Абдуллина Екатерина Александровна,
Нугманова Дания Габделкавиевна
инструктор по физической культуре ( по плаванию),
инструктор по физической культуре
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Конспект соревновательного состязания по плаванию для дошкольников
Возраст: ( 6- 7 лет)
Тема: « Нескучная математика»
Тип образовательной деятельности: соревновательный
Актуальность. Не секрет, что плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений. О пользе такого вида спорта можно много рассуждать, но вот как сделать плавание еще более интересным и полезным, не только для физического, но и для интеллектуального развития ребенка. В соответствии с темой годового плана был составлен и подготовлен конспект интегрированного занятия по плаванию с элементарными математическими представлениями. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это можно путем внедрения новых эффективных методов и разнообразных форм обучения и закрепления уже пройденного материала. Одной из таких форм является обучение детей посредством занятий по плаванию, содержащих игровые задания по математике. Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Вводя в занятия по плаванию элементарные математические представления и делая это процесс систематическим, дети быстрее овладевают пройденным материалом на образовательной деятельности по ФЭМП, такой как: специальная терминология – названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), построение числового ряда, и т. п.
Новизна Содержание интегрированного занятия по плаванию с элементами математики, помогут сделать образовательную деятельность более продуктивной сразу в двух сферах развития ребенка: физическом и интеллектуальном.
Цель: Совершенствовать технику плавания кролем на груди и спине при помощи работы ног. Закреплять математические знания посредством соревновательных игр на занятии по плаванию.
Задачи:
Оздоровительные: Способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные: Закреплять навык погружения в воду на задержке дыхания; совершенствовать способ плавания кролем на груди и на спине при помощи плавательной доски и без нее; совершенствовать навыки построения числового ряда; закреплять знания геометрических фигур;
Воспитательные: Создавать условия для взаимодействия детей в команде; воспитывать познавательный интерес к математике на занятиях по плаванию; формировать уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности, проявлять терпение и выдержку, умение сопереживать друг другу и помогать в трудных ситуациях.
Развивающие: развивать мыслительные операции, логическое мышление, внимание, память.
Ожидаемые результаты: Содержание мероприятия, использованные методы и приемы, средства обучения , формы организации и чередование видов деятельности позволит обеспечить активность, высокую работоспособность детей как в плавании так и в математическом развитии.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Оборудование: 2 магнитные доски, заламинированные карточки с заданиями,2 плавательные доски , цифры и геометрические фигуры из пористой резины ( ответы) 6 трубочек для коктейля, 2 теннисных шарика, небольшие воротики 2 шт., 2 подводные дуги, тонущие цифры, 2 колобашки, нудлусы по количеству детей.
Словарная работа: Исәнмесез, бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, сау булыгыз.
Ход занятия:
Инструктор: Здравствуйте, исәнмесез, дорогие участники. Сегодня у нас необычное соревнование, оно будет связано с математикой. Но для начала давайте поздороваемся с нашими гостями, всем очень интересно посмотреть, как же будет проходить соревнование (дети здороваются на русском и татарском языках).
Также хотим представить наших судей …
Попрошу участников соревнований поприветствовать друг друга.
Прежде чем преступить к соревнованиям, всем необходимо хорошенько размяться, прошу всех участников пройти в бассейн. Дети размещаются в шахматном порядке.
Проводится разминка под музыку.
Инструктор: И так мы начинаем! Надеюсь, все участники нам покажут не только свои умения в плавании, но свои знания в математике. После каждого задания будут дополнительные математические вопросы, за которые начисляются очки.
1 задание. Вам необходимо проплыть кролем на ногах (торпеда), на магнитной доске поставить недостающие цифры, вернуться в свою команду таким же способом и передать эстафету. (На магнитной доске числовой ряд с пропущенными цифрами). (приложение 1)
Инструктор: наши судьи будут очень внимательно изучать не только ваши правильные ответы, но и технику плавания. А пока готовится следующее состязание, внимательно слушаем и зарабатываем очки.
Вопросы: Сколько ушей у двух мышей? (4, дүрт)
Сколько дней в неделе? (7, җиде)
2 задание. Следующее задание нам понадобится плавательная доска, нужно проплыть кролем на груди с доской, решить один пример и так же вернуться в обратно. На магнитной доске висят примеры, которые игроки должны решить. (приложение2)
Вопросы: Сколько глаз у светофора? (3, өч)
Сколько пальцев на одной руке? (5, биш)
3 задание. Для следующего задания нам также пригодится доска, но сейчас задание посложнее, необходимо будет показать судьям и гостям свое умение плавания на спине, а так же выполнить математическое задание и поставить недостающее количество фигурок. Думаем , что вы ребята, справитесь с этими заданиями. ( В задании даны цифры и геометрические фигуры, необходимо посчитать и дорисовать или поставить недостающее количество фигур) (приложение 3)
Вопросы: Сколько солнышек на небе? (1, бер)
Сколько цветов у радуги? (7, җиде)
4 задание. Ну а в этом соревновательном задании вы ребята покажите как умеете подныривать под дугу, и открывать глаза в воде. У вас на руках карточки с числом, вам необходимо, проплыть под дугой и найти на дне карточку с таким же числом.
Вопросы: Сколько пальцев на двух руках? (10, ун)
Сколько в неделе выходных дней? (2, ике)
5 задание. Посмотрите пожалуйста на этот предмет, как называется? (колобашка). Сейчас дорогие участники, вы проплывете зажав ногами колобашку, работая правильно руками. На магнитной доске вас ждет задание, в пустой квадрат нужно будет вставить недостающую фигуру. ( Задание на решение простого судоку из 9 квадратов)( приложение 4)
Вопросы: Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Сколько рогов у двух коров? (4, дүрт )
6 задание. Все вы ребята молодцы, с математическими заданиями вы справлялись отлично, но нам бы хотелось еще посмотреть, как вы можете играть футбол, но не ногами. У каждого из вас есть коктейльная трубочка и теннисный шарик . Ваша задача как можно быстрее загнать шарик в ворота.
Вопросы: Сколько домишек у ста муравьишек?(1, бер)
Сколько животиков у пяти бегемотиков (5, биш)
Дополнительное задание если будет не хватать очков: Проплыть «Супер героем» (одна рука вверх , другая прижата к ногам , ноги кролем) выполнить задание на магнитной доске , вернуться обратно. (Определить знак больше, меньше или равно). ( приложение 5)
Вопросы: Сколько хвостов у семи котов?(7, җиде)
Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?(мышка)
Инструктор: Ну что же, наш математический заплыв подошел к концу, судьям пора подсчитать очки и выявить победителей нашего соревнования. И пока они внимательно все считают, вы расскажите нам, какое задание вам показалось самым интересным? Было ли такое задание, которое для вас показалось трудным, в плавании , в математике?
Инструктор: Кажется, наши судьи готовы сказать, кто же победил в математическом заплыве.
Слово судьям
Награждение победителей.
Инструктор: До свидания наши дорогие участники, сау булыгыз!
Список использованных источников:
1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.
2. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
3. Канидова В.И. Обучение плаванию младших дошкольников . М.: Аркти, 2012, 168с.
4. Овчинникова Е. О. Совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.
5. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники.- М.: Издательство « Скрипторий 2003» 2008. -88 с.
6. Патрикеев А.Ю. Игры с водой и в воде. Подготовительные к школе группа. –Волгоград : Учитель: ИП Гринин Л.Е. , 2014 . -215 с.
7. Урвачева Л.Н. Учимся плавать, играя // Инструктор по физкультуре . 2008 . №1.
Приложение
Варианты заданий для соревнований.
Количество заданий должно соответствовать количеству участников в команде
Приложение 1
Приложение 2
Приложение3
Приложение 4
Приложение 5
Фотоотчет