Зуева Ольга Юрьевна
учитель русского языка
МБОУ «Лицей № 35 – образовательный центр «Галактика» Приволжского района
г. Казани, Республика Татарстан
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта:
Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Одним из необходимых направлений российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка, раскрытия его творческих способностей. В связи с этим становится актуальным умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, умение грамотно находить информацию в источниках, преобразовывать ее и пользоваться ею.
Цель проекта: разработка и составление комплекта творческих заданий по теме «Глагол» в 5 классе, ориентированных на повышение уровня развития креативного воображения обучающихся, способствующих эффективному функционированию в учебном процессе.
Задачи проекта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
- разработать творческие задания по теме «Глагол» к каждому параграфу учебник Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций,2 ч.» /Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019);
- реализовать комплект заданий на практике, определить его эффективность для оценки планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- внедрение комплекса в образовательный процесс, активное использование на уроках русского языка;
- повышение устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка;
- развить каждого учащегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;
- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе
- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;
- вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;
Ожидаемые результаты проекта:
- сформированность универсальность учебных действий на уроках русского языка,
- обогащение методической базы творческих заданий и упражнений,
- повышение познавательного интереса учащихся к изучению русского языка,
- повышение качества обучения,
- воспитание гармоничной личности, способной реализовать свои творческие способности
Ресурсы проекта: интеллектуально-технологические (компьютерные технологии), учебно-методические (учебники, словари, энциклопедии, рекламные газеты).
Планирование
- 1.Что обозначает глагол?
- 2.Правописание НЕ с глаголами
- 3.Инфинитив (неопределенная форма глаголов)
- 4.Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
- 5.Вид глагола
- 6.Переходные и непереходные глаголы
- 7.Возвратные глаголы
- 8.Наклонения глагола
- 9.Времена глагола
- 10.Спряжения глагола
- 11Безличные глаголы
- 12.Морфологический разбор глагола
Практическая часть
1.Глагол как часть речи
1. Найдите высказывания великих людей о глаголе. В случае затруднения обращайся к интернет-ресурсам. Объясните смысл одного их высказывания.
- Движение и его выражение – глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. (Л.Н.Толстой)
- Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
- Глагол –огнепышущая, самая живая часть речи. (А.Югов)
- Глагол придает речи жизнь – присутствием животворит отдельные слова. (Н.Греч)
- Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены (А.М.Пешковский)
Образец ответа:
Я выбрал для объяснения высказывание Н.Греча « Глагол придает речи жизнь – присутствием животворит отдельные слова».
Название “глагол” происходит от старославянского слова
“глаголить — говорить”. Одним из значений слова “глагол”
в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в
самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью
глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит,
меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
№2. Найдите в словарях, как объясняют глагол В.И.Даль ,С.И.Ожегов,Д.И.Ушаков, и заполните таблицу. Сделайте вывод.
Словарная статья о глаголе |
Общее |
Различие |
|
Словарь В.И.Даля |
|||
Словарь С.И.Ожегова |
|||
Словарь Д.И.Ушакова |
Образец ответа:
Словарная статья о глаголе |
Общее |
Различие |
|
Словарь В.И.Даля |
ГЛАГОЛ м. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | Грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), арх. в дружбе, согласии, в мире. ГЛАГОЛЬ м. название буквы Г в славянской и русской. азбуке. Аз-алашки, буки-букашки (барашки), веди валяшки, глагол-голяшки… Виселица, которая обычно ставится в виде буквы Г. Он на глаголь лезет, хоть на виселицу… «…»|. | |
Глагол – часть речи Глаголь – старинное название буквы «г» Объяснение слов «Глагол» и «Глаголь» размещены в разных словарных статьях |
ГЛАГОЛ, -а, м. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие илисостояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия.Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2. Речь, слово (стар.).Пророческий г. II прил. глагольный, -ая, -ое (к 1 знач.) |
Словарь С.И.Ожегова |
ГЛАГОЛ, глагола, м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар.). Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пушкин. ГЛАГОЛЬ, глаголя, м. Старинное название буквы “г”. Здание построено глаголем (т. е. состоит из двух частей, расположенных под прямым углом |
Глагол – слово Объяснение слов «Глагол» и «Глаголь» размещены в одной словарной статье |
|
Словарь Д.И.Ушакова |
ГЛАГОЛ, -а, м. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие илисостояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия.Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2. Речь, слово (стар.).Пророческий г. II прил. глагольный, -ая, -ое (к 1 знач.) |
Слово ГЛАГОЛЬ отсутствует |
3.Найдите в интернете картину современного татарстанского художника Ирека Муртазина «Татарский танец» ,опишите ее при помощи одних глаголов.
https://www.tatar-inform.ru/news/culture/04-12-2020/nizhnekamets-ildus-murtazin-voshel-v-desyatku-samyh-izvestnyh-tatarskih-hudozhnikov-5789892
Образец ответа:
Волнуются,улыбаются,радуются.светится,раскрывается,удивляет,захватывает, несет,плывет,вдохновляет,светится,искрится,раскрывается,переливается,звенит
2.Правописание НЕ с глаголами.
1. Найдите в разных памятках, инструктажах глаголы,которые употребляются с НЕ раздельно.Сделайте выводы по правописанию НЕ с глаголами.
Образец ответа:
Не размещайте работайте
Не включайте избегайте
Не выключайте сообщайте
Не трогайте придерживайтесь
Не прикасайтесь
Не пытайтесь
Не оказалась
Вывод:не с глаголами пишется раздельно.
3. Инфинитив ( неопределенная форма глагола)
1. Найдите инфинитивы в книге « Мудрость тысячелетий»/Автор-сост.В.Балазин.-Москва:Олма Медиа Групп,2011
Образец ответа:
Жить,умирать,перенесть,творить,восславить,замолчать,заставить,обобщить,назвать,справиться,бояться,овладеть,сберечь,молчать,нести,дойти
2. В «Школьном словаре синонимов русского языка / А.А. Семенюк, И.А. Семенюк,Москва, «Русское слово»,2012/ найдите самый длинный синонимический ряд глаголов в неопределенной форме.
Образец ответа:
Идти- работать, носить, двигаться, следить, заходить, гулять, покоить, бродить, заботиться, колебаться, таскать, одеваться, метаться, ухаживать, болтаться, топтаться, шататься, прогуливаться, мотаться, колыхаться, шлепать, толкаться, циркулировать, расхаживать, шляться, хромать, трепать, прохаживаться, шарахаться, слоняться, разгуливать… и т.д…
4.Правописание -ТСЯ и – ТЬСЯ
№1.В энциклопедии «Я познаю мир.Математика»/ООО «Издательство АСТ»,1998/ подберите такой текст ,в котором употребляются глаголы с тся/ться.
Образец ответа:
В энциклопедии «Я познаю мир. Математика» я выбрал текст из раздела « Первый компьютер» . Проанализировав эту статью, я нашел 12 глаголов на – тся и 6 глаголов на –ться.
№2. Найдите в « Большом толковом словаре пословиц и поговорок русского языка для детей» пословицы, где употребляются глаголы на –тся и –ться.
« Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» , Розе Т. В.Издательство: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2013 г.
Образец ответа:
Без углов дом не строится,без пословицы речь не молвится.
Грамоте учиться –всегда пригодится.
Кто любит трудиться,тому без дела не сидится.
Чтобы хорошо учиться,не надо лениться.
Кто умеет веселиться,того горе боится.
5.Вид глагола
1.Составьте текст о зиме,используя глаголы совершенного вида,а потом несовершенного вида
Образец ответа:
- Зима — удивительное время года. Лес укрылся белым одеялом и погрузился в долгий, глубокий сон. Волшебница-зима очаровала, околдовала лес. Все деревья протянули к сизому небу оголённые хрустальные ветви. Только ели и сосны зелёные, да дуб не сбросил своего летнего наряда. Листва его лишь пожелтела и потемнела. Нижние ветви дуба шатром раскинулись над поляной. Снег набился под порывом ветра в глубокие морщины коры.
- Зима — удивительное время года. Лес укрывается белым одеялом и погружается в долгий, глубокий сон. Волшебница-зима очаровывает, околдовывает лес. Все деревья протягивают к сизому небу оголённые хрустальные ветви. Только ели и сосны зелёные, да дуб еще стоит в своем летнем наряде. Листва его лишь желтеет и уже темнеет. Дуб раскидывает шатром свои нижние ветви . Снег набивается под порывом ветра в глубокие морщины коры.
6.Переходные и непереходные глаголы
1.Проанализируйте использование переходных и непереходных глаголы в учебнике математики за 5 класс/ «Математика»5 кл. Авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г.Издательство: Мнемозина 2016
Образец ответа:
Анализируя задания по математике в учебнике математики, я заметил , что большинство глаголов относятся к переходным, так как сочетаются с существительным в В.п. без предлога,то есть являются переходными.
Например,найдите(что?)число,
преобразуйте(что?)выражение,
используйте(что?)формулы,
постройте(что?)график,
решите ( что?)уравнение.
2.Найдите в стихотворении «Рано утром» Р. Миннуллина все глаголы,определите их переходность/непереходность /pub_115527.pdf (tatarstan.ru)
Разбужу-ка солнце я – эгей!
Сделай каждый день ещё светлей!
Разбужу-ка сад росистый мой, –
Пусть повсюду будет он со мной!
Разбужу-ка мамочку – ау!
Хватит мне тепла на жизнь мою!
Разбужу-ка я моих друзей, –
Пусть не будет в жизни грустных дней!
Разбужу-ка весь простор Земли, –
Пусть прекрасны будут дни мои!
Образец ответа:
Разбужу-ка(перех.) солнце я – эгей!
Сделай (перех.) каждый день ещё светлей!
Разбужу-ка(перех.) сад росистый мой, –
Пусть повсюду будет он со мной!
Разбужу-ка(перех.) мамочку – ау!
Хватит мне тепла на жизнь мою!
Разбужу-ка(перех.) я моих друзей, –
Пусть не будет в жизни грустных дней!
Разбужу-ка(перех.) весь простор Земли, –
Пусть прекрасны будут дни мои!
7.Возвратные глаголы
1.Найдите в интернете стихотворение Ольги Акварельной о возвратных глаголах,проанализируйте,сделайте вывод,какие глаголы из этого стихотворения не могут употребляться без –ся https://stihi.ru/2012/06/09/7292
Удивляюсь и смущаюсь,
улыбаюсь и сержусь.
От тоски сердечной маюсь,
не решаюсь… Ну и пусть!
Звёзды в небе пляшут коло,
пробивается трава…
Все возвратные глаголы –
невозвратные слова.
Не вернуться, не влюбиться,
не обняться у дверей.
Мы – забытые страницы
отрывных календарей…
Образец ответа:
Удивляюсь-удивляю
Смущаюсь- смущаю
Маюсь——-
Не решаюсь- решаю
Пробивается- пробивает
Не вернуться- Не вернуть
Влюбиться- влюбить
Не обняться-не обнять
Вывод:подавляющее большинство глаголов из этого стихотворения являются возвратными,они же составляют пару с невозвратными переходными глаголами,Лишь глагол маяться не имеет такой пары,поскольку глагола маять не существует.
8.Наклонения глагола
1. Найдите глаголы-исключения 2 спряжения в «Школьном толковом словаре русского языка» /Пособие для учащихся. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Издательство: Просвещение (Москва), 1999/.Проведите исследования,как меняется их наклонение в зависимости от ударения.
Образец ответа:
Я проанализировал употребление наклонений некоторых глаголов – исключений и сделал вывод. Если поставить в слове гОните ударение на первый слог, получится изъявительное наклонение. Однако если переставить ударение на второй слог, получится глагол с повелительным наклонением гонИте.
Глаголы-искл. |
Изъявительное накл |
Повелительное наклонен |
Гнать |
гоните |
гоните |
Держать |
держите |
держите |
Дышать |
дышите |
дышите |
Терпеть |
терпите |
терпите |
Вертеть |
вертите |
вертите |
2.Проведите исследования,глаголы какого наклонения используются в учебнике математики за 5 класс./ «Математика» Авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г.Издательство: Мнемозина 2016
Образец ответа:
Исследуя учебник математики за 5 класс, я сделал вывод,что преимущественно используются глаголы повелительного наклонения,поскольку в заданиях выражается побуждение к действию.
Например: решите задачу,найдите угол,составьте уравнение, определите отрезок, перечислите признаки.
9.Времена глагола
1. Проанализируйте сборник стихотворений А.Плещеева/Алексей Плещеев. Полное собрание стихотворений. Читать онлайн (traumlibrary.net)/,выпишите глаголы и распределите их по временам.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Образец ответа:
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
повеяло |
тает |
засвищут |
стало |
бегут |
оденется |
миновала |
стучит |
|
унесла |
ждет |
2. Напишите лингвистическую сказку о временах глагола.
Образец ответа:
В стране Части речи жил царь-Глагол Будущего времени. И он был очень ленивый. Всем приказывал, а сам даже не мог приподняться со своего трона.
Однажды приходит к нему Имя Существительное и говорит, умоляя:
– Дайте, пожалуйста, семян. Мне нужно срочно посеять буквы.
А Глагол только усмехнулся на эту просьбу:
-Ага, сейчас встану и принесу тебе семян. Как же! Иди и проси у Глагола Настоящего времени.
Из-за этого никто и не уважал Глагола Будущего времени.
Однажды к нему приехали глаголы настоящего и прошедшего времени. Много у них было владений, и слуги счастливы были. Будущее время очень удивилось и позавидовало:
Откуда у вас столько много владений?
А они и отвечают:
А мы сколько трудились! Вот и расширили свои владения.
Стыдно стало Будущему времени, и когда гости уехали, стал он трудиться не покладая рук. Тогда и все царство стало довольно.
Недаром говорят: Какие труды, такие и плоды!
10.Спряжение
1.Представь,что твой сосед по парте заболел,а тебе надо будет объяснить ему новую тему « Спряжение глаголов »
Образец ответа:
Спряжение – изменение форм глагола в настоящем и будущем времени.
В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.
2. «Найди ошибки».Представьте ,что Коля написал словарный диктант по теме «Спряжение глаголов» и попросил проверить.
Ходет по кругу, обидет друга, доверит тайну, полетит к небу, терпит крах, задержит дыхание, сеит дождь, борится с болезнью, стелит постель, плугом пашет, колит дрова
Образец ответа:
Ходит (2спр)по кругу, обидит(2спр) друга, доверит(2спр) тайну, полетит(2спр) к небу, терпит(2спр) крах, задержит(2спр) дыхание, сеет(1спр) дождь, борется (1спр)с болезнью, стелет(1спр) постель, плугом пашет(1спр), колет(1спр) дрова
11.Безличные глаголы.
1.Найдите картину художника Г.Кондратенко «Зимний вечер»,опишите ее,используя безличные глаголы./ https://zen.yandex.ru/media/pictures/zabytyi-hudojnik-gavriil-kondratenko-snejnaia-zima-lunnye-nochi-i-cvetuscii-krym-5e0f48d82beb4900b11ecd7f
Образец ответа:
Зимой смеркается очень быстро.Незаметно стемнело. Как-то сразу сильно похолодало.Снежит из низких облаков.
2. Подберите из фразеологического словаря примеры употребления в речи безличных глаголов./« Школьный фразеологический словарь». Автор: Жуков В.П. Издательство: Просвещение , 1980г
Образец ответа:
Бить баклуши
Новичкам везет
Ему трудно сводить концы с концами
Не стоило покупать кота в мешке
Ей пришлось трудиться в поте лица
12.Морфологический разбор глагола ( взаимопроверка)
№1. Саша считает,что он верно выполнил морфологический разбор глаголов.Маша же утверждает,что Саша допустил ошибки.
- Залетает-( что делает?)глагол, н.ф. залететь,
- соверш.вид, 1спр.,невозвр.,непереход.,
- изъявит.накл.,наст.вр.,3 л.,ед.ч.,
- в предл. явл.сказуемым
Образец ответа:
Залетает –( что делает?) глагол,н.ф. залетать,
- несов.вид,1 спр.,невозвр.,непереход.,изъявит.накл.,
- наст.время,3 лицо,ед.ч.,
- в предл. явл.сказуемым
- Шумит – (что делает?) глагол,н.ф.шуметь,
1.несов.вид,1 спр.,невозвр.,неперех.,изъявит.накл.,
2.наст.вр.,3 лицо,м.р.,ед.ч.,
3.в предл. явл.сказуемым
Образец ответа:
Шумит – (что делает?) глагол,н.ф.шуметь,
1.несов.вид,2 спр.,невозвр.,неперех.,изъявит.накл.,
2.наст.вр.,3 лицо,м.р.,ед.ч.,
3.в предл. явл.сказуемым
Использованная литература:
1. Толковый словарь живого великорусского языка / Даль В.И.: В 4 томах – Том 1 -Москва.: РИПОЛ классик. 2006. – 752 с.
2.Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. -Москва, изд. «Оникс» 2008г
3.Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013
4. « Мудрость тысячелетий»/Автор-сост.В.Балазин.-Москва:Олма Медиа Групп,2011
5. В «Школьном словаре синонимов русского языка / А.А. Семенюк, И.А. Семенюк,Москва, «Русское слово»,2012
6. «Я познаю мир.Математика»/ООО «Издательство АСТ»,1998
7. « Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» , Розе Т. В.Издательство: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2013 г.
8. «Математика» 5 кл. Авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г.Издательство: Мнемозина 2016
9. «Школьном толковом словаре русского языка» /Пособие для учащихся. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Издательство: Просвещение (Москва), 1999
10. сборник стихотворений А.Плещеева/Алексей Плещеев. Полное собрание стихотворений. Читать онлайн (traumlibrary.net)
11. Сборник стихотворений Роберта Миннуллина
«На поляне детства». Татарское книжное издательство, 1980г
12. « Школьный фразеологический словарь». Автор: Жуков В.П. Издательство: Просвещение , 1980г
13.Открытые ресурсы Интернета