Лапина Светлана Борисовна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №32”
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Многофункциональный модуль для сюжетно-ролевой игры
«Автозаправочная станция»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский |
Модуль «Автозаправочная станция» адресован для проведение сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста, разработан с учетом современных педагогических технологий, способствует развитию инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Актуальность:
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности его интеллект, волю и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития ребенка. В игру вовлекаются все стороны личности; ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Практика показывает: сюжетно-ролевые игры дошкольников характеризуются однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используются действия с предметами и ролевою речью, то есть не осознают сущности, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном связан с семейными отношениями и бытом, а так же отражает героев современных мультфильмов.
Актуальность обогащения социального опыта детей определяется необходимостью изучения игровой деятельности для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки.
В связи с этим, возникла необходимость создания модуля «Автозаправочная станция» как помощника в овладении воспитанниками навыками сюжетно-ролевой игры.
Аннотация:
Данный модуль направлен на расширение представлений о труде транспортников (шофер, оператор, диспетчер, автослесарь, автозаправщик и др.) об общественной их значимости, на воспитание уважения и интереса их к труду данной профессии. Направлен на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и целенаправленности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности совместной деятельности со сверстниками; формирование основ безопасного поведения в общественных местах.
Пособие представляет собой многофункциональный модуль, на котором расположены – автозаправочная станция, автомойка, автомастерская, комната для отдыха, медпункт и придорожное кафе.
Пояснительная записка: Многофункциональный модуль «Автозаправочная станция» предназначен для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может использоваться для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников.
Цель: создание условий для развития сюжетных игр, способствующих отражению знаний о профессиях своих родителей и воспитывающей положительно- эмоциональное отношение к любому виду труда. Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре, формирование игровых умений и навыков. Развитие в игре самостоятельности, инициативы, творчества, организаторских способностей.
Задачи:
Образовательные:
– Сформировать у детей знания о работе автозаправочной станции;
– Обеспечить педагогически целесообразное руководство на основе партнерства и сотрудничества с детьми, способствующее реализации в игре познавательного опыта о работе автосервиса;
– Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о совместных действиях, налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
– Формировать умение самостоятельно разрешать конфликты, возникшие в ходе игры;
– Дать детям возможность активизировать игру, дополняя её пособиями из подручного материала.
Развивающие:
– Развивать у детей самостоятельность в организации игры, выполнении правил и норм поведения;
– Развивать творческое воображение, способность совместно развивать сюжет игры, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, развивать чувство коллективизма;
– Развивать диалогическую и монологическую речь, уточнить и расширить словарь по теме «Автозаправочная станция»;
– Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Воспитательные:
– Воспитывать доброжелательность, готовность выручать сверстника, справедливо решать споры;
– Воспитывать культуру общения между детьми, умение обращаться к оператору, шоферу, диспетчеру;
– Закреплять правила поведения в общественных местах;
– Воспитывать умение принимать правильное решение в процессе игры.
Предварительная работа:
Деятельность педагога: изучение методической литературы, подбор информации об автозаправочной станции, иллюстраций, художественного слова о транспорте.
Совместная деятельность педагога и детей: просмотр фильма о заправке автомобилей, чтение художественной литературы, стихов, загадывание загадок, просмотр иллюстраций.
Продуктивные виды деятельности: Знакомство с дорожными знаками – знак автозаправки. Беседы с детьми: «Автомобили в нашем городе», «Где заправить транспорт», «Как нужно вести себя на заправке».
Игровые роли:
– Слесари автомастерской
– Водители
– Пассажиры
– Официанты придорожного кафе
– Работники автозаправочной станции
– Мойщики машин
– Медсестра
Игровой материал: машины различных марок, бензовозы, бензоколонка, огнетушитель и каски пожарного инспектора, строительный материал, светофор, фуражка и палка милиционера-регулировщика, рули, аптечка, различные документы (права, технические паспорта), касса.
Примерные игровые действия:
– Диспетчер выдает путевые листы водителям, водитель отправляется в рейс, водитель проверяет готовность машины.
– Водитель едет на заправку, выстраивается в очередь, заправщик наполняет бензином, в кассу идет платить (карточкой, наличными).
– Инструкторы проверяют пожарную безопасность, наличие оборудования для тушения пожара.
– При необходимости механиком производится ремонтные работы.
– В автозаправку бензовозы привозят топливо.
– Проверка документов.
Варианты игр:
№1 «Веселое путешествие»
Цель: познакомить детей с профессией водителя, механика, воспитывать уважение к этим профессиям, расширять словарный запас детей.
Оборудование: автобус сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, модуль автозаправочной станции.
Игровые роли: пассажиры, водитель, механик.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправится в веселое путешествие на автобусе. Выбирается водитель автобуса, проводиться обсуждение, что должен делать водитель перед отправкой в дорогу, и если случиться поломка во время путешествия. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. Для отправки необходимо проверить состояние автобуса, помыть автобус, заправить бензином. Во время путешествия можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки во время поездки, пассажиры отдыхают, ходят в придорожное кафе, а водитель проверяет состояние автобуса, при необходимости ремонтирует.
№2 «Строительство дома для куклы Даши»
Цель: развивать сюжет игры, умение играть дружно. Закрепление знаний и умений о труде шофера, строителя, диспетчера. Воспитывать уважение к труду данных профессий.
Оборудование: грузовые машины, модуль автозаправочная станция.
Игровые роли: диспетчер, механик, шофер, бен заправщик, строители.
Возраст: 4 – 5 лет.
Ход игры: выбирается шофер грузового автомобиля, где шофер отвозит автомобиль на осмотр, моет машину и заправляет бензином. Затем у диспетчера выписывается путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. Шофер уезжает на строительство жилого дома. Далее сюжет развивается таким образом: шофер помогает строителям построить дом для куклы Даши. В дальнейшем дети уже самостоятельно разыгрывают свои сюжеты.
№3 «Водители 1»
Цель: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др. Дать знания о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны. Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом.
Расширить представления детей о труде транспортников, об общественной их значимости. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники. Способствовать возникновению сюжетно-ролевых и творческих игр: «Уличное движение», «Водители», «Светофорчик», «Бензозаправочная станция» и других.
Игровые действия: На машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.
Водитель такси – возит людей на работу, в театр, в кино.
Водитель грузовой машины – наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.
Водитель автобуса – ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.
На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.
Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.
Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.
Водитель пожарной машины – привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.
Водитель «Скорой помощи» – помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.
Игровые ситуации: «Веселое путешествие на автобусе», «Расчистим улицы города от снега» (снегоуборочные машины)
№4 «Шоферы»
Цель: закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых дети смогут развить сюжетную, творческую игру. Развивать интерес к игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитание у детей уважение к труду шофера.
Оборудование: машины различных марок, маркер автозаправочной станции.
Игровые роли: шофер, механик, диспетчер, бен заправщик.
Возраст: 4 – 5 лет
Ход игры: воспитатель предлагает детям переехать на дачу. Сначала педагог предупреждает о предстоящем переезде и что нужно собрать вещи, погрузить их в машину и сесть самим. После этого воспитатель назначает водителя. Во время переезда необходимо заехать на заправочную станцию и заправить машину бензином. При приезде на дачу разобрать вещи, Воспитатель просит шофера привести им продукты, затем перевести детей в лес за грибами и ягодами или купаться и загорать на речке.
№5 В кафе.
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, деньги.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Пассажиры которые отправились в путешествие во время остановки отправляются в кафе. Там их обслуживают официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
№6 «Автозавод»
Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о видах транспорта: наземный. Расширять знания о работе водителя.
Оборудование: Игровой модуль АЗС, машины разных марок, строительный материал.
Возраст: 5 – 6 лет.
Игровые роли: шофер, пассажир, механик, Бен заправщик, мойщик и т.д.
Ход игры: во время игры «Автозавод» педагог предлагает соорудить постройки из строительного материала (машина, автобус, грузовик) по образцу или представлению, развивает конструктивные умения, учит соблюдать в постройках пропорции частей.
Так же воспитатель в процессе игры расширяет знания о рабочих профессиях, беседует о работе родителей, читает литературные произведения, поощряет создание устойчивых игровых объединений, где дети умеют самостоятельно договариваться о совместной игре, проявляет добрые отношения при выполнении игровых действий.
№7 «Маша заболела»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, отзывчивость, доброту, культуру общения.
Оборудование: медицинское оборудование для оказания первой помощи, автобус.
Игровые роли: врач, медсестра, кукла, водитель, пассажиры.
Ход игры: во время путешествия у Маши поднимается температура и водителю приходиться отвести его к врачу. Врач осматривает внимательно больного, выслушивает его жалобы, задает вопросы, смотрит горло, делает назначение. Медсестра дает лекарство больному или делает укол.
№8 «Водители 2»
Цель: научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимодействие между играющими; воспитывать уважение и интерес к труду водителей, побуждать желание работать добросовестно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать речь, память детей.
Оборудование: модуль Автозаправочной станции, машины разных марок.
Игровые роли: диспетчер, автозаправщик, авто мойщик, механик.
Ход игры: диспетчер выдает путевые листы водителям. Водитель отправляется в рейс, но вначале механик проверяет исправность и готовность машины. Мойщик моет машину. Бензоправщик заправляет машину бензином. Водитель оказывает необходимую помощь друзьям, доставляет груз по назначению и возвращается в гараж.
№9. На станции технического обслуживания автомобилей.
Цель: расширять тематику игры, проявлять творчество, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту машин.
Оборудование: слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраски автомобилей.
Игровые роли: слесарь, механик, авто мойщик, водитель.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам необходимо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагается выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Детей знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т.д.)
Список используемой литературы.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова.: Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 251 с.;
- Михайленко Н.Я Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009 – 96 с.;
- Мудрова А.Ю. Золотая коллекция игр для детей. – Центрполиграф, 2011 – 224 с.;
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017 – 352 с.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.; Сфера., 2010 – 176 с.