Камилова Мадинахон Хайдаровна
преподаватель английского языка
МАОУ “Полилингвальный образовательный комплекс “Адымнар – Алабуга” ЕМР РТ
г. Елабуга
Аннотация: В данной работе автор уточняет место творчества в профессиональной деятельности современного педагога, что позволяет очертить границы понимания сути педагогических инновационных технологий на современном этапе. Подразделяя инновации на экстенсивные и интенсивные, автор определяет наиболее значимыми направлениями новаторской деятельности в педагогике интерактивность и цифровизацию. Именно эти педагогические технологии соответствуют запросам современного информационного общества и позволяют обеспечить молодому поколению качественное образование.
Ключевые слова: педагогические инновации, современная педагогика, новаторство в педагогике, технологии образования, цифровизация образования.
Актуальность выбранной для данного исследования темы напрямую связана с все возрастающими требованиями, которые ставятся перед современными педагогами со стороны государства, социума и профессионального сообщества в условиях цифрового общества.
Уровень развития информационных технологий постоянно создает всё новые и новые вызовы для всей системы образования, задаёт всё более высокую планку качества обучения (причем вне зависимости от конкретного этапа получения знаний обучающимися). Сложившаяся объективная ситуация требует от педагогических кадров систематических усилий по поиску путей самосовершенствования и изучению возникающих перспективных инновационных технологий.
Преподаватели-практики сходятся во мнении, что в повседневной работе спектр их действий ограничен жесткими регламентами, инициатива сводится к минимуму (так как является отклонением от поставленных в учебно-воспитательном процессе задач). Соответственно, профессиональная деятельность педагога в основном направлена на выполнение предписанного функционала [6, с. 11].
В то же время значительная часть исследователей поддерживает позицию, что именно творческая самостоятельность является базисом содержания профессиональной деятельности современного педагога [4, с. 18].
Следует признать, что массовый педагогический опыт – это действительно стандартизированные в высокой степени рабочие процессы, отвечающие поставленным учебно-воспитательным задачам. Передовой же педагогический опыт начинается только в тот момент, когда возникают элементы творческого поиска уникальных и эффективных методов, средств и приемов обучения. Именно в этой ситуации имеет место применение инновационных педагогических технологий, что имеет в себе профессиональную ценность – именно инновационные подходы рекомендовано анализировать, изучать и оценивать на предмет возможности масштабирования и распространения.
Граница, разделяющая новаторские подходы и педагогическое мастерство, является достаточно размытой – в обычной практике педагог-мастер стремится к улучшению своих результатов, постоянно изыскивая способы эффективно комбинировать известные ему приемы обучения или же исследуя новые, более совершенные. И только постоянный целенаправленный поиск педагогических инновационных технологий становится важнейшим условием развития образования на современном этапе [8, с. 30].
На основании вышеизложенного можно утверждать, что любое педагогическое творчество является новаторством по умолчанию. И если творчество направлено на совершенствование учебного процесса, то новизна проявляется научными разработками, определением ранее не изученных закономерностей и способов обучения и воспитания, экспериментальным поиском новых методик, которые позволяли бы решать образовательные проблемы не только на текущем уровне, но и на перспективу.
Ожидаемым результатом творчества и инновационной деятельности для педагога становится формирование личности и уровня знаний обучаемого. Поэтому творческая компонента в педагогическом процессе присутствует изначально, так как не существует одинаковых учеников или же типовых учителей [2, с. 186].
Таким образом, к педагогическим инновационным технологиям следует относить не только те цифровые технологии, которые активно развиваются в образовательной среде и создают принципиально новые условия для моделирования, оценки знаний, экспериментирования и коммуникации. Речь идёт прежде всего о способности педагогов оптимизировать сложившиеся принципы организации учебного процесса и выявить наиболее эффективные методы педагогического и воспитательного воздействия.
Педагогические инновации могут развиваться двумя путями [5, с. 29]:
– интенсивно – когда для развития используются собственные ресурсы, имеющиеся в образовательной системе;
– экстенсивно – когда для реализации инноваций привлекаются дополнительные ресурсы (инвестиции, оборудование, технологии и др.).
В современной среде стало практически правилом широкое использование интерактивности и цифровых технологий, как по отдельности, так и в различных комбинациях.
Для современного образования особое значение приобретают именно интерактивные методы обучения, поскольку они показывают значительную эффективность в сравнении с традиционными тестовыми или экзаменационными методиками [1, с. 196]. Сильной стороной интерактивности является то, что она подразумевает активное взаимодействие не только «сверху вниз» (то есть от субъекта воздействия по направлению к объекту), но и «по горизонтали» – когда участники соответствующих процессов взаимодействуют, вступают в дискуссии при поиске оптимального решения, тренируют навыки коллективной работы.
Помимо прочего, интерактив дает возможность педагогам увидеть не только уровень знаний и навыков обучаемых, но и оценить их способность работать в команде, выстраивать коммуникацию в продуктивном ключе, договариваться и находить компромиссы.
Интерактивность подразумевает деятельное участие самих обучаемых во всех познавательных и исследовательских процессах, что стимулирует динамичную мыслительную работу, способствует развитию инициативности при поиске ответов на вопрос, заставляет искать собственные пути решения поставленных проблем. В частности, широкое распространение получила такая форма интерактивности, как семинар-диспут, когда обучаемым создаются условия для совместного диалогического обсуждения вопроса и поиска путей достоверного его решения. Подобный опыт не только повышает мыслительную активность обучаемых, но и учит вести полемику, отстаивать собственную точку зрения, грамотно выстраивать коммуникацию по горизонтали (с собеседниками) и по вертикали (с преподавателем) [3, с. 180].
Еще одной важной на современном этапе педагогической инновацией являются компьютерные технологии обучения, которые создают принципиально иные возможности для информационного поиска, переработки нужных сведений, позволяют сохранять значительные объемы данных в систематизированном виде и легко обмениваться нужными сведениями в дистанционном режиме. Подобные цифровые технологии дают возможность оперативно решать многие педагогические задачи, что особенно актуально в условиях вынужденного перехода на удалённые форматы обучения [9, с. 122].
Применение инновационных педагогических технологий позволяет воспроизводить сущность профессиональной деятельности специалистов будущего, то есть становятся своеобразным полигоном, где обучаемые могут тренировать ключевые для цифровой экономики навыки и осмыслять полученный в ходе обучения опыт в тех условиях, которые максимально сближены с реальной информационной средой. Подобный подход полностью соответствует контекстно-ситуационной концепции обучения, которая гарантирует активное и инициативное участие самих обучающихся в процессе получения новых знаний и необходимого жизненного опыта.
С этой точки зрения следует отметить важность навыка определять предметную и социальную сущность информации, понимать сферы ее применения и объективные границы, а не только собирать и систематизировать запрошенные сведения. Способствовать развитию данного навыка призваны ситуационные задачи, которые реализуются при помощи кейс-технологий – одной из наиболее эффективной из современных педагогических инновационных технологий [7, с. 82].
Важной особенностью кейс-метода как инновационной педагогической технологии является то, что его использование дает возможность обучаемому самому понять, какие решения могут оказаться рискованными или ошибочными, а какие приведут к желательному результату. Это дает возможность создать устойчивые алгоритмы поведения, которые будут максимально соотнесены с ожидаемым результатом обучения, и выработать собственную поведенческую стратегию, которая может с успехом использоваться в фактических (или же моделируемых) условиях обучения.
Современные кейсы, применяемые на различных ступенях обучения, могут подразделяться на несколько основных видов, в основном они классифицируются по уровню сложности [7, с. 84]:
1) иллюстративные – на конкретном практическом примере обучают алгоритму, которые представляется наиболее правильным решением;
2) моделирующие – формируют противоречие или проблему, описывают сложную ситуацию с привязкой к моменту времени; подобные кейсы направлены на диагностику способности обучаемого принимать самостоятельные и обоснованные решения в нестандартной ситуации;
3) учебно-аналитические – сложная ситуация описывается достаточно подробно, однако при этом проблема не выявлена изначально, и обучаемые должны на основании исходной информации самостоятельно определить проблему, разработать несколько альтернативных вариантов ее решения, при этом учитывая имеющиеся в распоряжении ресурсы;
4) коллективные – дается задача найти коллективное решение сложной проблемы, при этом оценивается не только эффективность и результативность предлагаемого решения, но и уровень взаимодействия в группе, способность обучаемых договориться между собой и согласовать выработанное общими усилиями решение таким образом, чтобы не возникло конфликтов внутри группы;
5) дискуссионные – наиболее сложный вид кейсов, когда педагог провоцирует конфликт интересов между участниками дискуссии, вынуждая их не просто вырабатывать креативные решения для сложных ситуаций, но и добиваться того, чтобы именно собственное решение было признано остальными участниками наиболее удачным; то есть помимо навыков деловой дискуссии оцениваются также и способность отстаивать свои идеи, и умение убеждать людей в собственной правоте, и психологическая устойчивость обучаемх.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические инновации, представленные широким спектром форм и методов (интерактивность, цифровизация, творческое комбинирование традиционных подходов и др.) являются действенным с прикладной точки зрения инструментом, направленным на активное взаимодействие не только между педагогом и обучающимися, но и внутри коллектива обучающихся.
Особенности применения педагогических инновационных решений могут меняться в широком диапазоне и непосредственно зависят от поставленных целей и задач: диагностика текущего состояния знаний и подготовки, выработка устойчивых поведенческих моделей, налаживание коллективного взаимодействие, отработка лидерских компетенций, повышение качества знаний и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Верещагин В.П. Преимущества использования интерактивных методов в современном образовании / В.П. Верещагин, И.М. Малыгина // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 11 (83). – С. 194-202.
- Каримова Р.Г. Прогрессивные инновационные решения в среднем и высшем профессиональном образовании: проблемы применения и преимущества / Р.Г. Каримова // Инновационная педагогика. – 2021. – № 11. – С. 184-197.
- Лебедев О.Б. Современные технологии обучения и развития подростков и молодежи в свете цифровизации образовательной системы / О.Б. Лебедев // Вопросы педагогики и психологии. – 2022. – № 1. – С. 174-181.
Николаева Е.В. Творческие компоненты в профессиональной деятельности педагога / Е.В. Николаева // Academic research in educational sciences. – 2018. – № 8 (43). – С. 17-25.
- Парамонова Ю.И. Основы педагогики: учебное пособие / Ю.И. Парамонова. – М.: Прогресс, 2019. – 320 с.
- Романов А.В. Оценка эффективности учебно-воспитательной деятельности: учебное пособие / А.В. Романов. – М.: Экономист, 2018. – 401 с.
- Терехин В.М. Практикум по применению инновационных технологий в педагогике: проблемы, решения, возможности / В.М. Терехин. – М.: Прогресс, 2020. – 288 с.
- Шумакова И.И. Инновационная педагогика: учебное пособие / И.И. Шумакова. – М.: Премьера, 2019. – 336 с.
- Яковлев А. В. Цифровизация в современном образовании / А.В. Яковлев. – Казань, изд-во КФУ. – 2020. – № 4. – С. 121-129 с.