Гайнутдинова Аделина Данилевна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад №187 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения” Советского района г.Казани
Конспект занятия по экологии в средней группе «Природа наш друг»
Цель: Формировать основы экологической культуры; воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Задачи:
1) Образовательные- обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, птицах, деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие особенности диких животных и птиц.
2) Развивающие- развивать мыслительные операции, сравнивать, анализировать; развивать внимание, память, мышление.
3) воспитательные- воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка.
Материал: презентация, запись «Голоса леса».
Предварительная работа: комплекс занятий по ознакомлению
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц о лесе.
Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года». Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки. Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т.д.
Ход занятия
Воспитатель: – Ребята, давайте поприветствуем друг-друга:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Сюрпризный момент.
– Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
– Тогда слушайте:
«Дорогие ребята, я, лесовичек- хозяин леса жил в лесу с друзьями. (4 слайд) Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!
– Ну что ребята, поможем лесовичку?
– Вы дружные? Вы смелые?
В лес мы поедем на машине. (5 слайд)
– Превращаемся в шофёров
– Качайте шины: ш-ш-ш-ш
Открывайте баки и заливайте бензин: с-с-с-с
Заводите мотор: д-д-д-д
– У-у-у! Поехала машина.
Машина. Машина идёт гудит.
В машине, в машине шофёр сидит.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали, дети! Машина, стой!
– Вот мы с вами и оказались на лесной полянке.
Иллюстрация полянки.
– Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.
Задание 1:
– Послушайте первое задание.
– Ребята! Какое время года на картинке? (лето)
– Ребята, назовите месяцы осени? (июнь, июль, август)
– А первый месяц какой? Второй? Третий?
– Молодцы! Справились с первым заданием.
Задание 2:
– В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)
– Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)
– Как вы думаете, дерево живое? (да)
– Почему? (Оно растет, дышит, питается)
– Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичек спиливает.
– Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)
Мы выполнили второе задание.
Задание 3:
Ребята, вам нужно расфасовать мусор по бакам.
Сначала уберите стекло в зеленый бак(6 слайд), потом пластик в желтый бак(7 слайд), позже бумагу в синий бак(8 слайд).
Молодцы, вы справились
Задание 4:
– Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные)( 9 слайд). Конечно, животные. Мы убрали мусор и животные обратно вернулись в свои дома.
Иллюстрации с изображением диких животных.
Физкультминутка (10слайд)
Задание номер 5. (11 слайд)
Ребята, детеныши потерялись, помогите им найти своих мам!
Задание номер 6.
А сейчас следующее задание- загадки!
– Лапу кто зимой сосёт?
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
А зовут его … (медведь) (12 слайд)
– Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут её. (лиса) (13 слайд)
– Маленький, рыжий зверёк,
По веткам прыг-скок. (белка) (14 слайд)
– Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц) (15 слайд)
– Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков
и червяков. (ежик) (16 слайд)
– Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк) (17 слайд)
– У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: всего два рога,
Но зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому что он …(олень) (18 слайд)
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
– Ребята, какое правило надо соблюдать по отношению к диким животным?
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
Не будем обижать лягушек;
Не разорять птичьи гнезда и звериные норы;
Не будем ловить диких животных и уносить их домой;
Не будем стрелять в птиц;
Не будем разводить костры;
– Полянку мы в порядок привели справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы. (19 слайд)
– Молодцы ребята!
Все задания выполнили правильно.
Воспитатель:
-(20 слайд) Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.
– Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.
А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.
Повертелись, покружились и в саду мы очутились.(20 слайд)
– Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?
– Что мы делали в лесу?
Помогли лесовику очистить лес. Мы помогли лесовику.
Спасибо!