Шульга Арина Олеговна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой колосок»
г. Зеленодольск
Актуальность проекта:
В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологического образования. Сделан акцент на экологическое просвещение всех слоев населения.
Задача педагога: совместно с семьей дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающей среды, учить сопереживать живым существам.
Беседы и анкетирование родителей выявили большое желание знакомить детей с природой родного края, но в то же время показали низкий уровень экологической компетентности.
Метод проекта был выбран потому, что он позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Цель проекта:
Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания у детей экологической культуры.
Задачи проекта:
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Пробудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды в городе Зеленодольска.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Средства реализации проекта:
Информационное сотрудничество:
- Беседы.
- Консультации.
- Создание листовок, газет, с экологическим содержанием.
- Папки – передвижки, папки – раскладушки.
- Презентации.
Совместная деятельность:
- Субботники.
- Экологические праздники.
- Круглый стол.
- Озеленение участка
Ожидаемые результаты:
- Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родной деревни, охране природы;
- Стенгазета посвященная охране природы, фото-стенд «Природа нашего города», групповые альбомы «Отдыхаем не вредя», листовки экологического содержания, благоустройство и озеленение участка детского сада;
Вид проекта:
Долгосрочный, творческий.
Состав участников:
Родители, дети, педагоги.
Материально-технические ресурсы:
Фотоальбомы, ватман, гуашь, семена цветов, контейнер для посадки рассады, мешки для сбора мусора, презентационный материал, проектор.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Формулирование цели и задач проекта;
- Подбор и разработка методической литературы;
- Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме;
- Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте;
- Разработка перспективного плана работы;
- Анкетирование (первичное)
Практический – проведение мероприятий согласно перспективному плану
Презентационный:
- Презентация проекта.
- Анкетирование родителей.
- Подведение итогов.
Презентация проекта:
Экологический праздник «Мы – защитники природы»
Содержание работы:
Сентябрь
Фото – стенд «Природа нашего города»
Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Октябрь
- Экологический праздник «Золотая осень»
Цель: Привлечь родителей к участию в подготовке праздника и его проведению. Обратить внимание, что экологические знания в игровой форме, на положительном эмоциональном фоне во время праздника, лучше усваиваются и закрепляются.
Консультация «Главная проблема – МУСОР»
Цель: Донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы окружающей среде.
Ноябрь
«Экологический десант»
Цель: Провести совместно с родителями, детьми, сбора мусора на территории детского сада. Пробудить интерес к созданию чистой, благоприятной окружающей среды детского сада. Наладить общественные связи.
Декабрь
«Кормушка для птиц» Домашнее задание для родителей!
Цель: Привлечь к творческому использованию бросового материала, собранного на улицах города. Формировать навыки природоохранной деятельности.
Январь
«Самодельная книга об экологии»
Цель: Совместно с родителями сделать книжки- самоделки о природе, об окружающей среде родного края. Пробудить интерес к изготовлению книг с экологическим содержанием.
Февраль
- КВН « Знатоки природы»
Цель: Провести КВН с родителями и детьми экологической направленности, который поможет закрепить знания об окружающей среде.
Март
- Конкурс подделок «Мой красивый чистый город!!»
Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. Вызвать желание делать город чистой, красивой.
- Викторина «Что у нас растет?»
Цель: Расширить знания родителей о растениях произрастающих на территории детского сада. Познакомить с новыми, необычными растениями.
- Выставка «Наш скворечник
- »Цель: Привлечь пап к совместной деятельности с детьми. Вызвать желание заботиться о пернатых друзьях.
- Апрель
- Плакат «Огонь – беда для леса!»
Цель: Привлечь родителей к созданию плаката о необходимости беречь лес от огня, формировать навыки природоохранной деятельности, повышать экологическую культуру.
- «Вальс цветов»
Цель: Посеять семена цветов, для последующей высадки на территории детского сада. Формировать навыки экологически осознанного поведения в природе.
Май
- «Экологический десант». Субботник по озеленению территории детского сада.
Цель: Пробудить интерес к созданию благоприятной среды; формировать навыки природоохранной деятельности.
Июнь
- Акция «Вальс цветов»
Цель: Высадка рассады цветов на территории детского сада совместно с родителями, с детьми, сотрудниками .Вызвать желание сделать детский сад красивой, создать благоприятную окружающую среду.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные мероприятия объединяют детей и родителей общими делами, впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Способствуют формированию детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. Такой проект расширяет представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять. Пробуждает интерес к созданию благоприятной окружающей среды нашего города. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
Литература:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр «Академик», 2001.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом – М.: Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
- Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно – научных представлений экологической культуры детей – М.: Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.
- Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
Спасибо за внимание!