Черепанова Елена Валентиновна,
Котова Наталья Павловна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад № 88 «Лесовичок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Возрастная группа: старшая
Задачи:
Развивающие: развивать у детей старшего возраста зрительную память, логическое мышление, речь, умение аргументировать свое высказывание, рассуждать доказывать
Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое, интересоваться историей возникновения интересующего предмета или явления. Воспитывать интерес к профессиям взрослых людей, понимание значимости труда. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.
Обучающие: расширять представления детей о профессии почтальон, почтовой службе. Познакомить с историей писем, их формой в разные времена и способах транспортировки почтовых отправлений. Познакомить с видами транспорта, с помощью которых производится транспортировка почтовых отправлений. Уточнить знания об обязательном условии оформления почтовых отправлений – наличие адреса.
Предполагаемый результат: дети имеют элементарные представления о профессии почтальона, используют в своей речи слова почта, почтальон, письмо, газета, журнал, посылка, бандероль, марка, могут классифицировать, сравнивать, анализировать, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
Виды детской деятельности: дидактическая игра «Угадай профессию», физминутка, конструирование из бумаги в технике оригами, подвижная игра «Отправь письмо», сюжетно – ролевая игра «Почта».
Индивидуальная работа: выучить стихотворение о почтальоне – один ребенок.
Словарная работа: почтальон, марка, авиапочта, посылка, бандероль,
УМК: счет до 10, цвет синий – зәңгәр.
Предварительная работа: приготовить презентацию по теме «Почта», атрибуты для занятия.
Оборудование: игрушечные инструменты ножницы и расческа, шприц, скрипка, краски и кисточка, ножницы и иголка с ниткой, жезл, молоток, сумка почтальона, письма, солдатский треугольник – письмо, газеты, журналы, открытки, игрушечный почтовый ящик, слайды с изображением писем в разные времена , слайды и карточки с изображением видов транспорта с помощью чего и кого могут доставляться письма.
Участие родителей: рекомендовать родителям прочитать дома детям стихотворение С.Я. Маршака «Почта», посетить ближайшее отделение связи.
Ход ООД:
Воспитатель:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. Улыбнемся, подмигнем и беседовать начнем.
Воспитатель: А беседовать мы с вами сегодня будем о профессиях. Какие профессии вы знаете? (Ответы детей) Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай профессию», я буду показывать вам инструменты, а вы угадывать, человеку какой профессии он необходим.(Инструменты: ножницы и расческа, шприц, скрипка, краски и кисточка, ножницы и иголка с ниткой, жезл, молоток)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с еще одной очень важной профессией. А поможет нам в этом волшебный сундучок. (Воспитатель берет в руки «волшебный» сундучок) Давайте произнесем волшебные слова «Сундучок – сундучок, приоткрой нам свой бочок», достанем предмет и определим, человеку какой профессии он нужен. (Воспитатель достает из сундучка большую сумку почтальона)
Воспитатель: Кому нужна такая большая сумка? Дети: предполагают (Почтальону)
Воспитатель: В сундучке лежат еще предметы, но вам придется их угадать. Загадка:
Летит листок – хранитель строк,
На запад и восток, на север и на юг.
И тот листок получит друг.
Дети: отгадывают (Письмо ) Воспитатель достает из сундучка 5 писем.
Воспитатель: Правильно! Давайте их сосчитаем. (Считают на татарском языке) Дети, а как вы думаете, как давно появились письма? (Дети высказывают предположения). А хотите узнать, какими письма были раньше?
Воспитатель: Люди очень любят поговорить друг с другом. Но иногда, человек, с которым ты хочешь поговорить, находится далеко. Тогда выручит письмо. Люди давно научились читать и писать. Первые письма выбивали на камне, на глиняных дощечках, на Руси люди писали письма на бересте (это кора дерева), на ткани, а бумагу впервые придумали в Китае. И только тогда появились первые письма на бумаге. (На экране появляются изображения различных писем)
А как вы думаете, как доставлялись письма? (Ответы детей)
На экране появляется изображения машины, корабля, поезда, самолета, собачьей упряжки, вертолета, голубя.
Можно отправить письмо на почтовой машине, на корабле.
Что бы отправить письмо поездом, железной дорогой, нам нужен…( поезд)
Чтобы отправить письмо авиацией, авиапочтой нам нужен… (самолет)
А можно отправить письмо электронной почтой, для этого нам нужен… (компьютер)
Для того что бы отправить письмо на Севере, где много снега, нам потребуются… (собачьи упряжки, вертолеты)
А еще существует голубиная почта, для этого письмо привязывается к лапке голубя, голубь очень хорошо запоминает место своего гнезда и если его перевести в другое место, он все равно вернется назад, так переправлялись секретные письма во время войны.
Воспитатель: Дети, скажите, а как письмо попадает на почту. (Его нужно бросить в почтовый ящик) А кто знает как выглядит почтовый ящик? (Высказывания детей) Воспитатель показывает почтовый ящик. Какого но цвета? (Синего, а как по татарски- Зәңгәр) Что изображено на почтовом ящике? (Надпись почта и герб России белого цвета) Где находятся почтовые ящики? (Около почты)
Физкульминутка «Почтовый ящик»
На скамейку я встаю,
Еле ящик достаю.
Открываю ящик
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
Письма настоящие.
Воспитатель: Как же почтальон узнает, куда нужно доставить письмо? (На письме пишется адрес, куда нужно доставить письмо, и имя кому это письмо написано)
Кто из вас знает свой домашний адрес? (Дети отвечают)
Воспитатель: Письма путешествуют на транспорте, а значит должны заплатить за проезд. Для этого ему покупают билет, а называется он марка, и приклеивается марка прямо на конверт .(Воспитатель показывает марку на письме)
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, писали ли письма солдаты во время войны домой? (Ответы детей) Правильно, конечно писали, они сообщали своим близким, где находятся, как тяжело им воевать. Но во время войны не было конвертов, и солдаты складывали письма в треугольник, который не раскрывался. Давайте и мы попробуем сложить такой «солдатский треугольник». (Дети пробуют сложить треугольник под руководством воспитателя)
Что делать если захочется отправить не письмо, а например книгу или игрушку, они же в конверт не поместятся? (Ответы детей)
Правильно, можно отправить большую игрушку посылкой, для этого есть специальные коробки (Воспитатель показывает почтовый ящик для посылок), а маленькую книжку – маленькой посылкой – бандеролью, завернутую в специальную бумагу.
Воспитатель: В сундучке есть еще предметы. Отгадайте следующую загадку:
Лист бумаги по утрам
В почтовый ящик носят нам
На одном таком листе – много разных новостей. (Отгадка: газета)
Воспитатель: Кроме писем, почтальон разносит по адресам газеты и журналы. Все газеты, журналы, письма привозят на почту на машине. И прежде чем разнести, все по домам надо разложить газеты к газетам, журналы к журналам, открытки к открыткам, а письма к письмам. Этим тоже занимается почтальон. Как одним словом назвать письма, газеты, журналы, открытки? (Предположения детей) Правильно – корреспонденция.
Подвижная игра «Отправь письмо». Выбирается команда из 6 игроков. Первый игрок рисует на листе солнце и складывает лист, второй – помещает письмо в конверт и заклеивает, третий – приклеивает марку, четвертый пишет адресат – маме, пятый – ставит печать, шестой – бежит и бросает письмо в ящик. Кто быстрее – тот и выиграет.
Воспитатель: Назовите фамилию самого известного мультипликационного почтальона. (Почтальон Печкин)
Печкин просит вас помочь ему отправить вещи дяде Федора. Шарик – фотографию, Матроскин – картину, а корова Мурка – овощи и фрукты из своего огорода. Каким образом можно отправить вещи? ( Фотографию – письмом, картину – бандеролью, а овощи и фрукты – посылкой).
Сюжетно – ролевая игра «Почта». Дети помогают почтальону Печкину, упаковать фотографию в конверт, картину завернуть в бандероль, а овощи и фрукты уложить в посылку, приклеить написанный адрес и отнести на почту.
Ребенок:
Письма, бандероли и посылки,
С почты разлетаются кругом.
В праздники – веселые открытки,
Ценные послания с сургучом.
Вовремя журналы и газеты
Должен нам доставить почтальон.
Ты соединяешь с целым светом.
Вести ты приносишь в каждый дом.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, что нового мы сегодня узнали:
– Кто такой почтальон?
– Что он нам приносит?
– На чем раньше писали письма друг – другу?
– Какой транспорт можно использовать для доставки писем?
– Что обязательно должно быть указанно на письме или открытке?
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? Какие моменты были самые интересные, какая игра больше понравилась? (Ответы детей)
Список литературы:
1. Детская энциклопедия «Всё обо всём» – М. Физиологическое общество «СОЛВО», ТКО, АСТ, 1994.
2. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова – М.: ТЦ Сфера, 2008.