

Шарипова Лейля Владимировна
Герасимов Артем Владимирович
педагоги дополнительного образования, МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г.Казани
Цель: Познакомить с кинестетическими методами обучения и их ролью в обучении игре в шахматы.
Задачи:
-познакомить с определением кинестетического обучения и его преимуществом.
– рассмотреть особенности восприятия информации кинестетиками.
– привести примеры кинестетических методов, адаптированных под обучение шахматам.
Знаете ли вы, что около 15% людей лучше всего усваивают информацию через движение и тактильные ощущения? Это кинестетики — те, кому «нужно потрогать, чтобы понять». В шахматах, где традиционно делают упор на логику и визуализацию, кинестетические подходы открывают новые возможности!
Что такое кинестетическое обучение?
Кинестетика — это стиль обучения, при котором человек запоминает информацию через:
- Движение тела
- Тактильные ощущения
- Практические действия
Пример из жизни: дети, которые «считают на пальцах» или рисуют в воздухе формулы — типичные кинестетики.
Почему это работает в шахматах?
Шахматы — это не только абстрактное мышление, но они включают:
- Пространственное восприятие (геометрия доски)
- Моторную память (автоматизм ходов)
- Эмоциональный интеллект (чувство позиции)
Методы и упражнение, которые применяются в обучение шахматам.
«Слепые фигуры»
Определяем шахматные фигуры на ощупь с закрытыми глазами и объясняет ее ходы. Данное упражнение используется для начинающих шахматистов во время изучения фигур для быстрого запоминания.
«Шахматный твистер».
Цель:
Развитие пространственного мышления, закрепление траекторий движения фигур и улучшение физической памяти шахматных правил через активное движение.
Подготовка: Поле для игры (классическая доска для базовых ходов 8х8 или упрощенная мини доска 4х4 клеток).
Правила игры:
Игра сочетает элементы классического Твистера и шахматных правил:
1. Игроки (1-4 человека) становятся на краю доски.
2. Ведущий называет:
– Фигуру (например, «ладья» или «конь»).
– Цвет клетки (если нужно акцентировать внимание на цвете фигуры).
3. Игрок должен переместиться по правилам этой фигуры:
– Ладья – прямое движение (вперёд/назад/вбок).
– Слон – только по диагонали.
– Ферзь – комбинация ладьи и слона.
– Конь – буквой «Г» (2 клетки вперёд + 1 в сторону).
4. Запрещается:
– Наступать на клетки, которые «под боем» (можно ввести условного «противника»).
– Терять равновесие (если упал – выбываешь).
Примеры заданий:
Для начинающих
– «Встань на любую клетку, куда может пойти пешка с начальной позиции» (2 варианта).
– «Покажи, как ходит король» (1 клетка в любом направлении)
Для продвинутых:
– «Дойди от h1 до a8, как слон, не становясь на белые клетки».
– «Обойди всю доску конём, не наступая дважды на одну клетку» (упрощённый «маршрут коня»).
-Вводятся настоящие шахматные позиции (например: «Встань на поле, где чёрный ферзь даёт мат»)
«Живые шахматы»
Цель:
Оживить абстрактные шахматные концепции через физическое взаимодействие, развивая пространственное мышление, командную работу и интуитивное понимание игры.
Подготовка: шахматная доска 8х8м (нарисованная мелом на асфальте, скотче или готовый банер, коврик).
Участники:
– 8-16 игроков (по 1-2 на фигуру).
– Ведущий/тренер – объявляет ходы и объясняет позиции.
– Наблюдатели (если группа большая) – фиксируют ошибки.
Правила:
Базовый вариант.
1. Каждый участник становится «фигурой» (пешка, ладья, конь и т.д.).
2. Тренер расставляет игроков в начальную позицию.
3. Игра идёт по стандартным шахматным правилам, но:
– Фигуры двигаются физически, переходя на нужные клетки.
– При «взятии» «съеденная» фигура отходит в сторону.
4. Дополнительные правила:
– Перед ходом игрок должен громко объявить свой ход (например: «Конь с b1 на c3!»).
– Если участник ошибся, группа обсуждает, как исправить ход.
Усложненный вариант.
– Разыгрывается известная комбинация, дебюты (например, «Детский мат»), и игроки должны её повторить.
Эти кинестетические упражнения в шахматах развивают не только шахматное мышление, но важные телесные интеллектуальные навыки:
- Пространственная навигация (ориентироваться на плоскости доски, понимание вертикалей, горизонталей, диагоналей).
- Моторная память (запоминание ходов через движение).
- Тактильная чувствительность (осязательное восприятие игры (перемещение , ощущение границ)).
- Баланс и координация (телесный контроль в динамике (резкая смена направлений, синхронизация движений с речью))
Кинестетические методы — это не просто «игры для детей». Это научно обоснованный подход, который:
- Делает обучение шахматам доступнее
- Ускоряет формирование интуиции
- Повышает мотивацию учеников
Как сказал Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы — это спорт, наука и искусство». Добавим: и прекрасная возможность учиться через движение!
