Антонова Марина Юрьевна,
Молостова Ольга Михайловна,
Лоскутова Диана Дилюсовна
МАДОУ “Детский сад № 161 комбинированного вида” Приволжского района г.Казани
В дошкольном возрасте первостепенной задачей является всесторонне развитие. Развитие ребенка неразрывно связано с речью. Оно является одной из главных и приоритетных направлений в дошкольном возрасте. Ведь это залог правильного формирования всей психической сферы, а также в будущем успешного обучения в школе. Для развития правильной и красивой речи у детей необходимо проводить логопедические занятия. Логопедические занятия являются главной формой коррекционного обучения. На занятиях логопед развивает все компоненты речи ребенка.
В настоящее время все больше дошкольников стали посещать логопедические группы, из-за возникающих речевых проблем. Для того чтобы занятия проходили эффективно существует множество методов, средств и упражнений. Одной из них выступает артикуляционная гимнастика. Классическая артикуляционная гимнастика – это база, направленная на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
В последние годы, идет процесс совершенствование и создания новых лучших и эффективных технологий и методов. Данная тема имеет свою актуальность. Одними из лучших технологий являются инновационные приемы при выполнении артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях. Главная цель инновационных приемов – это повышение эффективности логопедического процесса с помощью её применения. К инновационным методам мы можем отнести – интерактивные умные зеркала.
Все мы знаем, что обычное зеркало – важный инструмент в работе логопеда. Почти каждое индивидуальное занятие проводится с данным инструментом, ведь без использования зеркала сложно представить проведение артикуляционной гимнастики. Но из-за того, что технически оно ничем не оснащено, процесс гимнастики может быть рутинным для ребенка, у него может упасть мотивация к выполнению упражнений, что скажется на общей картине логопедического занятия. В последние годы очень сильно начали развивать средства ИКТ в логопедии, потому что с помощью них мы можем подстроиться под интересы ребенка. И одним из таких инструментов может стать интерактивное умное зеркало логопеда, которое совмещает в себе все самое лучшее, зеркало и ИКТ программы.
Тренажер «Интерактивное умное зеркало логопеда» – это умная система. Интерактивное зеркало представляет собой дисплей с зеркальным покрытием. Логопед управляет данной программой за своим компьютером, а ребенок видит демонстрируемые задания на зеркале, который также является экраном. Для выполнения заданий ребенку дают специальные цветные шарики-перчатки, они выполняют роль компьютерной мышки. С помощью них он может взаимодействовать с экраном, а именно предметами и объектами на нем, выбирая нужные ответы рукой. Все это взаимодействие экрана и цветной перчаткой засекает и отслеживает видеокамера, которая входит в комплект.
Во время занятий логопед выбирает изображение, на экран появляются анимированные картинки. Они выводятся на зеркало, при этом зеркальное покрытие также позволяет видеть свое отражение, как и в обычном зеркале. На экран мы можем вывести все что угодно, например, любого любимого персонажа для ребенка, отвечающий требованиям и интересам ребенка, ведь в программе содержится множество инструментов, направленных на проведение артикуляционной гимнастики. В состав программы входит тренировка губных мышц, мышц язык, мышц глотки и мягкого нёба, мышц нижней челюсти.
Возможности данной инновационной программы позволяют совмещать речь с движением, дополнительно развивая ориентацию в пространстве, координацию и мышление. В совокупности можно сказать, что данная система позволяет не терять мотивацию при логопедических занятиях, а только развивать интерес и желание изучать что-то новое и полезное.
Таким образом, мы можем сказать, что инновации в логопедической практике, это как хорошее дополнение к классическим упражнениям, так и самостоятельный состоявшийся процесс. Интерактивное умное зеркало – очень интересная технология для детей на логопедических занятиях. Применения таких технологий во время проведения артикуляционной гимнастики привнесут положительные и яркие эмоции, которых, порой, не хватает детям на занятиях, а также дадут колоссальную мотивацию.