Захарова Татьяна Юрьевна,
Ларина Вероника Владимировна
преподаватели МБУДО “Детская музыкальная школа №24” Кировского района
г. Казани
Изменения, постоянно происходящие в современном обществе, затрагивают все сферы деятельности человека. Не исключением является и дополнительное образование детей. Общество и государство предъявляют все новые требования, главным из которых является развитие. Под развитием мы понимаем процесс инноваций.
Инновационный процесс включает:
– поиск и определение новшества;
– процесс его исследования;
– разработку системы мер внедрения новшества;
– создание условий для освоения новшества;
– внедрение новшества;
– мониторинг результатов.
Инновационная идея может быть как объективно новой, так и ретроинновационной. Ретроинновация – переконструирование имеющегося опыта с последующим созданием инновационной модели, экономически оправданной.
По классификации инноваций по степени новизны, предложенных К.Е. Сумнительным и М.В. Богуславским, применительно к сфере образования ретроинновацией называют изменения, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен.
Не секрет, что в настоящее время наблюдается низкий уровень культуры подрастающего поколения и в целом в обществе. Современные дети имеют ограниченный круг интересов, связанный лишь с компьютерными играми и гаджетами. В связи с тотальным увлечением интернетом у детей исчезает стремление к самостоятельному поиску какой-либо информации. Они мало читают, редко слушают классическую музыку, плохо знают историю и национальную культуру. Проект также был задуман как популяризирующий игру на народных инструментах. Исходя из данной проблемы в 2019 году на отделе народных инструментов ДМШ и возникла идея создания проекта «Детская филармония».
Проект «Детская филармония» мы определяем как ретроинновационный. Его ретроинновационность в освоении известного в новых условиях, новыми субъектами (учителями и обучающимися) ради получения новых образовательных результатов.
Проект включает в себя ежегодный цикл тематических концертов, каждый из которых имеет образовательную, воспитательную и просветительскую направленность.
В 2019-2020 учебном году в Проект вошли три мероприятия, два из которых посвящены знаменательным датам 2020 года. Каждый концерт имеет свою образовательную и просветительскую направленность:
1. «Нескучная классика» – концерт, посвященный творчеству классических, зарубежных, русских и советских композиторов (декабрь 2019 г.);
2. «Музыка родного края» – концерт, посвященный 100-летию ТаССР (январь 2020 г.);
3. «Мелодии военных лет» – концерт, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (апрель 2020 г.-перенесен из-за пандемии на 2020-2021 учебный год).
В 2020-2021 учебном году Проект объединил следующие тематические мероприятия:
1.«Классика вне времени»-концерт-путешествие по музыкальным эпохам от барокко до романтизма (декабрь 2020 г.);
2. «Музыкальная радуга»-концерт-фестиваль ансамблевой музыки (февраль 2021г)
3. «Мелодии военных лет» – традиционный концерт, посвященный Победе в Великой Отечественной войне (апрель 2021 г.).
В 2021-2022 учебном году состав участников расширился и пополнился учащимися других отделений школы (духового, отделения гитары), что является позитивным признаком появления мотивации и интереса к тематике концертов. В этот период были запланированы и проведены также три мероприятия:
1. «Танцы народов мира»-концерт, знакомящий слушателей с различными танцевальными жанрами и направлениями (декабрь 2021 г.);
2. «Музыкальный микс»-концерт, посвященный музыке мирового кино, анимационных фильмов, спектаклей (март 2022 г.);
3. «Нам дороги эти позабыть нельзя»-традиционный концерт, посвященный Победе в Великой Отечественной войне (апрель 2022 г.).
В 2022-2023 году отдел народных инструментов продолжает цикл концертов, также вовлекая в Проект учащихся других отделений:
- «Музыкальная кладовая»-концерт, посвященный музыке народов мира (декабрь 2022 г.);
- Концерт, посвященный програмной музыке (март 2023 г.)
Цель проекта:
– развитие музыкальной и исполнительской культуры учащихся посредством вовлечения в концертную деятельность.
Задачи проекта:
- Создать культурно-просветительскую среду, стимулирующую интерес к музыкальной культуре в целом, а также к произведениям классической, национальной и военно-патриотической направленности в частности;
- Сформировать пространственную среду, способствующую формированию навыков организации и проведения концертов учащимися.
Еще одна из проблем, которую мы решаем с помощью данного проекта – это опыт концертной практики учащихся. Не секрет, что даже хорошо подготовленный ученик не всегда на сцене может справиться с волнением и донести все, над чем кропотливо и длительно работал с педагогом. Наш проект позволяет как совершенствовать свои исполнительские навыки, так и делать свои первые шаги на сцене, участвуя в концертной деятельности.
Проект «Детская филармония» реализуется через активную деятельность всех участников проекта: учащихся и преподавателей отделения народных инструментов. Учащиеся выступают не только в роли артистов, но и в роли организаторов мероприятий (конферансье, администраторы, создатели видеоряда и т.д.), что является также одной из характеристик ретроинновационности Проекта «Детская филармония» (субъекты процесса).
В ходе реализации проекта «Детская филармония» учащиеся смогут проявить свои лучшие творческие и организаторские способности, а также узнать процесс создания тематического концерта с азов.
Ряд концертов были запланированы как выездные мероприятия, проведенные на базе филиалов ДМШ№24 для учащихся общеобразовательных школ. Так концерт «Музыка родного края» (февраль 2020 г.) был проведен учащимися и преподавателями ДМШ№24 в «Гимназии №4» Кировского района г. Казани для учащихся 1-4 классов и их родителей. Юные артисты получили опыт выступления на большой сцене с техническим оснащением (микрофоны, подзвучка), а зрители получили удовольствие от звучания татарской музыки, познакомились с татарскими композиторами и их творчеством.
Проведенные мероприятия наметили определенные успехи, но выявили и некие трудности и проблемы, которые, несомненно, мы будем пытаться решить в последующих запланированных мероприятиях.
Результат данного проекта:
– интеграция участия разновозрастной аудитории, что несомненно способствует повышению заинтересованности к обучению в ДМШ у детей и родителей;
– сплоченность учащихся и преподавателей при подготовке и проведении концертов: от идеи до костюма и исполнения своего концертного номера;
– формирование базовых культурных и общечеловеческих ценностей учащихся; воспитание гражданственности и патриотизма; развитие исполнительских навыков, сценической культуры и творческого потенциала посредством музыкального искусства.
В ближайших целях не только закрепить результат проекта «Детская филармония», но и продолжить дальнейшую работу по развитию и расширению проекта. В перспективе планируется организация выездных концертов (деятельность в новых условиях) на сценические площадки в детские сады, школы, организация концертов для пожилых людей, ветеранов и т.д.
Любые инновации, вносимые в систему дополнительного образования, по нашему мнению должны быть оправданы и не вводится в ущерб основному педагогическому процессу. В противном случае активное и бесконтрольное введение новшеств грозит переутомлением и детей, и педагогов, тем более на фоне постоянно повышающихся требований современной жизни. Мы считаем, что проект «Детская филармония» является «золотой серединой» между традициями и инновациями, позволяя решить ряд основных педагогических и воспитательных задач, при этом соответствуя ряду критериев педагогических новаций: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.