
Шарипова Лейля Владимировна
Будко Максим Александрович
педагоги дополнительного образования
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г. Казани
АННОТАЦИЯ
В данной работе представлено познавательное мероприятие «В кругу дорожных ситуаций» и построено в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Проблема соблюдения ПДД школьниками очень актуальна, т.к. в настоящее время участились дорожно-транспортные происшествия с участием детей. По данным ГИБДД в Республике Татарстан в 2023 году произошло 438 ДТП с участием несовершеннолетних. Подобная ситуация вызывает необходимость в создании программ, мероприятий, занятий, которые нацелены на процесс обязательного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Основная цель работы заключается в формировании у детей знаний о дорожном движение. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нем будет осознанным. Для этого важно приобщить обучающихся к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять свое место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: познавательная викторина «в кругу дорожных ситуаций».
Руководство и организация проведения викторины: подготовка и проведение мероприятия возлагается на образовательное учреждение.
Форма проведения: викторина
Контингент: к участию в викторине допускаются дети 6-7 лет. Команды смешанные, количество команд 2-4.
Цель: Познакомить участников с основными правилами дорожного движения для пешеходов в интерактивной и увлекательной форме.
Задачи:
1. Привлечение внимания учащихся к изучению правил дорожного движения, а также научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города;
2.Развивать внимание, наблюдательность, познавательные интересы.
3.Воспитывать у школьников дисциплинированность и ответственность в поведении на дорогах.
Оборудование и технические средства (для расстановки в кабинете): Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Осторожно, дети».
Дидактический, раздаточный материал: дорожные знаки (приложение 1), цветные круги (приложение 2), карточка с заданием (приложение 3), карандаши простые 2-4 штуки.
Структура мероприятия.
I Организационный момент.
Организация и проведение викторины осуществляется педагогом дополнительного образования (или учителем и т.п.). до начала викторины дети делятся на команды и придумывают девиз связанные с ПДД. Приветствие команд.
Педагог: Добрый день. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к дорожным знакам. И как вы уже поняли, мы будем говорить о правилах дорожного движения, о культуре поведения на дорогах и в транспорте. Во время путешествия я буду давать задания и задавать вопросы каждой команде по очереди, отвечает капитан команды. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает жетон. За нарушение дисциплины один жетон снимается. У кого жетонов останется больше, тот и выиграет.
II Основная часть
Педагог: и мы с вами отправляемся на первую станцию:
- Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
- Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
- Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
- Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).
- Место ожидания автобуса. (Остановка).
- Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
- Номер телефона скорой помощи. (03).
- Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
- Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).
- Трехглазый постовой. (Светофор).
- Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).
- Авария в случае несоблюдения правила дорожного движения. (ДТП).
- Пешеходный переход обычно называют. (Зебра).
- Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
- Что «говорит» желтый свет светофора? (Внимание).
- Его боятся нарушители правил. (Инспектор ГИБДД).
- Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (Тротуар)
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (При зеленом)
- Где можно переходить улицу? (По пешеходному переходе)
Педагог: Вы отлично справились на первой станции, переходим ко второй.
Педагог: теперь проверим, знаете ли вы какой знак, что значит. На доске вы видите квадраты. За ними скрываются дорожные знаки. Сейчас вы по очереди будете выбирать квадраты, а затем объяснять, что обозначает изображенный на нем знак.
Задание: на доске развешаны квадраты. За ними скрываются дорожные знаки. Дети по очереди выбирают квадраты, а затем объясняют, что он обозначает (дорожные знаки приложение 1 ).
Педагог: молодцы! Идем дальше!
Перед вами слова, в которых буквы перепутаны местами. Попробуйте восстановить их в нормальном порядке. (командам раздается заготовка со словами)(приложение 3)
Аниш (шина)
Шиамна (машина)
Хоредеп (переход)
Нипскерто (инспектор)
Пеешдох (пешеход)
Сверфото (светофор)
Педагог: следующая станция «Перекресток знаков», а какие вы знаете дорожные знаки, сейчас узнаем. Слушаем и отвечаем.
Станция №4 «Перекресток знаков»
- Красный круг, прямоугольник.
Знать обязан каждый школьник:
Это очень строгий знак.
И куда б вы ни спешили
С папой вы на автомобиле –
Не проедете никак!
Что это за знак? (въезд запрещен) - По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята, знает,
Знак о чём предупреждает?
Дай машине тихий ход: (пешеходный переход) - Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (дети) - Предположим, что с друзьями
Ты отправился в спортзал,
Но в дороге вспомнил:
Маме ты об этом не сказал.
Здесь тебе поможет он:
Знак дорожный – … (телефон). - Если ты собрался с папой
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется всё равно.
Без него не попадете, ни в автобус,
Ни в трамвай.
Значит, вы пешком пойдете…
Знак дорожный угадай. (Остановка) - Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено. (Движение пешеходов запрещено) - Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка) - Нарисован человек, землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад?
И старинные монеты в сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный кто-то?
Что за знак? (Ремонт дороги.)
Педагог: вы хорошо справились на предыдущей станции. А теперь отправимся на аттракцион «Веселый светофор».
Ребят, а вы знали, что светофор не всегда был такой, как сейчас. Светофоры появились на улице не так давно, всего чуть более 60 лет назад. Выглядели они так. Со всех четырех сторон на них были 3 цветных стекла (зеленое, желтое, красное), а по ним медленно ползла большая черная стрелка. Такие светофоры были неудобны. Перекресток свободен, а ты жди, пока стрелка доползет до зеленого цвета. Современные светофоры-автоматы намного удобнее. Слово «светофор» стоит из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» – это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А все вместе, светофор – значит «носитель света», «несущий свет». Он и, верно, несет свет 3-х цветов: желтого, зеленого и красного.
Командам раздаются по три бумажных глаза светофора (Приложение 2).
Педагог: знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи, а вы своими светофориками показывайте нужный свет.
Станция №5 «Веселый светофор»
- Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора
Бурлит в движении мостовая-
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешехода свет? (красный)
Педагог: правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
- Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет? (желтый)
Педагог: правильно! Жёлтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
- Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет? (зеленый)
Педагог: правильно! Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Педагог: молодцы. Нас с вами ждет последняя станция.
Буду вам задавать вопросы, а вы, там, где нужно, должны будете отвечать:
«Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.
Станция №6 «Это я»
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто пусть честно говорит,
На трамвае не висит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Молчание)
– Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой? (Молчание)
– Знает кто, что красный свет-
Это значит – хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто ГАИ помогает,
За порядком наблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Педагог: Вы отлично справились с каждым заданием на всех станция.
III Заключительная часть
Результаты команд подсчитываются и определяются победители. Награждение.
Педагог: Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения!
На улице будьте внимательны, дети!
Спасибо ребята и до свидания!
Список литературы, интернет источники:
- Гордиенко С. А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015.
- Электронный ресурс http://zebrenok.educom.ru/
Приложение к викторине
Приложение 1. Станция №2 «Дорожный знак»
Приложение 2. Станция №5 «Веселый светофор»
Приложение 3. Станция №3. «Ремонт слов»
Аниш – ________________
Шиамна – _______________
Хоредеп- __________________
Нипскерто – _______________
Пеешдох – ___________________
Сверфото- ____________________