Зырянова Мария Алексеевна,
Хазеева Алсу Фирдусевна
учитель-логопед,
воспитатель
МАДОУ “Детский сад №47 комбинированного вида
г. Казань, Республика Татарстан
В связи с созданием единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию и введением ФОП, разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций выдвигает свои цели и задачи для педагогов. Так как современные дети в период активного роста сталкиваются с обилием информации, зачастую полученную с помощью интернета и телевидения, которые в не достаточной силе воздействуют на развитие высших психических процессов. Поэтому речевое развитие дошкольников становится особенно актуальным. В каждой из образовательных областей ведется постоянная работа над развитием речи дошкольников посредством различных видов детской деятельности. Особенно важно уделять внимание в речевом развитии дошкольников формированию связной речи. И тут необходимо вести работу по нескольким направлениям.
Первое направление – структурное, включает формирование в речи детей разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического. В частности, в развитии словаря основное внимание уделяется смысловой стороне слова- его многозначности, синонимическим н антонимическим сопоставления 0и др.
Также необходимо формировать у детей начальные представления о словообразовательной системе родного языка, развития синтаксической стороны речи и ознакомить детей со звуковой стороной слова (звуковым и слоговым его строением, ударением), с составом производных слов, формирования элементарных знаний о словесном составе предложения, о строении связи; самого высказывания.
Все эти направления взаимосвязаны и определяют содержание и методы, которые позволяют обеспечить полноценное развитие связной речи детей. Так, элементарное осознание языковых явлений не только обогащает умственное развитие детей, знакомя их с определенной, новой для них сферой объективных явлений, но и, прежде всего, повышает эффективность овладения средствами родного языка. Ознакомление с семантическими отношениями между словами (синонимическими, антонимическими) позволяет дошкольникам более точно выражать мысль, отбирать наиболее подходящие слова Ознакомление детей с композицией рассказа служит формированию навыков и умений повествовательной речи. Вообще формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность, осознанность построения развернутого высказывания, устной монологической речи. Благодаря этому создается основа для успешного овладения в дальнейшем письменной монологической речью.
Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим, на всех других и занятиях, а также вне их — в играх, труде, в повседневной жизни. Однако на специальных речевых языковых занятиях развитие речи, обучение родному языку является центральным, доминирующим.
В обучении родному языку, в формировании речевых навыков и умений ведущим является не предъявление речевых образцов взрослого, хотя усвоение ре-чевых образцов и должно занимать определенное место, а формирование языковых обобщений. Примером таких обобщений является усвоение детьми способов словообразования (дом — домик, учитель — учительница и т. п.) .
При обучении детей родному языку на специальных занятиях предусматривается формирование элементарного осознания и явлений языка и речи: звукового и слогового строения слова, ударения, словесного состава предложения, словообразовательных отношений между словами и др. Такое осознание обогащает умственное развитие ребенка, поскольку вводит его в особую область объективных явлений, раскрывает новую сферу объективной действительности и вместе с тем обогащает овладение языком. При этом формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдены над языком, для саморазвития речи. Кроме того, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания, связной монологической речи, что особенно важно для подготовки к учению в школе.
Построение занятия по развитию речи основывается на принципе реализации взаимосвязей между различными разделам речевой работы в детском саду: воспитанием звуковой культуры речи, обогащением. и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, формированием элементарного осознания языка и речи. При этом на каждом занятии с детьми старшего дошкольного возраста основной задачей является развитие связной монологической речи.
По существу на протяжении всего дошкольного детства происходит формирование связной речи, только изменяются формы и уровень связности. усвоение разных уровней структуры языка осуществляется внутри тех или иных форм связного высказывания. Поэтому основной задачей развития речи дошкольников в детском саду является задача формирования связной речи. Естественно, удельный вес конкретных форм решения этой задачи меняется на протяжении всей работы по развитию речи в детском саду. На первый план она выступает в работе с детьми старшего дошкольного возраста, однако важно иметь представление о возможностях формирования связной монологической речи детей и в предыдущих возрастных группах.
Полноценное развитие связной речи не может быть обеспечено без удовлетворительного осуществления работы по формированию звуковой культуры речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. В отношении звуковой культуры речи особое внимание надо уделить интонационным характеристикам речи, так как, без интонационного оформления связное высказывание существовать не может.
В области развития словаря совершенствование содержания и методов должно состоять в преодолении узкого понимания задач обогащения словаря. Работа в этой области направлена прежде всего на семантическую сторону лексического развития речи детей. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показать, что она имеет значение, обозначает какой-то предмет, действие, качество (для этого, в частности, можно использовать сопоставление осмысленных слов с не имеющими значения звукосочетаниями). дети должны понимать слова «значит, «значение)>, «смысл, чтобы воспитатель мог включать их в формулировки заданий, например, в упражнения с синонимами и антонимами, с многозначными словами.
В области формирования грамматического строя речи первостепенной задачей является формирование грамматических обобщений, которые складываются сначала на неосознаваемом уровне, но постепенно, в результате специального обучения, могут достигать уровня элементарного осознания. На первый план здесь выступают усвоение словообразования и усвоения синтаксиса. Яркое явление детской речи – словотворчество выступает как показатель усвоения ребенком словообразовательных средств родного языка. Совершенствование содержания и форм работы с детьми над словообразовательными отношениями будет способствовать и лексическому и грамматическому обогащению речи ребенка.
Для формирования у детей умений преднамеренно, произвольно строить устное высказывание можно использовать и методические приемы, заимствованные из обучения письменной речи.
Главным показателем произвольности, осознанности построения высказывания является способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию. А потому в целях формирования связности необходимо обогащение речи детей сложными синтаксическими конструкциями, усвоение синонимических рядов, овладение многозначностью слов, средствами художественной выразительности речи.
Эту взаимосвязь необходимо выявлять и между другими сторонами речевого развития. Так, обогащение речи синонимами способствует усвоению такой важной формы связи в связном высказывании, как местоименная цепная синонимическая связь: «Кошка лежит на полу. Она свернулась клубочком. Мурлыка спит.» Подобные формы можно использовать в развитии речи детей даже младшего возраста, и однако такого рода высказывания – то уже подлинно связные высказывания.
Большинство слов любого языка по своему звучанию не имеет ничего общего с теми предметами и явлениями, которые ими обозначаются, называется. Потому важно показать детям различные звуковой и смысловой стороны слова. Для этого можно использовать синонимы (врач-доктор, близко-недалеко и т.п.) и омонимы – слова, одинаково звучащие, но различные по смыслу (ключ-«!»родник» и ключ – « то, чем отпирают замок» и т.п.) Ознакомление со звуковой стороной слова и одновременно с его смысловой стороной обогащает представления детей о слове как единице языка.
Для достижения задач Федеральной образовательной программы в условиях дошкольных учреждений и в основу содержания и методов речевого и в целом умственного развития детей положены критерии – создания оптимальных возможностей для выбора средств и форм воспитательного и развивающего воздействия и соответствия методики их применения возрасту детей.