Теплова Юля Валерьевна
методист
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г.Казани
Введение.
К проблеме воспитания эстетического вкуса школьников обращено высокое внимание со стороны органов образования Российской Федерации, об этом неоднократно упоминалось в «Стратегии модернизации Российского образования» и иных документах посвященных образованию и воспитанию детей.
Но если мы говорим об эстетическом воспитании, то речь идет о восприятии мира, красоты в нем, о культурных ценностей и эстетических идеалах, совсем не раскрывая эстетический вкус внутри ребенка, не формируя эстетических компетенций личности. Например, так, вижу красоту вокруг, но не вижу внутри себя, не могу это выразить или продемонстрировать.
В век цифрового общения многие дети просто закрываются от реального мира. Зачастую чувствуют неуверенность в общении, избегают прямых контактов с обществом. Удовлетворение потребностей детей в выражении своего «я» эстетически грамотным подходом, вот одна из ключевых целей в воспитании успешной личности. Ведь каждый человек хочет выглядеть гармонично, уметь поддержать любую тему разговора, чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Возникает вопрос: «Как же помочь молодому поколению адаптироваться в социальной среде, при этом не потерять свою индивидуальность?».
На занятиях школы моделей «lady model» для решения этого вопроса реализуется метод творческого проекта по созданию стильного образа. Разрабатывая и реализуя свои проекты, обучающиеся учатся работать в команде, развивают критическое мышление, анализируют процесс творческой работы, получают опыт поиска информации, не боятся экспериментировать, самостоятельно принимают решения, при этом не теряю свою индивидуальность.
Каждая творческая работа по созданию образа – это полноценный проект, проходящий все этапы от идеи до воплощения в жизнь конечного продукта. Защита каждого проекта анализируется, вносятся если это нужно коррективы и объединяются в большой показ.
В ходе проекта у детей развивается уверенность в своих идеях, формируется чувство вкуса, приобретается свой стиль. Проекты выполняются детьми самостоятельно, но под вниманием педагога, цель его помогать и направлять, но не тоталитарно руководить творческим процессом.
Конечно, помощь педагога в реализации проектов необходима, потому что у обучающихся не всегда хватает опыта или знаний для достижения задуманной цели. Но рекомендации педагога обучающийся может использовать, а может и нет. В этом проекте главное как можно ярче проявить свою индивидуальность, а ошибки можно разобрать на рефлексии.
Программа школы моделей «lady model» спроектирована таким образом, что на первом году обучения дети знакомятся со стилями одежды, с этикетом, с визажем, походкой и светской беседой, с сочетанием цветов, форм и образов. На втором году обучения по данной программе выстроен с преимуществом практической деятельности, он состоит из проектов, где раскрывается каждая индивидуальность, дети учатся уже применять на практике то, что усвоили за первый год обучения.
В данной методической разработке рассматривается проект – показ «Эхо войны» в коллекции представлены изделия военного времени, переделанные каждой участницей под современный милитари стиль.
Основная часть.
Реализация коллективного продукта, а именно коллекции «Эхо войны» делится на 4 этапа.
1 этап – Подготовительный. Главные педагогические задачи в данном этапе это:
1. 1 Мотивационная задача. Сдавались условия для инициации, развития и воплощения идеи. Выбор тематики коллекции был не случайным, …….1.2 Ознакомительная задача. Данная задача реализовывалась при помощи исторического экскурса по военному костюму, разбирались формы разных стран, нескольких войн.
– для чего выбрана именно такая цветовая гамма
– какие головные уборы использовались, их особенность, почему именно такие головные уборы.
– Пилотка
– Картуз
-фуражка
-берет
– Далее разбирается одежда.
Сюртук
Гимнастерка
Брюки
Юбки
Китель
А так же обувь.
В данной разработке, представлено только по одному варианту, детям же предоставлялось множество вариантов одежды и декора к ней. Уже на данном этапе у детей формировался образ, который они хотели воплотить.
После исторического экскурса, девочкам предлагалось, для расширения образного мышления посмотреть знаменитые коллекции в милитари стиле.
Например:
Во время просмотра, педагог обращает внимание детей на детали, сравнивала одежду изначального образца, с тем, что использовали модельеры. Сочетание классической военной одежды с современными тенденциями в моде.
2.3 теоретическая задача – подбор образа на себя.
Во время погружения в тему милитари стиль, девочки уже продумывали свой образ, который хотели бы воплотить. В данной задачи раскрывается образное мышление, когда дети представляют свой образ, но он еще находится на стадии идеи. Для реализации своей идеи, педагог предлагает детям 2 варианта действий: либо вырезаем из журнала или распечатки, прорисовывает серию эскизов в которых оформляются основные черты будущих моделей одежды. Эскизы рисовались схематично используя геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Каждая форма рассматривалась для любой части гардероба: платье, головной убор и т.д.
Вырезка из журналов
Прорисовка образа
Цель данной задачи заключается в проработке всего образа, то есть не только одежда, но и прическа, мейк, взгляд, мимика. Мы обговариваем, как каждый представляет свой выход, освещение, музыку, темп, то есть весь антураж для раскрытия своего образа. Именно в этот момент начала реализации своего проекта, в детях развивается самореализация и уверенность в себе и своих действиях. Не всегда данный этап проходит гладко, часто дети стесняются высказывать свои задумки, или из-за неуверенности в себе и вовсе не принимают активного участия. Задача педагога направить их в работу, объяснить, что здесь не бывает ошибок, каждый раскрывает свой образ так, как ему нравится. Зачастую мы с детьми общаемся дистанционно, потому что на занятии всего не разобрать. Дети советуются, педагог направляет, но решение по своему образу они принимают сами.
2 Этап. Практический.
Когда на бумаге образ каждого ребенка готов, мы начинаем реализовывать его в жизнь. Дело в том, что наше объединение не занимается шитьем или выкройкой. Мы школа моделей и занимаемся яркой подачей одежды, ее стилизацией. Поэтому мы взяли набор военной одежды и немного переделали ее под модный и эффектный образ, у каждой была изюминка в создании своего костюма. В практическом этапе большое внимание уделялось аксессуарам. Им так же на выбор предлагались украшения: значки, цепи, ленточки. Украшали свои модели по своему усмотрению. И постепенно проявлялась картина будущей коллекции. Находилось одно общее звено у всей работы. Эта коллекция более традиционна, она отвечает последним модным тенденциям. Почему мы выбрали именно традиционный вид дизайнерской деятельности, а не разрабатывали сценические костюмы как в Театрах мод? Потому что главной целью программы школы моделей является найти себя, свой стиль, свой образ. Главными задачами являются раскрепощение детей, развитие самовыражения. То есть все то, что они смогут применить в реальной жизни и, казалось бы, из не модной вещи, сделать снова трендовый продукт.Также в результате на этом этапе у обучающися формируется понимание ценности коллективной работы, каждая участница процесса чувствовала себя частью слаженной команды.Подсказывая и помогая друг другу, они работали каждый над своим проектом, но в результате ориентировались на оющую коллекцию.
3. Этап. Контрольно-оценочный. Участницы данного коллективного продукта, защищали свои проекты, создание своего костюма. От задумки до воплощения. Рассказывали, какие страхи и трудности преодолевали, работая над своим образом. Что им понравилось и заинтересовало больше всего. А главное, что они исследовали, самостоятельно работая над образом. Проходила некая рефлексия после проекта.
Заключение.
Работа над коллекциями в школе моделей «Lady model» направленна на создание конкретных творческих проектов. Концептуальная идея творческой деятельности базируется на следующем:
1. Системно-деятельный подход, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Обучающиеся ставят цели, решают задачи, отвечают за результаты. В логике данного подхода процесс обучения понимается не только как способ усвоения системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения эстетических ценностей и социального опыта, опыта творческой деятельности.
2. Проектный подход, ориентированный на развитие личностных способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов, потребностей, способностей и склонностей, умение применять знания на практике. Активное включение детей в создание проекта дает возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде. Данный подход предусматривает важные принципы: четкого осознания участниками проекта, что они делают и зачем; уважения к иной точке зрения; обеспечения ответственности за результат.
Развивающие, новаторские условия образовательного процесса в объединении позволяют детям воплощать любые изделия в авторские. Наше объединение молодое, и это второй проект в нашем обучении. Думаю, что он приносит качественные результаты в образовательной деятельности. Радостно, что многие из детей меняются и раскрываются достаточно быстро, кому то нужна помощь педагога, но все двигаются в положительную сторону, каждый со своей скоростью. Дальнейшие задачи, представить коллекцию на конкурсы различных уровней, подготовить детей к сцене и публике. В Школе моделей обучающиеся получают опыт самоопределения, выбора, умения соотносить свои возможности с другими, формируют свою потребность в творчестве, общении, сопереживании. Динамика нравственного развития осуществляется от неосознанных мотивов через опыт личного выбора ценностных приоритетов к активной защите и проявлению своих ценностных ориентаций.
Список литературы.
Литература для педагога
- Джон Бриджес «Этикет для юной леди. 50 правил, которые должна знать каждая девушка» 2013 г.
- Белоусова Т.В. “Всё про этикет: полный свод правил светского и делового общения” 2014г.
- М. Кудеров, Ю. Кудерова, А. Максименко “Книга зожника. Физкультура, питание и здравый смысл” 2019 г.
Литература для детей
- Снегирева Алена “Этикет для девочек” 2017г.
- Жанно Анн-Софи «Секреты моды для девочек.Стань самой стильной!» 2009 г.
- Елена Вос «Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля” 2011г.
- Уильям Мортенсен “Модель. Проблемы позирования.” 2010г.
- Синди Кроуфорд “Жить и восхищать” 2017 г.
Интернет-ресурсы:
- https://makeup.ru/
- https://www.elle.ru/
- https://www.tveda.ru/video-recepty/etiket/