Фазлыева Лилия Расиховна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Сандугач»
г. Азнакаево, Республика Татарстан
Основная образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: формирование у дошкольника способности к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное – эстетическое творчество, совершенствование интеллектуальных и творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
1.Развивающие задачи: Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.
2.Воспитательные задачи: Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.
3.Образовательные задачи: Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру».
Методы и приёмы: беседа об искусстве, дидактическая игра: «Цветы», показ презентации: «Восток», «Эбру», рассказ воспитателя о Эбру.
Предварительная работа: чтение восточных сказок, беседы о цветах, рассматривание иллюстраций цветов.
Словарная работа: Эбру, гребень, шило.
Материалы и оборудование: лотки с вязкой водой, специальные краски «эбру», кисточки (щетина), шпажки, листы бумаги, салфетки, аудиозапись с восточной музыкой, проектор, ноутбук, магнитофон.
- Организационный момент.
Игра – приветствие
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Какие вы сегодня красивые, нарядные. И день у нас сегодня особый. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.
– Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки. (Поворачиваются и здороваются).
Дети: – Здравствуйте!
- Основная часть.
– Ребята, а вы любите восточные сказки? Какие сказки вы знаете? (Алладин и волшебная лампа, Али-Баба и сорок разбойников, Злой волшебник, Хитрый продавец и т.д.).
-А вы сами хотите попасть в сказку?
Дети: – Да.
– У меня есть ковер – самолет и мы с вами сейчас отправимся в путь. Прошу всех пожаловать на борт. Чтобы наш ковер взлетел нужно произнести волшебные слова: «Ковёр – самолёт, возьми нас в полёт, взлетай в вышину, неси в сказочную страну». А теперь, давайте повторим все вместе. Показ презентации на экране «Полет в сказочную страну». – Мы с вами попали в сказочный мир Востока. Посмотрите, как здесь красиво!
– Что вы видите на картинках? (дворцы, цветы, вазы и тд). – А что такое красота, как вы думаете? Где мы можем увидеть красоту? Красота – это то, что приятно и нравится всем людям, это всё то доброе и прекрасное, что окружает человека и что вызывает в нем радость.
– Ребята, посмотрите, а кто это?
-Джинн.
-Верно, это Джинн. Он принес нам конверт. Ребята, давайте посмотрим, что – же там находится. Джинн принес для вас задание – вам нужно собрать картинки из частей. Для этого поделимся на 2 команды.
Игра «Собери картинку».
– Что у вас получилось? (кувшин с водой и краски).
-Верно ребята, молодцы! Как вы думаете, что можно сделать при помощи воды и красок? (рисовать).
-Правильно, ребята.
(подходим к экрану).
– Восток славится не только своими сказками, но и своим искусством. Я хочу вас сегодня познакомить с удивительным искусством, которое называется Эбру. – Вы, когда – нибудь рисовали на воде? (ответы детей). А почему мы не можем рисовать на воде? Мы ведь знаем, что краски растворяются в воде. А хотите научиться? Посмотрите на экран.
Эбру – это рисование на воде. Это искусство зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не смешиваются между собой, а образуют причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань.
– Ребята, проходим к столу (по пути рассказываю)
– В Эбру используется специальная вода – она вязкая, тягучая. Краски тоже специальные. А ещё используются кисти – щетина. Сам рисунок делается палочками. Посмотрите, у нас на столе: краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, палочка, бумага, салфетки и стаканчик с водой.
– Ребята, а вы хотите стать мастерами Эбру?
Дети: – Да, хотим.
– Сегодня мы с вами станем настоящими волшебниками.
– Я покажу вам, как нарисовать необычные цветы.
1. – Сначала нарисую фон. Возьму синюю краску и набрызгаю её на воду. Затем палочкой плавно развожу слева направо и справа налево.
2. – Далее я буду рисовать стебель с листьями. Беру зелёную краску и капаю сверху на фон. И опять палочкой вырисовываю листочки.
3. – А сейчас приступаю к цветку. Он будет разноцветный. Я беру красную краску и капаю на воду.
4. – Затем жёлтую и капаю сверху на красную.
5. – А на жёлтую капну немного чёрной. А затем беру палочку и свожу круг к центру. Получился цветок.
6. – Теперь я беру лист бумаги. Накладываю сверху на мой рисунок. Жду 3 секунды (считаем вместе) и вынимаю с лотка, вытягиваю лист, чтобы лишняя вода стекла с бумаги. И вот получилось чудо, посмотрите!
– Прежде, чем приступим рисовать, разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветки»
Наши нежные цветки Руки в вертикальном положении.
Распускают лепестки Развести пальцы рук.
Ветерок чуть дышит, Ритмичные движения пальцев рук.
Лепестки колышит.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. Соединить пальцы вместе.
Тихо засыпают, Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.
Головой качают.
Работа парами, под музыку.
– Рисовать будем парами – по два человека.
– Надеваем фартуки, чтобы не забрызгаться. Перед вами лотки с водой, рисовать вы будете волшебными кисточками и палочками, палочки с заостренным кончиком, поэтому будьте осторожны и аккуратны.
Во время рисования я вам буду помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые, неповторимые рисунки.
Воспитатель: – Ребята, если вы считаете, что ваш рисунок завершен, мы перенесем его на бумагу. Кладем бумагу на воду, ждем пару секунд, вынимаем лист, строго по краю лотка, чтобы лишняя вода осталась в лотке, а рисунок на бумаге.
Вам интересно посмотреть, что же получилось?
Дети: – Да!
– Посмотрите, какие необычные яркие, неповторимые рисунки у вас получились.
– А теперь нам пора домой. Оставьте свои рисунки на подносах, пускай подсохнут. Мы отправляемся домой. Прошу всех на борт ковра – самолета. Нужно произнести волшебные слова: «Ковёр – самолёт, возьми нас в полёт, взлетай в вышину, верни нас в детский сад».
– Вот мы и дома. Ребята, давайте, покажем рисунки нашим гостям. А теперь положите рисунки на стол, чтобы они высохли.
ІІІ. Заключительная часть. Итог занятия.
Вопросы детям: (сидя на стульчиках).
– Ребята, чем мы сегодня занимались?
– Куда мы сегодня с вами летали?
– Что понравилось вам на занятии?
-Как называется необычная техника, в которой мы рисовали? (ЭБРУ).
– Почему краски не тонут? (Специальные натуральные краски).
– На чём вы рисовали? (на воде, в которую добавляется загуститель).
– Какие у нас получились рисунки? (красивыми, яркими, волшебными, сказочными).
– Ребята, а вам понравилось занятие?
– Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки! Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, мы стали немножко волшебниками, научились рисовать чудо.
– Дети, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем мыть руки.
Дети: – До свидания!