Калинникова Ольга Владимировна,
Тазиева Ильсеяр Шамиловна
воспитатели
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №38” НМР РТ
Республика Татарстан, город Нижнекамск
Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами нетрадиционного рисования.
Тема: «Загадочные свойства воды».
Цель: обогатить представления детей о значении воды, свойствах воды, путем экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить детей с основными свойствами воды (запах, цвет, вкус);
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- Формировать умение детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой;
- Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде;
- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру, желание помогать тем, кто оказался в беде.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды для всего живого;
- Дидактические игры «Где живет вода?», «Кому нужна вода?»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
- Проведение занятий – экспериментирование с водой
- Работа с алгоритмами, схемами способов исследования
- Чтение художественной литературы о воде.
Используемый материал и оборудование:
- Карточки с изображением деревьев, птиц, людей, животных, растений.
- Карточки с изображением капельки (грустная, улыбающаяся, радостная)
- Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком (По количеству детей), лимонный сок, трубочки, салфетки, шапочки, гуашь красного, синего, белого, желтого, зеленого цвета, листы бумаги ½ А4, комочек бумаги, ватные палочки, губки в форме рыбки, розетки для разведения краски, влажные салфетки.
- Напольная ширма с обозначением лаборатории, столы, подушки – сидушки на каждого ребенка.
Персонаж: профессор Чудакова (второй воспитатель)
Ход занятия:
Дети заходят в группу и строятся в круг на ковре. Формирование положительной мотивации.
Воспитатель:
Слева друг, справа друг
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Воспитатель: Я очень рада видеть вашу улыбку, пусть хорошее настроение целый день не покидает вас.
Воспитатель: Ребята, сегодня я поливала наши комнатные растения и увидела на цветочке Капельку. Она была грустная и печальная. Присаживайтесь на подушечки, я вам расскажу ее историю ( под музыкальное сопровождение дети рассаживаются на подушки).
Воспитатель: Капелька сегодня утром проснулась на листочке, посмотрела вокруг и никого не увидела похожего на себя. От этого ей стало очень грустно, она поняла, что ничего о себе не знает – это совсем не весело. И поэтому она обратилась ко мне за помощью, я ей пообещала, когда вы придете, мы вместе ей поможем.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? (да)
Воспитатель: Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? (В воде.)
Молодцы! А где мы можем встретить воду? (в реке, в озере, в пруду, в луже, море, кране и т. д)
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому и для чего нужна вода?
(Показ и рассматривание картинок, беседа по ним)
Воспитатель: Да, ребята, вы правы! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям нужна вода. А нам, в детском саду, нужна вода? А для чего? (умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать комнатные растения в группе и цветы на участке). Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это источник жизни!
Воспитатель: Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные опыты, эксперименты.
Мне сегодня звонила профессор Чудакова и пригласила нас в свою лабораторию. Предлагаю всем вместе отправиться к ней в гости (дети проходит за ширму, обозначающую лабораторию, их встречает профессор Чудакова).
Профессор: Здравствуйте! Рада видеть вас в своей научной лаборатории. Проходите. Прежде чем приступить к опытам, наденьте специальные шапочки (дети одевают шапочки проходят за столы).
Опыт №1: «На определение цвета воды»
Профессор: Ребята, посмотрите, у вас на столе стоят два стаканчика. В одном стаканчике сок, а в другом – вода.
-Какого цвета ваш сок? (оранжевый)
– А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)
– А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)
Предлагаю поиграть в игру. У вас есть коктейльная трубочка. Спрячьте ее в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)
-А теперь давайте эту же трубочку спрячем в стакане с водой.
-Получилось? (Нет)
-Почему? ( Вода прозрачная, в ней все видно).
Можно воду сделать цветной? (Да)
При помощи чего это можно сделать (Добавить краску)
(Окрашиваем воду гуашью)
Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.
Опыт №2: «На определение запаха воды»
Воспитатель: Ребята, когда вы заходите в пекарню, чувствуете ароматный запах пирожков и булочек, а есть ли запах у воды?
Профессор, мы можем с помощью эксперимента это выяснить?
Профессор: -Конечно!Чтобы ответить на этот вопрос, проведём следующий опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)
– А как вы догадались? (пахнет апельсинами)
– А теперь возьмите стакан с водой.
– Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)
– Так есть ли запах у воды? (Нет)
Вывод: У воды нет запаха!
Опыт №3: «На определение вкуса воды»
– Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
– А конфета? (Сладкая)
– Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!
– Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.
– Какой вкус у сока? (Вкус апельсина)
– А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.
– Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)
-так есть ли вкус у воды? (Нет)
-Ребята, у меня есть волшебная жидкость. Давайте посмотрим, что будет если мы ее добавим в воду. Попробуйте, какая стала вода? (Кислая)
-Вы совершенно правы, вода стала кислая. Как вы думаете, что за волшебную жидкость мы ту да добавили? (Сок лимона)
– Умнички! Чистая вода, безвкусная, е если в нее добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее добавили.
Вывод: У воды нет вкуса!
Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Давайте с вами поиграем!
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз – это брас
Одной другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: -Ребята, вы заметили, настроение у Капельки улучшилось? (Да)
Воспитатель: – Капелька мне на ушко сказала, что ей у нас хорошо, но ей хочется найти своих друзей.
– Ребята, в каком водоеме больше всего собирается капелек? (В море, океане).
Воспитатель: – Профессор Чудакова, вы можете нам как- то помочь найти друзей для нашей капельки?
Профессор: – Конечно, друзья мои, я приглашаю вас в свою творческую лабораторию, где мы нарисуем для нашей капельки море и его обитателей ( дети садятся за столы, на которых лежат материалы для нетрадиционного рисования, индивидуально на каждого ребенка).
Совместно с профессором дети выполняют творческую работу:
– море изображаем при помощи бумажного комочка, которая окунаем в краску и путем примакивания заполняем лист синим цветом;
– рисуем рыбок при помощи штампа из поролоновой губки;
– ватными палочками рисуем водоросли и пузырьки воздуха.
Воспитатель: – Спасибо вам, профессор, какие у вас получились замечательные рисунки.
-Капелька радуется, смотрите, она улыбается!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Как много вы рассказали Капельке о воде и даже нарисовали для нее море, где она найдет себе много друзей.
– Давайте, напомним Капельке, что мы узнали? (вода бесцветная, без вкуса и запаха, меняет цвет и вкус, если в нее что либо добавить)
– Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, похлопайте себе!
– Давайте будем беречь воду, потому что без воды не будет жизни на земле!