“Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе”

Комарова Снежанна Юрьевна

воспитатель

МБДОУ «Д/с № 43 «Белочка»

г.Альметьевск

1 Дидактическая игра «Найди ошибку»

 Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать 

слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо 

неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети 

должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, 

которые на самом деле может совершать данное животное. Например: 

«Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может 

делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2 Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать 

слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в 

последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша…

Ро-ро-ро — у нас новое вед…

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го…

Ри-ри-ри — на ветках снеги…

Ар-ар-ар — кипит наш само….

Ры-ры-ры — детей много у го…

3 Дидактическая игра «Так бывает или нет»

 Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать 

логическое мышление.

  Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего 

не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. 

Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. 

Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил 

проспать всю весну…»

4 Дидактическая игра «Какое время года?»

 Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с 

определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту 

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это 

бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5 Дидактическая игра «Где что можно делать?»

 Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной 

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; 

слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6 Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, 

явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры:  Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

7 Дидактическая игра «Закончи предложение»

 Цели: учить дополнять предложения словом противоположного 

значения, развивать внимание.

 Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, 

только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец – …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка …. (узкая).

8 Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти 

его в природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. 

Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не 

опавшими листьями.

9 Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или 

загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10 Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым 

назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), 

получает фишку.

Login Account

Already a Giraffe Customer?

Invaild email address.

6 or more characters, letters and numbers. Must contain at least one number.

Your information will nerver be shared with any third party.