас.
Ребята, этот год объявлен годом экологии. Я призываю вас охранять и беречь как природу нашу речь.
6(3) Работа со слайдами «Древнерусские имена» и «История появления числительных».
Прочтите эти слова. Как вы считаете, что они означают? Попробуйте определить какая часть речи перед вами?
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый
Ответы детей.
Имена числительные появились в русском языке только в 13-14 веках. Перед вами старинные русские имена детей, значит, существительные.
6 .(4) Работа со слайдом МАТРЁШКА.
Полное имя Матрона – мать, родительница рода.
–Как это слово связано с нашей темой?
–Спрятано мама три раза.
–Которая по счёту Ё в слове, в алфавите?
-В слове – 4-ая, в алфавите – 7-ая.
-Эта буква появилась в алфавите в 18 веке благодаря академику княгине Екатерине Дашковой. Слайд о Дашковой.
7.Рефлексия. Итоги урока.
-Что нового узнали? Что вызвало затруднение?
–Учащиеся высказывают свои мнения.
8. Составление кроссенса по уроку. Сегодня мы говорили о порядковом числительном. Какие картинки из урока сразу возникают в вашем воображении по этой теме.
По очереди запись на доске вокруг темы.
9. Домашнее задание.
–Вы любите сказки? Назовите ваши любимые.
Учащиеся высказывают свои мнения.
-Найдите сказки и пословицы с именами числительными и отправьте мне по электронной почте. Задание на дом и мой электронный адрес указаны на обратной стороне листов- матрёшек.
10.Оцените себя сами.
Поставьте себе 5, если вы не ошибались на листы- матрёшки.
Поставьте 4 ,если допустили 1-2 ошибки.
Поднимите руки те ребята, кто получил пятёрки и четвёрки.
-Не теряйте хорошего настроения и будьте счастливы!
Давайте поаплодируем друг другу, все умницы!
Спасибо за урок, до свидания.