Хисматуллина Гульназ Фаритовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Алсу»
Республика Татарстан г.Бавлы
В Федеральной образовательной программе (ФОП) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Необходимо соблюдать правила выбора темы:
– быть интересной ребенку;
– быть доступной для изучения;
– должна принести реальную пользу участникам исследования;
– быть оригинальной;
– в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
– чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
– эвристические беседы;
– постановка и решение вопросов проблемного характера;
– наблюдения;
– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
– опыты;
– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
– подражание голосам и звукам природы;
– использование художественного слова;
– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающиеситуации;
– трудовые поручения, действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Опыты со снегом в старшей-подготовительной группе.
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
– расширять знания детей о зиме;
– в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, не прозрачный, рыхлый, тает в тепле, без запаха);
– развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
– учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
– обогащать словарный запас детей;
– воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
На занятии по познавательно-исследовательской деятельности я принесла ёмкость со снегом. Ребята, потрогали снег и определили, что снег, холодный, мягкий, рыхлый, белый, легко лепится в снежки.
Очень интересно для ребят было в лупу рассматривать кристаллики снега. Дети очень радовались тому, что на солнце снег блестит и искрится.
После исследования снега, ребята насыпали его в стаканчики, чтобы весь стаканчик, до самого верха был наполнен снегом. Спустя некоторое время, дети увидели, что снег стаканчиках уменьшился, что стаканчики теперь неполные снега. После этого опыта мы с ребятами сделали вывод, что снег в тепле тает и уменьшается в объёме.
В следующем опыте мы с детьми сравнивали снег и лёд. Ребята наливали на снег и лёд окрашенную воду и смотрели, что ярче окрасится снег или лёд. В результате, ярко окрасился снег, а лёд стался прозрачным.
Итогом опыта стало то, что дети убедились, что снег рыхлый и мягкий, поэтому сквозь него хорошо проходит окрашенная вода и снег становится ярким и цветным, а лёд твёрдый и скользкий, поэтому окрашенная вода сквозь твёрдый лёд не проходит, а значит, не окрашивает лёд.
В опытах со льдом, ребята узнали, что лёд в воде не тонет, а плавает на поверхности воды.
И если на лёд насыпать соль, то соль начнёт растворять лёд и лёд посыпанный солью тает быстрее, чем обычный лёд.
А опыт делаем мороз без холодильника, стал ещё одним интересным исследованием для детей.
В металлическую чашку положили снег, а сверху насыпали соль и перемешали снег с солью.
Затем, в металлический поднос налили намного воды и поставили чашку со снегом перемешанной солью.
Через некоторое время, чашка со снегом примерзла к металлическому подносу, несмотря на то, что они находились в тёплом помещении.
Вывод из этого опыта следующий: снег благодаря соли растаял и отдал свою холодную энергию металлической чашке, которая стала очень холодной, просто, ледяной и примёрзла к воде налитой на металлический поднос.
Кульминацией занятия-эксперимента была игра со снегом. Ребята с удовольствием лепили их рыхлого снега снежки.
Ну, а напоследок, когда занятие закончилось, наша Татьяна Петровна (младший воспитатель), забрала тазик со снегом и принесла его нам показать уже без снега, полным воды, объяснив тем, что набрала в тазик со снегом теплой воды. Получился ещё один опыт и ребята ещё раз убедились, что снег от тепла, в данном случае, от тёплой воды – тает.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Вывод. Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.