Тазиева Ильсеяр Шамиловна,
Калинникова Ольга Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития речи – детский сад №90 «Подсолнушек» Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан г. Нижнекамск
Название | Многофункциональная игра – пособие «Подбери, запомни, угадай» |
Направленность | Познавательное развитие |
Возрастная группа | Для детей 2-7 лет |
Цель | Развивать познавательный интерес у ребенка, сделать процесс обучения простым и увлекательным. |
Задачи | Задачи данной игры разнообразны и зависят от образовательной области и требований программы в ней, а так же от восприятия детьми материала: – развитие восприятия цвета, развитие умения различать и называть цвета, различать оттенки цветов путем сравнения образца с разными предметами; – развитие речи и мышления, формирование богатого словарного запаса, закрепление уже достигнутого уровня развития мышления и речи, а так же развитие этих процессов в необходимом единстве, развитие слухового восприятия; – развитие целенаправленного внимания, формирование устойчивого и сосредоточенного внимания, наблюдательности; – развитие памяти (особенно зрительной), развитие целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов; – развитие и улучшение мелкой моторики, двигательной реакции, моторно-двигательного внимания, координации в целом; – развитие ориентировки в пространстве, развитие пространственных представлений, упражнять детей в правильном обозначении положения предмета (впереди (перед), сзади(за), слева, справа, под, над, на)), учить называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо, левой рукой справа налево; – воспитательные задачи – в игре с предметами воспитывается бережное отношение к игровому материалу, оборудованию, терпение, выдержка (умение дождаться своего хода, своей очереди). |
Краткое описание | Игра состоит из шапочек двенадцати цветов, карточек разного уровня сложности и вариативности, набора цветных камешков, муляжей животных, набора геометрических фигур, муляжей фруктов и овощей, фигурок букв и цифр. |
Ход игры | 1. Собери последовательности. – предложите ребенку выбрать карточку, где изображен ряд (горизонтальный или вертикальный) из шапочек, и повторить расположение цветов, сохраняя последовательность; – предложите ребенку выбрать карточку, где изображены два ряда из шапочек и предложить ребенку расставить шапочки, проговаривая шапочка какого цвета расположена над какой, или под какой шапочкой; 2. Тренируем память. – выкладываем перед ребенком несколько шапочек (начиная с 3 и постепенно увеличивая количество), даем ребенку время для запоминания. После этого он закрывает глаза, а вы в это время меняете последовательность выложенных шапочек либо убираете какую-то, или, заменяете ее на другую. Ребенок открывает глаза и старается определить, что изменилось. – для игры нужно взять несколько игрушек, которые у вас есть, и попросить ребенка примерить им шапочки, проговаривая какую шапочку и кому он одевает. Мишке одели жёлтую шапочку, собачке красную, зайке зеленую. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете на игрушках шапочки и просите малыша определить и сказать, кто из игрушек поменял свою шапочку. – для игры берем различные предметы: цветные камушки; геометрические фигуры; маленькие муляжи животных, фруктов, овощей; фигурки цифр или букв в зависимости от того, что вы хотите изучить, либо закрепить. Ребенок выбирает из набора три шапочки (постепенно количество шапочек увеличиваем), называет какого они цвета (например: красного, синего, желтого). Затем воспитатель предлагает: «Спрячь зайчика под синюю шапочку, медведя под желтую, лису под синюю». Ребенок выполняет действие, а затем воспитатель спрашивает, кого он спрятал под синюю шапочку, и после ответа, ребенок проверяет себя, подняв шапочку и т.д. В ходе игры ребенку задаются дополнительные вопросы: например – какое животное, дикое или домашнее, чем питается; сколько углов у треугольника; банан фрукт или овощ и т.д. 3. Ориентировка в пространстве. – выбираем карточку 3х3, расставляем шапочки и проговариваем (какая шапочка находится в середине, какая справа от нее, слева, над ней, под ней, в правом верхнем углу и т.д.; – ребенок выбирает шапочку понравившегося цвета, (спрашиваем какого цвета он выбрал шапочку), либо просим взять шапочку определенного цвета и затем ребенок выполняет задания по инструкции воспитателя. Например: одноступенчатую инструкцию-положи красный камешек перед шапочкой; положи синий камешек под шапочку и т.д.; двухступенчатую инструкцию-положи желтый камешек на шапочку, а зеленый справа от шапочки; постепенно усложняя задачи можно взять две шапочки – положи красный камешек перед синей шапочкой, а черный камешек за желтую шапочку и т.д. Для этой игры можно использовать муляжи животных, фруктов и овощей, фигурки цифр или букв, геометрических фигур в зависимости от того, что вы хотите изучить, либо закрепить. |
ФИО автора, должность, место работы | Калинникова Ольга Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек» НМР РТ Тазиева Ильсеяр Шамиловна, воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек» НМР РТ |
Многофункциональная игра – пособие «Подбери, запомни, угадай», для детей 2-7 лет. Игра-пособие может быть использована для диагностики усвоенных ребенком знаний.
Игра состоит из шапочек двенадцати цветов, карточек разного уровня сложности и вариативности, набора цветных камешков, муляжей животных, набора геометрических фигур, муляжей фруктов и овощей, фигурок букв и цифр.
Цель дидактической игры – развивать познавательный интерес у ребенка, сделать процесс обучения простым и увлекательным.
Задачи данной игры разнообразны и зависят от образовательной области и требований программы в ней, а так же от восприятия детьми материала:
– развитие восприятия цвета, развитие умения различать и называть цвета, различать оттенки цветов путем сравнения образца с разными предметами;
– развитие речи и мышления, формирование богатого словарного запаса, закрепление уже достигнутого уровня развития мышления и речи, а так же развитие этих процессов в необходимом единстве, развитие слухового восприятия;
– развитие целенаправленного внимания, формирование устойчивого и сосредоточенного внимания, наблюдательности;
– развитие памяти (особенно зрительной), развитие целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов;
– развитие и улучшение мелкой моторики, двигательной реакции, моторно-двигательного внимания, координации в целом;
– развитие ориентировки в пространстве, развитие пространственных представлений, упражнять детей в правильном обозначении положения предмета (впереди (перед), сзади(за), слева, справа, под, над, на)), учить называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо, левой рукой справа налево;
– воспитательные задачи – в игре с предметами воспитывается бережное отношение к игровому материалу, оборудованию, терпение, выдержка (умение дождаться своего хода, своей очереди).
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
1. Собери последовательности.
– предложите ребенку выбрать карточку, где изображен ряд (горизонтальный или вертикальный) из шапочек, и повторить расположение цветов, сохраняя последовательность;
– предложите ребенку выбрать карточку, где изображены два ряда из шапочек и предложить ребенку расставить шапочки, проговаривая шапочка какого цвета расположена над какой, или под какой шапочкой;
2. Тренируем память.
– выкладываем перед ребенком несколько шапочек (начиная с 3 и постепенно увеличивая количество), даем ребенку время для запоминания. После этого он закрывает глаза, а вы в это время меняете последовательность выложенных шапочек либо убираете какую-то, или, заменяете ее на другую. Ребенок открывает глаза и старается определить, что изменилось.
– для игры нужно взять несколько игрушек, которые у вас есть, и попросить ребенка примерить им шапочки, проговаривая какую шапочку и кому он одевает. Мишке одели жёлтую шапочку, собачке красную, зайке зеленую. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете на игрушках шапочки и просите малыша определить и сказать, кто из игрушек поменял свою шапочку.
– для игры берем различные предметы: цветные камушки; геометрические фигуры; маленькие муляжи животных, фруктов, овощей; фигурки цифр или букв в зависимости от того, что вы хотите изучить, либо закрепить. Ребенок выбирает из набора три шапочки (постепенно количество шапочек увеличиваем), называет какого они цвета (например: красного, синего, желтого). Затем воспитатель предлагает: «Спрячь зайчика под синюю шапочку, медведя под желтую, лису под синюю». Ребенок выполняет действие, а затем воспитатель спрашивает, кого он спрятал под синюю шапочку, и после ответа, ребенок проверяет себя, подняв шапочку и т.д. В ходе игры ребенку задаются дополнительные вопросы: например – какое животное, дикое или домашнее, чем питается; сколько углов у треугольника; банан фрукт или овощ и т.д.
3. Ориентировка в пространстве.
– выбираем карточку 3х3, расставляем шапочки и проговариваем (какая шапочка находится в середине, какая справа от нее, слева, над ней, под ней, в правом верхнем углу и т.д.;
– ребенок выбирает шапочку понравившегося цвета, (спрашиваем какого цвета он выбрал шапочку), либо просим взять шапочку определенного цвета и затем ребенок выполняет задания по инструкции воспитателя.
Например: одноступенчатую инструкцию-положи красный камешек перед шапочкой; положи синий камешек под шапочку и т.д.; двухступенчатую инструкцию-положи желтый камешек на шапочку, а зеленый справа от шапочки; постепенно усложняя задачи можно взять две шапочки – положи красный камешек перед синей шапочкой, а черный камешек за желтую шапочку и т.д.
Для этой игры можно использовать муляжи животных, фруктов и овощей, фигурки цифр или букв, геометрических фигур в зависимости от того, что вы хотите изучить, либо закрепить.