Елисеева Татьяна Кузьминична
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №9»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Актуальность
Моя внеурочная деятельность в начальной школе, посвящён сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков.
Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.
Великая ценность каждого человека – это здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед образовательным учреждением. Лучшая пропаганда здорового образа жизни – это занятия физической культурой и спортом. Физическая культура — представляет главный источник силы и здоровья, развивает смелость, решительность, прививает чувство коллективизма, дисциплины, а главное — волю к достижению цели.
Пожалуй, ничто так не сближает педагогов, детей и родителей как совместные праздники и развлечения. Именно поэтому в нашей школе стало традицией проведение спортивных праздников.
А это всё позволяет учителю из класса создать команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить. Победить, прежде всего, себя.
Цели
• Пропаганда физической культуры и спорта;
• Сохранение и укрепление здоровья учащихся;
• Приобщение школьников к систематическим занятиям физической культурой и различными видами спорта;
• Формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
• Воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
• Образовательная – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
• Оздоровительная – укрепление здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространенных заболеваний.
Формы и методы реализации: Внеурочная деятельность –это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
– понимание участниками сути системы педагога-мастера.
– практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
– активизация творческой деятельности участников
– повышения уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам физического воспитания.
– рост мотивации участников к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Свою внеурочную деятельность я посвящаю сплочению команды, мне нужны участники и, я приглашаю на сцену 10 добровольцев (нужно чётное количество)….. Встречайте их!!!
Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – “Весёлые старты”! Участники соревнований будут состязаться в ловкости, смекалке, быстроте! Участники готовы к соревнованию? — (они отвечают готовы).
Перед любым спортивным соревнованием нужно как следует провести разминку, подготовить свое тело к физическим нагрузкам, размять все мышцы, все как полагается у серьезных спортсменов. Пожалуйста, музыку для разминки — (разминка 2 минуты).
А теперь я предлагаю разделиться на 2 команды (команды должны придумать себе название, на раздумье даётся 20 секунд).
Первая эстафета называется: Сиамские близнецы (музыка).
Цель: Развитие скорости и ловкости движений. Развитие умения координировать действия с действиями партнера.
Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу.
Обсуждение: Что препятствовало выполнению упражнения? Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
Вторая эстафета «Уменьшающаяся газета» (музыка)
Цель: тренировка навыков совместной деятельности команды.
Инструкция: участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!».
Обсуждение: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? На каких предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?
Третья эстафета «Валенки» (музыка)
Цель: Развитие скорости и ловкости движений. Развитие умения координировать действия с действиями партнера.
Обсуждение: Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания?
— Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
— Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
Четвертая эстафета — Игра «Тукан» (музыка)
Цель: Развитие умения координировать действия с действиями партнера.
Тукан – это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные верёвки. Сейчас мы, подобно тукану, будем «нанизываться» на длинную, около 15 м. длиной верёвку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первым из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами верёвки, привязанными к ней.
Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу в группе, задает доброжелательный тон.
Пятое — завершающее упражнение «Спасибо!»
Участники встают в шеренгу (круг), учитель предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!— Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Спасибо моим участникам, у нас получилась хорошая сплочённая команда. Награждение (музыка – фан — фары). Хорошего Вам настроения на весь день. Прошу всех участников пройти в зал. Спасибо за внимание!
Методические советы:
– это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Список используемых источников
Книги:
- Грецов А.Г. СП6НИИ физической культуры, Лучшие упражнения для сплочения команды. — Санкт — Петрбург, 2006г — 44с.
- Амонашвили H.A. Содержание и организация общего развития младших школьников в условиях внеклассной работы. Дисс.канд. пед. наук. – Тбилиси, 2007.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя. – 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Ермакова, О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС / О.Б.Ермакова // Педагогические технологии. – 2010.
Интерент — ресурсы:
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» Режим доступа: http:\\