Гарипова Л.Р.,
Садыкова Л.М.,
Корнилова И.Н.,
Мельникова Г.В.
воспитатели
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №15 «Кубэлэк»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Раздел с игровыми упражнениями «ручки дружат со стихами» получил такое название за то, что, произнося текст, нужно одновременно выполнять движения, иллюстрирующие его смысл.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко и тесно взаимосвязаны. Когда стимулируется мелкая моторика руки, активизируются не только соответствующие разделы мозга, но и прилегающие к ним зоны, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, вы помогаете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Замечали? Когда нам трудно что-то выразить словами, мы делаем движения руками и называем их – жестикуляция. Первые свои слова ребенок тоже сопровождаем движениями: он не просто говорит «Дай сок!», а повторяет: «дай-дай!», выполняя хватательные движения кистью руки. Это наглядно показывает, что между мелкими движениями руки и речью есть прямая связь.
Развивая движения, мы одновременно развиваем речь. Развивая речь, мы одновременно развиваем движения.
Тексты к упражнениям представляют собой рифмованные подсказки к определенным целенаправленным физическим движениям.
ДОМИК
Под грибом шалашик-домик.
(соедините ладони шалашиком).
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим.
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки).
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол.
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу).
А на нем дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки).
Рядом стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе).
На столе тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони).
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед. Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук – сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке. Белой.
По волнам. С жемчужной пеной.
Я отважный капитан.
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
ГРОЗА
Капли первые упали.
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу).
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки).
Дождик застучал сильней.
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук).
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра.
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук).
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает.
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию).
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши).
А потом из тучи солнце.
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами).
Вновь посмотрит нам в оконце!
КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол).
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед.Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
ЛУЧИК
Я возьму веселый лучик,
Небо и чуть-чуть дождя,
Размешаю всё получше,
И добавлю от себя
Смех, улыбки, сказки, песни,
Сны и то, что наяву
И получится чудесный
Мир, в котором я живу
В НЕБЕ
Раз, два, три, четыре, пять –
Вместе мы идём гулять. (Идём на месте.)
А над нами что такое?
Это небо голубое. (Поднимаем руки вверх).
Солнышко там ярко светит. (Руки вверху, растопыриваем пальцы.)
Рады солнышку все дети. (Опускаем руки через стороны.)
А по небу что плывёт?
Это белый параход? (Поднимаем руки вверх).
К нам плывут издалека,
Словно лодки, облака (Водим руками справа налево).
В небе птички пролетают
Высоко и низко. (Машем руками, как крыльями).
ЯГОДЫ
Мы с корзинкой в лес пойдём,
Много ягод наберём.
Раз клубника,
Два черника,
Три румяная брусника,
А четыре земляника.
Пять лесная вишня,
Нам не будет лишней.
Шесть калина красная,
Ягода прекрасная.
Семь малина сладкая,
Очень ароматная.
Восемь ежевика,
Девять костяника,
Десять голубика
Просят: “Собери-ка!”
ЗАБОР
Сделать мы забор хотим. (Выставляем кулачки вперёд).
Молоточком постучим. (Стучим кулачком о кулачок).
Есть у нас сноровка, Пилим доски ловко. (Показываем, как пилим).
Их к забору приставляем
И гвоздями прибиваем. (Показываем, как прибиваем).
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – Слышится весёлый стук.
Мы похлопаем в ладоши.
Ах, какой забор хороший! (Хлопаем в ладоши).
Вот такой высокий. (Поднимаем руки вверх).
Вот такой широкий. (Разводим руки в стороны).
ЖУК
Жук большой жужжит, жужжит.
По травинке он бежит. (Перебираем указательным и средним пальчиками на ладошке).
Жук на листик забежал,
Там немного полежал. (Кладём ладошку на ладошку).
Вдруг он с листика свалился
И на спинку повалился. (Переворачиваем ладошку, приставляем к другой ладошке тыльной стороной).
На спине запрыгал,
Ножками задрыгал. (Прижимая ладошку к другой ладошке тыльной стороной, шевелим пальчиками).
Жук усами шевелит (Шевелим только указательным и средним пальчиками).
И сердито говорит: –
Мне живот пощекочите, (Водим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой).
А потом переверните. (Переворачиваем ладошку, чтобы была тыльной стороной вверх).
Полетать сейчас хочу.
Высоко я полечу. (Трясём кистями рук, поднимаем их перед собой).
Я над лугом покружусь
И на травку опущусь. (Медленно опускаем кисти рук).