Абашева Юлия Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ “Детский сад №151 комбинированного вида”
г. Казань
Проект
«Напольная шахматная доска, как одно из средств развития чувства ритма в процессе овладения степ – аэробикой».
Описание проекта: Абашева Юлия Александровна МБДОУ «Детский сад № 151» представляет описание проекта «Напольная шахматная доска, как одно из средств развития чувства ритма в процессе овладения степ – аэробикой».
Значение проекта: заложить основу здоровья ребенка, создать наилучшие условия для физического развития, оберегать детей от заболеваний, переутомления и в то же время воспитывать их выносливыми, закаленными в процессе игровой деятельности.
В наше время стали очень популярны занятия аэробикой, в частности степ – аэробикой. Данный снаряд требует от взрослых сосредоточенности, развитого чувства ритма, хорошей физической подготовки, а уж от детей тем более. Поэтому на подготовительном этапе в работе с детьми я использую технологию «Напольная шахматная доска», разработанную мной в процессе работы над развитием чувства ритма. Это помогает детям не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально. Приобретая навыки грациозных движений, дети участвуют в концертных выступлениях детского сада и города, а также в танцевальных и спортивных конкурсах районного, городского, республиканского и всероссийского этапов. И здесь очень важны как общепедагогические принципы, так и принципы физического воспитания.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольные образовательные учреждения. Педагоги ДОУ – музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, логопеды.
Направление |
Технологии |
Результат |
|
Цель |
Технология использования нестандартного оборудования (напольная шахматная доска) для развития физических качеств ребенка |
Технология «Напольная шахматная доска» |
Целенаправленная работа с использованием «напольной шахматной доски» позволит достичь следующих результатов: – формирование и совершенствование двигательных умений; – развитие чувства ритма; – создание методического пособия «Танцевальные шахматы» для педагогов ДОУ; – повышение физических качеств, улучшение координации движений и равновесия; – формирование устойчивого интереса к занятиям; – участие и победа в конкурсах. |
Задача 1 |
Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений на «напольной шахматной доске» |
||
Задача 2 |
Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку на «напольной шахматной доске». |
||
Задача 3 |
Разработка танцевальных и музыкально – игровых комплексов с использованием «напольной шахматной доски» |
||
Задача 4 |
Развитие двигательной способности и физических качеств детей (быстрота, сила, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координация движений и функции равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка), формирование навыков правильной осанки через выработку четких ритмических движений на «напольной шахматной доске». |
||
Задача 5 |
Воспитание эмоционально-положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности. |
||
Задача 6 |
Участие в конкурсном движении |
Социально-экономический эффект проекта
Педагоги:
– овладение современной технологией «напольной шахматной доски».
МБДОУ «Детский сад № 151»:
– участие в конкурсном движении;
– повышение рейтинга в образовательном пространстве;
– модернизация образовательной среды МБДОУ;
– повышение качества предоставляемых услуг.
Педагоги других ДОО:
– возможность использовать опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 151;
– повышать свою квалификацию на мастер-классах в рамках методических объединениях.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятиях по физической культуре может дать волю энергии, заложенной в нём. Но этого, конечно, недостаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться.
Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ – аэробикой.
Для достижения положительного эффекта, развития чувства ритма и более быстрого овладения степ – платформами мною была разработана технология «Напольная шахматная доска», которая позволила добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а также несет профилактический характер.
У детей, занимающихся на «напольной шахматной доске», повышаются адаптивные возможности организма, благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям, музыкальному сопровождению. Все это стимулирует желание научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используется различная работа с воспитанниками:
- Тематические занятия
- Индивидуальные
- Круговая тренировка
- Подвижные игры
- Интегрированная деятельность
- Сюрпризные моменты
- Показательные выступления
В занятии выделяются 3 части: разминка, основная, заключительная.
Цель разминки – подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе. Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимых в медленном темпе, по принципу “сверху вниз”: наклоны головы” в стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация правильного положения корпуса и постановки ног. Продолжительность составляет от 3 до 5 минут.
После разминки следует аэробная часть, которая состоит из базовых и простейших основных “шагов” степ – аэробики. Во время аэробной части происходит разучивание “шагов”, связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений – прогон. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Для успешного выполнения данных “шагов” целесообразно начинать разучивание на «напольной шахматной доске». Дети безбоязненно выполняют движения, а затем спокойно переходят к выполнению этих “шагов” на степ-платформах.
Если аэробная часть достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:
-повышается частота сердечных сокращений и частота дыхания
-увеличивается систолический и минутный объём крови;
-перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;
-усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород.
-повышаются функциональные возможности организма;
-развиваются координационные способности;
-улучшается эмоциональное состояние детей.
Продолжительность основной части 15 – 20 минут.
В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. По желанию детей можно провести игру. Это необходимо для создания у воспитанников ощущения законченности занятия. Авторские игры («Кот и мыши», «Акула и пингвины», «Цирковые лошадки» и др.) с использованием «напольной шахматной доски» очень полюбились детям. Они с радостью играют не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности.
Эта технология поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов, специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения, выбирать оптимальную нагрузку.
Результатом проделанной работы являются выступления на праздниках и развлечениях перед родителями, а также призовые места в районных, городских и всероссийских конкурсах.
Эту технологию мы предлагаем для использования педагогами ДОУ в качестве дополнительного материала на музыкальных и физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях с учителем-логопедом, а также в качестве дополнительной платной услуги.
Игры с использованием «напольной шахматной доски»
«Кот и мыши»
Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках шахматной доски. Один из играющих – кот, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит: «Мышка, мышка, пусти меня в свой домик». Ребенок отказывается, водящий идет к другому ребенку. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в центре. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кот!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке, для перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.
«Цирковые лошадки»
Шахматная доска — это цирковая арена. Дети идут вокруг доски, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают клетку в углу шахматного поля («стойло»). Детей должно быть не менее 5 человек. Кому не достается «стойла», тот выбывает из игры. Игра повторяется 3 раза.
«Акула и пингвины»
Дети – пингвины двигаются свободно по полю. После слов ведущей: «Акула вышла на охоту», акула – ребенок пытается поймать пингвинов. Дети могут перескакивать только по белым квадратам – льдинам. Пойманные пингвины выбывают из игры.