Шайхутденова Алсу Рифатовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык»
г. Мензелинск, Республика Татарстан
Аннотация: Данная статья посвящена использованию приемов творческого рассказывания и проблемам формирования такого навыка при коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемы связной речи у дошкольников.
Ключевые слова: творческое рассказывание, приемы, связная речь, коррекция речи, старший дошкольный возраст, коррекционная работа, логопедическая работа.
Автор на англ
THE USE OF CREATIVE STORYTELLING TECHNIQUES IN THE CORRECTION OF COHERENT SPEECH OF OLDER PRESCHOOLERS
Abstract: This article is about the use of creative storytelling techniques and the problem of forming such a skill when correcting coherent speech in older preschool children. The problems of coherent speech in preschoolers have been studied.
Keywords: creative storytelling, techniques, coherent speech, speech correction, senior preschool age, correctional work, speech therapy work.
Дети старшего дошкольного возраста имеют свои особенности развития в силу переходного периода из детского сада в школу. В связи с этим важно уделить внимание как психологической составляющей развития, так и интеллектуальной. Для этого педагоги проводят различные занятия, мероприятия с целью определения уровня развития детей.
Старший дошкольный возраст признается одним из основных этапов развития речи детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи во всех областях.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования призывает развивать речь детей по всем компонентам речевого развития: «обогащать активный словарь ребенка; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; познакомить ребенка с книжной культурой, детской литературой; научить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; формировать у ребенка звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте» [5].
Для формирования верного уровня развития ребенка старшего дошкольного возраста именно на речь обращается особое внимание. В рассматриваемом возрасте ребенок должен уметь определять предмет, уметь его описывать, называть его качества, речь при этом должна быть связной и логичной.
Современные исследователи, такие как Г.А. Фомичева, Н.В. Серебрякова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева и В.И. Яшина, в своих трудах пришли к выводу, что если ребенок овладел навыками творческого рассказывания в полной мере, то его речь и мыслительная деятельности будут готовы к школьному обучению.
Прежде чем перейти к сути проблемы и изучить использование приемов творческого рассказывания при коррекции связной речи старших дошкольников, необходимо понять, что такое творческое рассказывание?
Итак, творческое рассказывание выступает видом литературного творчества, который позволяет отследить словесную деятельность детей в зависимости от их восприятия ситуации, окружающей среды и т.д. [2].
Существует мнение, что творческие рассказы – это то, что дети самостоятельно сочиняют [3], ориентируясь на определенную ситуацию, действие либо образ, при этом они строят определенную сюжетную линию, соблюдают логическую связь, используют широкий словарный запас.
Творческое рассказывание позволяет развивать воображение, определять суть проблемы, находить пути решения той или иной ситуации. Именно поэтому еще с младшей группы воспитатели проводят игры с детьми, направленные на развитие данного навыка[1]. Данные умения рассказывать логически и с использованием большого количества слов формируются постепенно. Как раз таки к наступлению старшего дошкольного возраста они формируются окончательно, а уже в школьном возрасте продолжают улучшать уровень умения красиво и творчески выражаться.
Связная речь у старших дошкольников определяется исходя из нескольких критериев (рис. 1).
Рис.1. Критерии определения уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста
При обучении творческому рассказыванию важно учитывать особенности формирования художественного, словесного творчества, а также роль деятельности педагога в этом деле. Именно педагог обогащает опыт детей в конкретной жизненной ситуации. Педагог учит детей распознавать свои эмоции, верно, также производится обогащение активного и пассивного словарного запаса. Еще одним важным условием является то, что педагог должен верно донести суть задания, чтобы ребенок понял, что ему нужно придумать и рассказать.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от навыков дошкольников, задач обучения и вида рассказа.
1 прием. Рассказывание детьми совместно с воспитателем по конкретным вопросам. В данном случае предлагается тема, и воспитатель задает детям наводящие вопросы, по которым им удается придумать сюжет. К примеру, воспитатель показывает детям картину, дети внимательно ее расстраивают. А далее педагог задает наводящие вопросы, а дети глядя на картину на них отвечают.
2 прием. Придумывание детьми продолжения авторского текста. Педагог читает текст, после этого дети его пересказывают и продолжают дальше путем придумывания сюжета.
3 прием. Задавание вспомогательных вопросов. При таком приеме воспитатель говорит определенную ситуацию, которая должна заинтересовать детей и затронуть их чувства. Педагог начинает свою речь с фразы «представьте…». К примеру, представьте, что вы плывете на большом корабле, что вы видите вокруг себя?
4. прием. План в виде вопросов. В данном случае педагог предлагает тему, и после этого детализирует суть на 3-4 вопроса, на которые дети постепенно отвечают и продумывают суть ситуации. Важно, не называть сразу все вопросы плана, а называть их постепенно.
5 прием. Составление сказок или рассказов. Этот прием считается самым сложным, поскольку не у всех детей имеется обширный словарный запас, многие стесняются.
Исследователи выделяют значительно больше приемов творческого рассказывания, но в данном перечне отмечены самые основные.
Рассказы детей старшего дошкольного возраста могут быть нескольких видов:
- описательный рассказ – о конкретном предмете;
- повествовательный рассказ – о конкретных ситуациях, картинах и т.д.;
- творческий рассказ – описание и наглядность;
- пересказ рассказа.
Проведя анализ литературных источников и практических материалов педагогов, приходим к выводу, что формирование приемов творческого рассказывания у старших дошкольников, требует детальной изученности и теоретической разработанности. В частности, заметили, что отсутствует четкая систематизация методов и приемов формирования навыков творческого рассказывания. Считаем важным включение в перечень методов и приемов именно коррекционно-логопедическую работу, поскольку в настоящее время происходит рост количества детей с низким уровнем овладения речью в старшем дошкольном возрасте. Это означает, что такие дети не могут в полной мере творчески рассказывать и сочинять.
У многих даже самых опытных педагогов возникают сложности в установлении контакта с воспитанниками во время формирования навыков творческого рассказывания. Объясняется это тем, что воспитателю во время занятий необходимо установить контакт со всеми детьми, учитывая различные социальные и педагогические факторы. Важно, чтобы между всеми детьми и педагогом возникли доверительные отношения и сотрудничество, иначе ребёнка попросту не будет отвечать на вопросы специалиста или продолжать свою речь.
Так как в настоящее время статистика показывает, что более 60% приходят в школы с общим недоразвитием речи [4], то необходима комплексная, систематическая и длительная психологическая и логопедическая коррекционная работа, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Считаем, что именно творческое рассказывание позволит улучшить связанную речь у дошкольников. Для этого необходимо разрабатывать программу для старших групп детских садов так, чтобы было больше занятий, направленных на использование приемов творческого рассказывания. Хотелось бы отметить, что важна не только работа педагогов детских учреждений, но и родителей, которые также должны заниматься развитием и коррекцией связной речи своих детей. Многим детям требуется дополнительная помощь педагогов-логопедов с целью улучшения навыков речевого развития, в особенности навыков связной речи. Так как без связной речи ребенку в дальнейшем будет очень сложно общаться со сверстниками, а также получать знания на уроках в школе.
Таким образом, предполагаем, что увеличение количества занятий и их качественное проведение с использованием творческого рассказывания, будет значительно оказывать влияние на улучшение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. С целью решения данного вопроса специалистам необходимо разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных использование заданий, упражнений и игр по творческому рассказыванию в современных детских садах.
Литература
Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд. — М.: Лабиринт, — 1999. — 352 с.
Калинина О.В., Неустроева Е.С. Использование приемов творческого рассказывания при коррекции связной речистарших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-4. — С. 124-127.
- Мосолова В.А. Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр / В. А. Мосолова. — // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 509-512.
Около 60% российских детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи // https://vogazeta.ru/articles/2021/10/5/shkolniki/18192-okolo_60_rossiyskih_detey_prihodyat_v_pervyy_klass_s_narusheniyami_ustnoy_rechi.
ФГОС ДО // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.