Светлана Михайловна Лукашина
воспитатель
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Болгарская санаторная школа-интернат».
г. Болгар
Цель: формирование у обучающихся представления разнообразии круга профессий.
Задачи:
Обучающая – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и получения информации о мире профессий; осознание необходимых личностных качеств для выбора той или иной профессии.
Развивающая – развитие логического мышления, умения анализировать, работать в группе, презентовать себя.
Воспитывающая – уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний.
Оборудование: проектор, листы А4 на всех участников, вырезки из журналов, клей, ножницы, бланки с заданиями.
Ход занятия
- Приветствие. Здравствуйте, ребята, мы рада вас видеть. Присаживайтесь.
- Введение в тему
В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии.
И это могут подтвердить слова К.Д. Ушинского:
Высказывание читает ученик: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Как вы поняли данное высказывание?
Как вы считаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (высказывания участников).
Да, вы правы, сегодня мы с вами поговорим о выборе профессии.
Тема занятия звучит так: «Мечты о будущей профессии».
3. Разминка. Приём развития межполушарного взаимодействия у детей
Сейчас я хотела бы с вами провести небольшую разминку, направленную на улучшение вашей работоспособности.
На каждую верхнюю букву строки вы произносите любую профессию, начинающуюся с этой буквы. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону; П – правая рука поднимается в сторону; В – обе руки поднимаются вверх.
Молодцы, справились с заданием.
Упражнение показало, насколько вы внимательны. Вы назвали много разных профессий, а знаете ли вы, сколько их существует? (В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий).
Среди этих профессий существуют наиболее востребованные, есть такие, которые будут актуальны всегда, и те, которые уступили свои позиции, фактически исчезли.
4. Задание по распределению профессий. (Розовые бланки для заданий)
У каждой группы на столе лежит листок со списком самых различных профессий. Вам необходимо распределить эти профессии по группам: исчезнувшие и те, которые могут исчезнуть в течение 10 лет, самые востребованные и профессии будущего.
После выполнения этого задания первая группа зачитывает исчезающие профессии и профессии будущего, а вторая группа – востребованные и профессии будущего.
Нужно обосновать ваш выбор. Остальные соглашаются с мнением другой группы или нет.
– Ребята, в списке профессий есть некоторые слова, вам не совсем знакомые в силу своего возраста или просто, пока ещё незнания. Я бы сказала слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Какие это слова? Давайте вспомним.
Ответы детей: – Это слова устаревшие.
– На уроках родной литературы с Ириной Николаевной и Татьяной Александровной вы совсем недавно проходили тему устаревших слов и профессий.
– Ребята, устаревшие слова могут быть двоякого рода. Я хочу, чтобы вы вспомнили. И ответили, что они обозначают.
Ответы детей: это историзмы и архаизмы (слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов или явлений – такие устаревшие слова называют – историзмами. Другие слова выходят из употребления, вытесняясь современными синонимами – такие слова называются архаизмами. Такие слова даже в толковых словарях помещаются с пометой устар.
– Так вот и здесь, какие профессии навсегда исчезли из нашей жизни, и уже никогда не вернутся и какие заменены, давайте поразмышляем….
Исчезли: лыкодёр, извозчик (кучер), заменены: цирюльник (парикмахер) ключник (портье – ведающий хранением ключей).
Рассказ о новых профессиях: Урбанист- эколог, сити – фермер, строитель «умных дорог».
Мир меняется так быстро, поэтому образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, становится все более, предметным и практико-ориентированным.
СТРОИТЕЛЬ «УМНЫХ» ДОРОГ
Профессия появится после 2020 г.
Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги.
Надпрофессиональные навыки и умения
УРБАНИСТ-ЭКОЛОГ
Профессия появится до 2020 г.
Проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий; специализируется в областях строительства, энергетики и контроля загрязнения среды. Эта профессия востребована уже сейчас – высокотехнологичные «зеленые города» проектируют и строят в Малайзии, Китае, Арабских Эмиратах, Индии, Южной Корее и странах Европы.
Надпрофессиональные навыки и умения
СИТИ-ФЕРМЕР
Профессия появится до 2020 г.
Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы – автономные и экологичные конструкции, позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города – повестка ближайшего будущего. Первая коммерческая вертикальная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году, а в настоящее время создание агронебоскребов планируется в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции и других странах.
Вывод: Время не стоит на месте, появляются новые технологии, новые производства, соответственно меняются и профессии.
5. Работа с понятиями
– Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
Слайд
Можно выделить пять типов профессий:
1.«Человек – человек». Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. (К такому типу профессий относятся учитель, парикмахер, экскурсовод, врач)
2. «Человек – техника». Предметом труда в этой профессии является использование технических устройств. (Это могут быть Инженер- механик, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров)
3. «Человек – знаковая система». Специалисты такого типа, используют в своем труде различные знаки: цифры, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. (Это чертёжник, экономист, топограф, программист).
4. «Человек – природа». Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда. ( Кинолог, мастер – животновод, зоотехник, агроном, цветовод)
5. «Человек – художественный образ» – это изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. ( Актёр, художник, музыкант, дизайнер)
6.Задание: На белых бланках. На столах каждой группы имеются карточки с «классификацией профессий в зависимости от предмета труда», а также карточки с названиями профессий и распределяют их в соответствии с типами, к которой профессия, на ваш взгляд, относится.
Вывод: – Любой деловой предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать свои возможности и способности, перспективы роста при выборе профессии.
7. Упражнение « Самая – самая…»
Сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике.
Каждая группа по одной профессии:
самая денежная – (директор, банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, хоккеисты, модель);
самая сладкая – (кондитер, продавец в кондитерском отделе, рабочий на шоколадной фабрике);
самая зеленая – (садовник, лесник, ландшафтный дизайнер);
самая ароматная – (парфюмер, цветовод, пекарь);
самая детская – (воспитатель, педиатр, учитель);
самая опасная, серьезная (не имеет права на ошибку) – (сапер, хирург, разведчик, полицейский);
Интересно получилось. Вы сейчас называли не только профессии, но и должности и специальности.
А теперь давайте разберемся с такими понятиями как профессия, специальность и должность. Дадим определения.
Давайте разберём на профессии врач.
Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. ( Врач)
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. ( педиатр, хирург, стоматолог, терапевт)
Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения. ( Главный врач, заведующий хирургическим отделением).
8. Задание. Обе рабочие группы берут синий бланк.
Распределить профессии, должности, специальности в таблице. Дальше мы зачитываем из данного списка профессию, её специальность и должность. Проверяем.
Профессия |
Специальность |
Должность |
Продавец |
Продавец продовольственных товаров |
заведующий магазином |
инженер |
Инженер – конструктор |
Старший инженер |
учитель |
Учитель начальных классов |
завуч |
Лесник (работник государственной ораны, его ещё называют сторожем леса) |
Лесничий (это специалист по лесоустройству и использованию леса. |
Директор лесхоза |
– Ребята, сделаем вывод, что в мире существует не только профессии, но и специальность, где человек занимается определенным направлением в рамках этой профессии и должность – где исполняется служебные обязанности.
– Мы сегодня с вами вспомнили, какое многообразие профессий существует в мире.
У многих из вас уже сформировалось профессиональное предпочтение. Мы предлагаем вам сейчас подумать о своем будущем. Каким вы видите его через 10 лет? С помощью картинок попробуйте это показать.
На столах вы видите разноцветные листы А4 и различные картинки. Подберите картинки, рассказывающие о вас в будущем, о какой профессии вы мечтаете.
То есть вы должны создать мнемотаблицу «Моя мечта о будущей профессии».
9.Задание Метод Создания мнемотаблиц «Моя мечта о будущей профессии». Точнее схему описательного рассказа о профессиях людей. Мнемотаблицы послужат нам своеобразным зрительным планом. Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью.
1. Название профессии
2. Место работы
3. Что делает человек данной профессии ( Какую работу выполняет)
4. Что ему нужно для работы (предметы, орудия труда и форменная одежда)
5. Какую пользу приносит людям
6. Качества необходимые в данной профессии.
– Ко всему прочему я попрошу вас определить тип вашей профессии и нам её озвучить. Желающие из каждой команды могут продемонстрировать свои работы и прокомментировать и вывесить на доску.
Самостоятельная работа учащихся, демонстрация своих работ.
Швея – «Человек – художественный образ» «Человек – знаковая система»
Повар- «Человек – художественный образ» «Человек-природа»
Сварщик- «Человек- техника»
Кондитер- «Человек – художественный образ»
Ювелир- «Человек- техника»
Врач – «Человек-человек»
Воспитатель – «Человек-человек»
Программист – «Человек – знаковая система»
10. Вывод
Да, ребята, каждый из вас через 10 лет получит профессию и ваша сегодняшняя мечта осуществится.
Работа занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Заниматься любимым и интересным делом — счастье, которое вполне достижимо. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
11. Рефлексия.
А в завершении нашего занятия мы хотели бы у вас спросить, была ли полезной для вас полученная информация?
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
О каких мечтах своих одноклассников вы узнали?