Нина Владимировна Павельева
воспитатель
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №5
г.Лениногорск
Проект «Взаимодействие детского сада и семьи в обучении русскоязычных детей татарскому языку»
Цель: повышение качество знания татарского языка у детей дошкольного возраста через игровую деятельность при взаимодействии детского сада и семьи.
Задачи:
Формировать первоначальные умения и навыки практического владения татарским языком в устной форме.
Активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие.
Способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.
Научить воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Развивать восприятие, внимание, память детей; интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.
Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.
Актуальность:
Мы живем в прекрасной республике Татарстан, где государственными языками признаны два языка: русский и татарский. В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в ДОУ республики, творческими группами городов Казань и Набережные Челны были учебно-методические разработаны комплекты (УМК).
Хорошее владение татарским языком как средством общения — веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в последующих классах, но и для интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста.
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками , поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразию Республики Татарстан, уважение к языку и культуре татарского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Реализуя ФГОС дошкольного образования и УМК, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра. Новая методика по обучению татарскому языку предусматривает проведение таких игр,
как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.
ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья играет важную роль в усвоении ребёнком родной речи. Взрослые не в полной мере уделяют значению изучения татарского языка в семье, что в свою очередь влияет на процесс замедления познания языка. Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка.
Вид проекта: долгосрочный, творческий, информационный.
Срок реализации: сентябрь – май
Предполагаемый результат:
- Совершенствование знания татарского языка у детей через непосредственное участие в ролево – игровой деятельности.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к татарскому языку и его культуре.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Создание атмосферы радости в совместной деятельности детей и взрослых.
Этапы проекта
Подготовительный
- Разработка структуры проекта.
- Изучение и подбор материала (литературы, фотографий).
- Составление тематического планирования мероприятий.
- Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Анкетирование родителей.
- Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
Основной
- Выступление воспитателя по обучению татарского языка обучению татарского языка Низамовой Т.Х. на родительских собраниях.
- Буклеты.
- Книги для родителей.
- Просмотр мультсюжетов на татарском языке в домашних условиях, чтение книг.
- Организация сюжетно-ролевых игр дома с родителями «Семья», «К нам пришли гости».
- Дидактические игры с родителями «Командир», «Знакомство», «Угости чаем» и т.д.
- Организация подвижных игр с родителями.
- Разработка дидактических игр вместе с родителями.
- Раскраски для закрепления пройденного материала.
Заключительный
- Выставка детских рисунков по просмотренным мультсюжетам.
- Папка-передвижка «Изучаем татарский язык, играя».
- Круглый стол «Опыт работы детского сада и семьи по закреплению пройденного материала».
- Презентация «Организация работы по закреплению знаний в обучении татарского языка в домашних условиях».
Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также, направлен на взаимодействие и взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей.
Приложение 1
Выступление воспитателя по обучению татарского языка
обучению татарского языка Низамовой Т.Х.
на родительских собраниях
Родители нашей группы совместно с детьми смотрят мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм» и «Союзмультфильм»
(в переводе на татарский язык); анимации.
Вместе с детьми читают книги татарских писателей
Пальчиковые игры
Раскраски для закрепления пройденного материала
Татарские национальные подвижные,
сюжетно – ролевые игры
Совместная лепка в условиях семьи
«Чак-чак» из соленого теста
Дидактические игры для закрепления
в домашних условиях
Родители принимают активное участие
в сюжетно-ролевых играх
Приложение
- В группе заведен журнал регистрации аудио и видео материалов родителям, для домашнего просмотра совместно с детьми, что позволяет ближе познакомиться с тем, чем живет их ребенок в саду, что изучает;
- В группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно-демонстрационных материалов;
- На ширмах-передвижках в своей группе размещаем информацию о том, что дети изучили на занятиях, знакомим с новостями в области дошкольного образования;
- Родителям было предложено зарегистрироваться на сайте http://anatele.ef.com и пройти «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН “С НУЛЯ”;
- Родители нашей группы посещают официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ в разделе «Дошкольное образование», где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления и использования по закреплению пройденного материала по татарскому языку в семье и другая необходимая информация;
- ФГОС дошкольного образования и УМК по татарскому языку предусматривают использование при работе с детьми и родителями мультимедийной техники. С помощью этого оборудования каждый родитель имеет возможность совместно с ребенком просмотреть мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм» и «Союзмультфильм» (в переводе на татарский язык); анимации. Дети и родители принимают активное участие в конкурсе рисунков ” В мире сказок”;
- Родители нашей группы совместно с детьми смотрят на канале ТНВ трансляцию телепередачи на татарском языке «Әкият телендә” (“В стране сказок”), что позволяет им изучать татарский язык, начиная с самых его азов. Татарские слова в этих передачах знакомы детям, что дает возможность родителям поинтересоваться, побеседовать с детьми о том, что им было интересно, о чем говорилось. Проходит конкурс рисунков по содержанию передачи;
- Дети совместно с родителями очень любят заниматься по красочным рабочим тетрадям. Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей татарскому языку. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы, развивать навыки связной речи, понимать речь взрослого, по словесному указанию находить предметы;
- Дети нашей группа показывают пальчиковые игры и привлекают к этому родителей;
- Родители принимают участие в сюжетно-ролевых играх;
- Было проведено тренинговое занятие с использованием УМК “Растем, играя”.
- Родители группы оказывают помощь в составление альбома “Повторяем, закрепляем”.
- Родители наших воспитанников имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых просмотрах НОД.
- Систематически проводятся консультации, беседы, даем рекомендации и советы по обучению татарскому языку.
- Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. После проведённого анкетирования выяснилось:
все родители знают, что в РТ два государственных языка, большинство родителей, не владеющих татарским языком, готовы обучаться, чтобы поддержать ребенка.
Поделки и рисунки