Ильина Ирина Виталиевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Для родителей подготовительной группы
Цели:
• обучающая: формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
• воспитательная: воспитывать дисциплинированность, коллективизм; культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;
• развивающая: развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах; развивать связную речь детей.
Оборудование и ТСО:
• проектор, ноутбук, музыкальные колонки;
• эмблемы для команд “Светофорики” и “Пешеходы”;
• дорожные знаки
• Бинт, жгут, таблетки, покрывало, жезл, кепка, свисток (по 2 шт.);
• оценочные листы для жюри.
Ведущий: Сегодня команды «Светофорики» и «Пешеходы» будут соревноваться в знании Правил Дорожного Движения .Давайте выберем жюри из трех человек, которые будут подсчитывать очки и определять победителя. После каждого задания оглашаем баллы.
Первый конкурс называется «Представление».
Команды, прошу вас на сцену. Первая команда « Светофорики». Состав команды:5 человек
Девиз: Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
Правила движения –
Важная наука!
Соблюдать их все должны:
И бабушки, и внуки!
Вторая команда «Пешеходы».Состав команды:5 человек
Девиз: Мы серьёзный и послушный
И внимательный народ –
Мы дорогу переходим
Только там, где нарисован
Желтой краской на асфальте
Пешеходный переход!
Ведущий: Спасибо, командам . Приступаем к соревнованию команд. Прошу занять места. Начнем с блиц -опроса
Блиц – опрос для родителей. ( флажки для ответа. Какая команда быстрее поднимет, та отвечает)
Вопрос. Какие виды пешеходных переходов бывают, и какие должны знать дошкольники?
Ответ. Регулируемые и нерегулируемые, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы.
Вопрос. Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы?
Ответ. Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.
Вопрос. Как должен взрослый с ребенком входить в автобус?
Отчет. Ребенок входит первым, взрослый — за ним.
Вопрос. Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса?
Ответ. Взрослый выходит первым, ребенок – за ним.
Вопрос. Как правильно везти ребенка на взрослом велосипеде?
Ответ. Нельзя сажать ребенка на раму своего велосипеда. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должно быть установлено специальное сиденье с подножками.
Вопрос. Что является главным для пешехода при осмотре улицы?
Ответ. В первую очередь увидеть и оценить объекты, непосредственно угрожающие пешеходу.
Вопрос. Почему на остановках транспорта надо находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом, особенно в сырую погоду?
Ответ. Если площадка мокрая или скользкая, можно поскользнуться и попасть под останавливающийся транспорт. При скользкой проезжей части транспортные средства может занести на площадку, тротуар, обдать грязью.
Вопрос. Где и как надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси? Как должны себя вести родители с детьми на остановке в ожидании транспорта?
Ответ. Ожидать транспорт разрешается только на специальных посадочных площадках, а если их нет, то на тротуаре или на обочине. Посадочная площадка для пассажиров трамвая может быть в середине проезжей части и несколько приподнята над ней. Ни в коем случае нельзя ожидать транспорт на проезжей части. Детей надо держать за руку так, чтобы они стояли дальше от проезжей части, чем взрослый.
Второй конкурс называется «Разминка» (отгадки на слайдах)
Конкурс состоит в разгадывании загадок.
Прозвучавшую загадку обсуждает вся команда, шепотом, сообщая свое мнение капитану команды. Капитан команды сообщает ведущему версию отгадки.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
(Светофор)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода.
Он на полянке не пасется, он вдаль по улице несется.
(Автомобиль)
Дом по улице идет, на работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
(Автобус)
Не похож я на коня, а седло есть у меня,
Спицы есть, они, признаться,
Для вязанья не годятся.
(Велосипед)
Силач на четырех ногах, в резиновых сапогах,
Прямиком из магазина притащил нам пианино.
(Грузовик)
Ведущий: Команды «Светофорики» и «Пешеходы» закончили второй конкурс. Просим судей выставить свои оценки.
3 конкурс – «Площадь ребусов и кроссвордов» (тоже на слайде)
Человек, находящийся вне транспортного средства (пешеход)
Техническое средство, регулирующее дорожное движение на перекрёстке (светофор)
У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу
Крутят их ногами (велосипед)
Полоса земли чаще покрытая асфальтом для движения транспортных средств (дорога)
Аппарат для передачи информации на расстоянии. (мобильный телефон)
Часть дороги для передвижения пешеходов (тротуар)
Человек, управляющий каким-либо транспортным средством (водитель)
Состояние, когда не угрожает опасность. (безопасность)
Оно может быть обеспечено, при условии соблюдения правил всеми участниками дорожного движения.
Дорожный знак, который устанавливают вблизи школ? «Осторожно…» (дети)
4 конкурс. « Ребусы». По 5 ребусов командам.
Игра для зрителей.
Пока команды выполняют задание, я предлагаю нашим зрителям поиграть в игру «Небылицы». Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечайте: да или нет.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
Это правда или нет, что можно переходить улицу на красный свет светофора? – нет!
Это, правда или нет, что пешеход может ходить по дороге рядом с машинами? – нет!
Это правда или нет, что нужно знать правила дорожного движения? – да!
Это правда или нет, что в автобусе можно играть, сорить, толкаться? – нет!
Это правда или нет, что с мячом на дороге играть можно? – нет!
Это правда или нет, что дорожные знаки помогают пешеходам и водителям?
Это, правда или нет, что пешеходный переход называется “Зебра”? – да!
5. Конкурс для родителей «Гонка за лидером»
(за правильный ответ команда получает 1 балл)За минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите: Дальше……
Вопросы родителям команды «Пешеходы»
-Что в переводе с греческого языка означает слово «светофор»? /носитель света/
-Дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов? /пешеходная дорожка/
-Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем? /велосипед/
-Дорожные знаки, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения? /запрещающие знаки/
-Знак, разрешающий переходить дорогу? /пешеходный переход/
-Что означает красный сигнал светофора? /запрещает движение/
-Достигнув, какого возраста, разрешается выезжать на проезжую часть на велосипеде? /с 14 лет/
-Время суток, когда участники движения очень плохо видят друг друга? /ночь/
-Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора и живет в траве? /кузнечик/
-Знак, который поможет в пути, если проголодались? /пункт питания/
-Дорожный знак, который ставят у школ детских садов и других детских учреждений? /дети/
-В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? /Красная Шапочка/
-К какому виду относится транспортное средство Бабы-Яги? /ступа, к воздушным/
-Какое растение прикладывают к ране? /подорожник/
-Место для ожидания транспорта? /остановка/
-Человек, идущий по тротуару? /пешеход/
-Что должно быть в руках сопровождающих группу детей? /флажок/
-Воздушный транспорт барона Мюнхгаузена? /ядро/
-Сердце машины? /мотор/
-С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства? (с 12 лет)
Задание команде «Светофорики»
-Автор детского стихотворения «Дядя Стёпа» /С.Михалков/
-Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? /тротуар/
-Автомобильное топливо? /бензин/
-Деталь одежды, которая спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? /капюшон/
-Можно ли оглядываться на оклик товарища при переходе через проезжую часть? /нельзя/
-Что означает зеленый сигнал светофора? /разрешает движение/
-Механизм, который поможет, если у велосипеда спустилось колесо? /насос/
-Водитель по – другому? /шофёр/
-Точное определение места проживания? /адрес/
-Место водителя? /кабина/
-Устройство, служащее для определения скорости, применяемое сотрудниками —–Госавтоинспекции? /радар/
-Сколько цветов имеет светофор? /три/
-На какое животное похож пешеходный переход? /на зебру/
-Какой свет верхний на светофоре? /красный/
-По какой стороне проезжей части движется транспорт? /по правой/
-Заторы транспорта на дороге? /пробка/
-Пересечение двух дорог? /перекресток/
-Транспортное происшествие? /авария/
-Конец дороги? /тупик/
-Короткая палка, который регулировщик движение дает указание транспорту, пешеходам? /жезл/
6 конкурс – «Выбери знак» (для капитанов)
На столах команд разложены картинки с дорожными знаками. Отгадав загадку, команды показывают правильный дорожный знак.
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет! («Велосипедная дорожка»)
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено. («Движение пешеходов запрещено»)
В треугольнике — два братца
Все куда-то мчатся, мчатся.
Самый важный знак на свете —
Это просто рядом. («Дети»)
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно. («Пешеходная дорожка)
Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит.
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым. («Пешеходный переход»)
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти. Какой? («Пункт первой медицинской помощи»)
7 конкурс – «Собери аптечку»
В 1 м от старта в обруче лежат медицинские принадлежности для аптечки. Участник бежит до обруча берёт один предмет и добегает до раскрытой аптечки, которая лежит на столе. Кладёт предмет и возвращается обратно. Игроки по одному медицинскому предмету заполняют аптечку, последний игрок бежит к аптечке, закрывает её и возвращается обратно.
Ситуации для обсуждения дорожных ловушек по 2 вопроса командам)
Ситуация:Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.
Вопрос:Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?
Ответ:Ребенок мог попасть в ДТП. Перед переходом проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу необходимо было ребенку остановиться, осмотреться, подождать пока проедет транспортное средство закрывающее обзор проезжей части, убедиться, что все транспортные средства увидели ребенка и остановились, и только потом начинать переход проезжей части.
Ситуация: Ребенок подошел к дороге и находится в отдалении от безопасного места для перехода проезжей части.
Вопрос: Как поступит ребенку в этой ситуации?
Ответ: Нужно пройти на ближайший пешеходный переход или перекресток, если даже ему предстоит отклониться от пути его направления, где и перейдет дорогу.
Ситуация: Подошел ребенок к проезжей части – горит мигающий «зеленый» сигнал светофора.
Вопрос: Безопасно ли начинать переход при «зеленом» мигающем сигнале светофора?
Ответ: Да, да именно светофор может «ловушкой» для вашего ребенка, и зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. В этой ситуации всем известные стихи про Светофор, которые дети изучают с детского сада «…Свет зеленый говорит: «проходите – Путь открыт»- могут сыграть злую шутку. Разберем ситуацию. Существуют светофоры со Светодиодным табло с обратным отчетом времени горения и без такого табло. Например, горит зеленый для пешеходов, а на цифровом табло ведется отсчет времени, «25» , «24», и так далее. Достаточно времени для перехода? Да. А вот на табло горит цифра «2» или «1» Достаточно времени – Нет, но ведь горит еще зеленый, а пешеходы уже не рискуют – мало времени, дорога достаточно широкая и т.д.. Большинство светофоров не имеют цифрового табло отчета времени – вот вам и ловушка. При обучении детей следует четко объяснить.«Движение разрешает лишь тот зеленый сигнал пешеходного светофора, который загорелся в твоем присутствии, а это значит, что у тебя достаточно времени перейти дорогу».Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет.
Ситуация: Ребенок сошел с автобуса, ему нужно перейти дорогу.
Вопрос: С какой стороны нужно обходить автобус?
Ответ: Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
8 конкурс – «Правила поведения» .Команда «Светофорики» пишут 5 правил поведения для пассажиров в общественном транспорте.
Команда «Пешеходы» 5 правил для пешеходов.
Ведущий: Вот и подошла игра к концу. Пока жюри подводит тоги, хочу сказать. Мы с вами проверили ваши знания на теории, и на практике тоже дорогие родители не забывайте это выполнять. Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге во дворе, за пешеходом и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Ведь от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребёнка!
Желаем всем крепкого здоровья и семейного благополучия.
Памятка для родителей.
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.
Памятка для родителей.
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.