Крайнова Галина Анатольевна
преподаватель
МБУДО ДМШ №1 Кировского района, г. Казань
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
В узком смысле слова педагогическая технология – это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде – это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства.
Актуальным в ДМШ и ДШИ в вокально-хоровой работе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, синтезатора, компьютера, интерактивной доски.
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента требует от исполнителя владения более широким диапазоном навыков, чем игра на инструменте.
Во многих темах возможно применение синтезатора: при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, при разучивании различных песен, в том числе песен разных народов. Синтезатор может быть чрезвычайно полезен, так как обладает набором традиционных и этнических инструментов. Педагог может по-своему применить синтезатор в своей работе, сообразуясь с насущными учебными задачами. Например, на уроке возможно использование синтезатора для знакомства с музыкальной стилистикой, представляя знакомые детям мелодии в современной обработке, для проверки узнавания этих мелодий на слух учащимися, что делает такую форму работы гораздо более живой и увлекательной для детей. Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным. Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:
– вовлечение каждого учащегося в активный познавательный комплекс;
– решение разнообразных проблем, требующих проявления коммуникативных умений;
– широкого общения со сверстниками из других школ своего региона;
– свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого мнения по той или иной проблеме;
– постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил.
Работа в вокально-хоровом коллективе предполагает не только приобретение вокально-хоровых навыков, но и расширяет кругозор учащихся. Цифровые технологии способствуют выполнению через интернет-ресурсы, различные программы, делая более осмысленным исполнение произведения, нацеливая детей на самостоятельную познавательную деятельность.
Обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно – ориентированного обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями учащегося. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.
Главная задача – бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, игровые моменты).
И в этом большую роль могу сыграть цифровые технологии:
– Распевки и различный тренировочный материал в цифровом варианте может помочь детям развивать свои вокальные навыки в домашних условиях, даже не владея музыкальным инструментом в достаточной мере.
– Самостоятельный поиск детьми и подготовка песенного материала сориентирует детей на полезную и интересную работу с компьютером.
– Самостоятельное создание музыкальных клипов, презентаций.
– Использование программ для усвоения теоретического материала.
– Работа старших участников коллектива со звуковой аппаратурой во время репетиций и на концертах.
– Развитие навыков работы с микрофонами.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Таким образом, использование современных информационных технологий в преподавании открывает новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.
Список литературы:
- «Шедевры музыки» Кирилл и Мефодий. 1997, 2001 г.
- «Энциклопедия популярной музыки». Кирилл и Мефодий.2002 г.
- «Соната» История культуры. Институт Новых Технологий. Лев Залесский 2004г.
- «Музыкальные Инструменты»»Как написать музыку на компьютере»