
Хисамиева Люция Халимовна
Зарипова Гульнара Гаптельбаровна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад №377
комбинированного вида» Советского района г.Казани
«Татарский Доббль» — веселая настольная игра, которая может быть использована педагогами для закрепления лексического минимума по УМК «Говорим по -татарски»
Внутри картонной коробки – 21 круглых карточек с 21 изображением. Каждая карточка имеет 5 предметов, только одно из которых идентично изображению на другой карточке.
1 | виноград | 1 2 3 4 5 |
2 | ручка | 1 6 7 8 9 |
3 | курчак | 1 10 11 12 13 |
4 | песи | 1 14 15 16 17 |
5 | кишер | 1 18 19 20 21 |
6 | лимон | 2 6 10 14 18 |
7 | туп | 2 19 17 13 9 |
8 | китап | 2 20 16 11 7 |
9 | эт | 2 21 15 12 8 |
10 | кыяр | 6 3 21 17 11 |
11 | алма | 6 4 20 15 13 |
12 | тычкан | 6 5 19 16 12 |
13 | линейка | 10 15 19 3 7 |
14 | шар | 10 17 20 5 8 |
15 | суган | 10 16 21 4 9 |
16 | бәрәңге | 14 19 4 8 11 |
17 | груша | 14 21 5 7 13 |
18 | карандаш | 14 20 3 9 12 |
19 | аю | 18 5 9 11 15 |
20 | куян | 18 3 8 13 16 |
21 | помидор | 18 4 7 12 17 |
Данная игра может использоваться как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель игры заключается в том, чтобы найти общее изображение между двумя карточками. В соответствии с правилами, игрокам требуется собрать наибольшее количество карт или наоборот, быстрее всех от них избавиться, указав на одинаковые рисунки.
Задачи:
-закрепление у детей знание татарского языка в процессе игровой деятельности
-расширение и закрепление лексического минимума (словаря)
-развитие внимание и быстроты реакции
-развитие коммуникативных качеств через работу в группе.
Возрастные группы детей: средняя, старшая, подготовительная к школе группа
Дети играют в парах, а также группами. Во время работы с детьми следить, чтобы дети правильно проговаривали названия предметов на татарском языке.
Варианты игры::
«Башня». Каждый участник получает по одной карточке и кладёт её перед собой. Оставшаяся колода помещается в центр лицевой стороной вверх. Игроки одновременно открывают свои карточки и стараются как можно быстрее найти совпадение между своей карточкой и той, что в центре. Тот, кто справится первым, забирает центральную карточку себе, открывая таким образом новую. После этого действия повторяются. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.
«Колодец». Игрокам раздаются все карты по одной, последняя кладётся в центр стола. Каждый участник переворачивает свою колоду, которая находится перед ним, рубашкой вверх. Цель игры — избавиться от всех своих карточек. Для сброса нужно назвать изображение, совпадающее на верхней карточке колоды и карточкой в центре. Проигравший — тот, кто последним избавился от своих карточек.
«Горячая картошка». В каждом раунде каждому игроку в закрытую раздается карточка, которую нужно держать в руке. Оставшуюся колоду откладывают в сторону, она потребуется для следующих раундов. Цель игры — избавиться от своей карточки быстрее других игроков. В начале участники переворачивают свои карточки так, чтобы было хорошо видно все изображения. Как только игрок находит изображение, совпадающее на его карточке и карточке другого игрока, он называет его и кладёт свою карточку в руку игрока, с карточкой которого он нашёл совпадение. Этот игрок теперь должен найти совпадение на своей новой карточке и карточках оставшихся игроков. Если он найдёт совпадение, то отдаёт все карточки с руки. Игрок, которому достаются все карточки, проигрывает раунд. Начинается следующий. 1
«Собери их все». В центре стола кладётся открытая карточка, а вокруг неё — столько закрытых карточек, сколько участников в игре. Оставшуюся колоду откладывают в сторону, она понадобится для следующих раундов. Цель игры — набрать как можно больше карточек быстрее остальных игроков. Сначала все участники одновременно переворачивают по одной карточке из расположенных вокруг центральной. Игроки должны найти изображение, совпадающее на центральной карточке и любых карточках, которые они только что перевернули. Как только игрок находит и называет совпадение, он берёт перевёрнутую карточку и кладёт рядом с собой (нельзя брать карточку из центра). Когда все перевёрнутые карточки разобраны, кладут центральную карточку на дно оставшейся колоды и начинают новый раунд. Игроки сохраняют выигранные карточки. Когда карточек в колоде больше не осталось, мини-игра завершается, и побеждает тот, кто набрал больше всех карточек. 1
«Подарочек». Перемешиваются карточки, кладётся по одной в закрытую перед каждым игроком. Оставшуюся колоду кладут в открытую в центр стола. Цель игры — набрать как можно меньше карточек из колоды. Сначала участники переворачивают свои карточки лицевой стороной вверх. Каждый игрок должен найти изображение, совпадающее на карточке любого другого игрока и карточке в колоде. Первый, кто обнаружит и назовёт совпадение, берёт центральную карточку и кладёт её сверху на карточку того игрока, с карточкой которого он нашёл совпадение. Таким образом, в центре открывается новая карточка. Мини-игра продолжается до тех пор, пока колода не закончится. Побеждает тот, кто наберёт меньше всего карточек.
Использование игры «Татарский Доббль» в образовательной деятельности очень интересная находка в работе с детьми. А чтобы игра приносила пользу и удовольствие, педагогу самому нужно включатся в игры детей сначала в роли обучающего, контролирующего, а потом как равноправного игрока.
