Новик Дина Венарисовна
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Возраст |
5-7 лет (разновозрастная группа для детей с ОВЗ) |
Основная обр. область |
Познавательное развитие |
Интегрированные образовательные области |
Художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, познавательное развитие. |
Форма проведения |
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие |
Цель |
Сенсорное развитие |
Воспитательные |
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности. Вызвать интерес к заданиям. Воспитывать желание помогать животным. |
Развивающие |
Развивать все виды восприятия, воображение, творческие способности, познавательный интерес. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память, речь). Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины и пространственные эталоны. Развивать мелкую моторику рук. |
Образовательные |
1. Обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); названиях основных цветов и оттенков; размере; домашних животных. 2. Упражнять в различении предметов по размеру, цвету, форме, вкусу. 3. Закреплять количественный и порядковый счет 4. Закреплять умение выделять предметы по заданному признаку, группировать, обобщать. |
Планируемый результат |
Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, делать выводы, активно взаимодействовать с педагогом. |
Методы и приемы |
Сюрпризные моменты, поощрения, игровой метод, наглядный метод (использование игрушек, пособий), словесный метод (напоминания, указания, вопросы, ответы). |
Наглядные средства обучения |
Геометрические фигуры из фетра (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий); фигурки домашних животных, массажные коврики, пинцет, цветные помпошки двух размеров, пинцет, мягкая игрушка «зайчик», кусочки моркови, яблока, капусты, тарелка, вилка, короб с песком, мелкие фигурки. |
Организация детей |
Ребенок за столом (сидя, стоя) |
Словарная работа |
Геометрические фигуры, домашние животные, заботиться, польза, заселить. |
Структура ОД |
Организационный момент Что в мешочке у меня? (Геометрические фигуры) Строим домики для животных Помоги найти домик по описанию Посади цветочки на лужайке Физминутка Помоги найти домик по номеру Задания от животных Итог |
Ход ОД Организационный момент Что в мешочке у меня? (Геометрические фигуры) Строим домики для животных Помоги найти домик по описанию Помоги найти домик по номеру Задания от животных
Итог занятия |
– Алиса, сегодня на занятия к нам пришли гости. Кто это? (лошадь, коза, корова, собака). – Как назвать их одним словом? Кого называют домашними животными? (животных, которые живут рядом с человеком, приносят пользу, а человек заботится о них). – Как человек заботится о домашних животных? (кормит, поит, строит и чистит жилище). – Давай и мы позаботимся о наших животных, построим им домики. – Ну и, конечно, как всегда, с нами вместе еще наш друг зайчик. Зайчик, а что это у тебя в мешочке? Зайчик: «А вы сами посмотрите, что это?» (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) – Как назвать их одним словом? (геометрические фигуры) – Они одного цвета? (нет, разные: желтые, синие, зеленые, красные). – А квадраты все одинакового размера? (нет, есть маленькие и большие). – Я предлагаю тебе построить домики для животных из этих фигур. Разложи сначала большие квадраты. Сколько их? (четыре). А сколько маленьких? (тоже четыре). Чего больше больших или маленьких квадратов? (поровну). – Какие фигуры у нас еще есть? (треугольники). Они одинакового цвета? А размера? – А еще какие фигуры? (прямоугольники) Еще есть? (да, еще круги есть). – Как ты думаешь, из какой фигуры будет сам домик? (из квадрата). Из большого или маленького? (из большого). – А из какой фигуры будет крыша? (из треугольника). – На зеленый домик положи красную крышу. На красный домик синюю крышу. На желтый домик положи зеленую крышу. Какой домик остался? (синий). А крыша какая осталась? На синий домик положи желтую крышу. – Что еще должно быть у домика? На крыше? (труба). Из какой фигуры будем делать трубу? (из прямоугольника). Сделай красную трубу на домике с зеленой крышей, зеленую трубу на желтом домике. Синюю трубу на зеленом домике с красной крышей. Какая еще осталась? (желтая). Куда ее поставим? (на домик с синей крышей). – Что еще должно быть в домике? (окошко) Из какой фигуры ты будешь делать окно? (из маленького квадрата). – Сделай желтое окно в доме с красной крышей, зеленое окно в красном доме, синее окно в доме с красной с красной трубой. Какой квадратик у тебя еще остался? (красный). А какой домик остался без окна? (Синий). – В наших домиках есть крыша, труба, окно. Давай сделаем еще чердак. Чердак – это окно на крыше. Какие фигуры у нас остались? (Круги). Сколько их? (Четыре). Как ты думаешь, их хватит для всех домиков? (Да, домиков тоже четыре). – Сделай зеленый чердак на домике с синей трубой, красный на домике с синей крышей, желтый на домике с синим окном. Какой круг еще остался? (Синий). А какой домик остался без чердака? – Какие красивые домики у тебя получились! Сколько домиков получилось? (Четыре). Теперь в них надо расселить наших гостей. Сначала заселим животное, детеныша которого называют теленок. Кто это? (Корова). Что она дает людям? (Молоко). Корова: «Здравствуй, я хочу жить в зеленый домик с красной крышей и синей трубой. Помоги мне найти его, пожалуйста». – А детенышей этого животного называют щенята. Кто это? (Собака). Какую пользу она приносит человеку? (Дом сторожит). Собака: «Привет! Сколько домиков осталось свободных?» (Три). Я хочу жить в красный домик с зеленым окном и желтой трубой. – Это животное очень выносливое, быстро скачет, любит овес, а детеныша называют жеребенок. Кто это? (Лошадь). Какую пользу она приносит? (Перевозит грузы, катает детей) Лошадь: «Здравствуй! Сколько свободных домиков осталось? (два). Я хочу жить в домик с зеленой крышей, красной трубой, желтым чердаком. Помоги мне его найти, пожалуйста». – Это животное любит траву, его детеныша называют козленок. Кто это? (Коза). Что она дает людям? (Молоко, шерсть). Коза: «Здравствуй! Сколько домиков еще осталось? (один). Расскажи какой он?» (Синий домик с желтой крышей, зеленой трубой, красным окном и синим чердаком). – Молодец, животные очень рады, что у них такие красивые домики! Но если животные пойдут гулять, они могут забыть в какой домик им нужно возвращаться. Давай на каждый дом прикрепим номер. Тогда мы сможем помочь им найти свой домик (ребенок раскладывает номера-цифры на каждый дом). – А теперь постарайся запомнить кто в каком домике живет. – Наши животные будут гулять на этой лужайке (зеленый коврик). Но пока на ней растет только трава. Давай посадим на ней красивые цветы! (Ребенку предлагается пинцетом разложить разноцветные помпошки (основных цветов и оттенков). А животные тебе помогут, они скажут какие цветочки они любят (раскладывает по инструкции). – Какая замечательная лужайка у тебя получилась! Я думаю, что нашим гостям она очень понравится. Посмотри еще раз и запомни кто в каком по номеру домике живет. А пока они на ней гуляют, мы с тобой тоже немного отдохнем и сделаем зарядку. Физминутка «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» – Ну вот, наши животные погуляли и хотят вернуться в свои домики, но они забыли где они живут. Ты поможешь им? – Какая цифра на домике, в котором живет корова? А собака? Что написано на доме лошади? Какая цифра на домике козы? – Молодец, ты опять помогла животным! А они приготовили тебе интересные задания. Справишься? Коза принесла тебе то, что она любит кушать, а ты с закрытыми глазами попробуй и отгадай. (Капуста, морковь, яблоко) – А лошадь хочет загадать тебе хитрую загадку: «На яблоне росло пять огурцов, подул ветер, один огурец упал. Сколько огурцов осталось на яблоне?» (На яблоне не растут огурцы) – Собака предлагает тебе положить столько помпошек, сколько раз она гавкнет (8). – А корова предлагает тебе найти и посчитать фигурки, спрятанные в песке (10). – Молодец! Справилась со всеми заданиями! – Наш зайчик невнимателен был сегодня. Он совсем не заметил, чем ты занималась. Расскажи ему, пожалуйста, что ты сегодня делала. – Ты хотела бы еще поиграть с животными? Думаю, что они не раз еще придут к тебе в гости.
|