Газимова Лилия Раисовна,
Шакирова Лилия Талгатовна,
Арефьева Римма Ханифовна,
Фасхутдинова Гульфина Алмасовна,
Шарипова Альбина Маратовна
воспитатели
МБДОУ «Сармановский детский сад №3 «Лейсан» Сармановский район,
село Сарманово, Республика Татарстан
“Ранний детский возраст является
одним из ключевых в жизни ребенка
и во многом определяет его
будущее развитие”
В.С.Мухина.
Как правило, в возрасте до 3 лет ребенок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду — одни из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. Понравится ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет ли себе друзей… Эти и еще многие вопросы волнуют каждого родителя. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Актуальность проекта
Попадая в дошкольное образовательное учреждение, все дети переживают стресс в разной степени. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, замедлению темпа психофизического развития и нарушению формирования основных базисных новообразований. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей раннего возраста, на наш взгляд, особое значение имеет профилактика дезадаптации.
Все чаще на практике приходится сталкиваться с проблемами дезадаптации и дисгармоничного развития детей раннего возраста. И даже воспитателям-профессионалам, имеющим большой стаж работы и знания, не всегда удается успешно применять в работе теоретические знания. А что делать родителям, которые не имеют профессиональных знаний и многолетнего педагогического опыта? Как помочь своему ребенку адаптироваться к новым условиям, сориентироваться в потоке новой информации, новых программ, модных тенденций в воспитании и обучении детей и как применить на практике, не навредив здоровью и развитию? Именно из-за этого некоторые мамы, столкнувшись с первыми трудностями в адаптации своего ребенка, решают не ходить в детский сад и оставаться вместе с ребенком дома чуть ли не до школы.
Именно поэтому данный проект по подготовке детей и родителей к поступлению в ДОУ актуален.
Условия адаптационной группы и специально разработанная программа позволит смягчить, минимизировать воздействие стрессовых факторов и способствовать благополучной адаптации детей к детскому саду.
При этом в реализацию данного проекта детский сад возлагает надежды на решение еще одной проблемы. В последние годы удручает тенденция уменьшения количества воспитанников. Связано это, с одной стороны, миграцией молодых семей, которые все чаще выбирают города. С другой стороны, достаточное количество детских садов в селе, и, в третьих, по религиозным убеждениям выбор родителей детского сада при мечети. В таких условиях оставаться конкурентоспособной нелегко. Нужны новые подходы для привлечения детей. И коллектив детского сада наряду уже с действующими проектами разработал новый для нашего села проект «Мама рядом», который представляет развивающие адаптационные занятия с детьми от года, потенциальными воспитанниками детского сада, вместе с матерями. Данный проект, надеемся, решит не только вопрос безболезненной адаптации ребенка в детском саду, но и привлечет заинтересованных родителей.
Цель проекта: разработка и реализация модели деятельности адаптационной группы для подготовки к поступлению в ДОУ, направленная на профилактику дезадаптации и дисгармоничного развития детей раннего возраста в период адаптации.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого-педагогические условия способствующие реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Разработать и реализовать программу «Мама рядом».
3.Мониторинг готовности детей к поступлению в ДОУ и адаптированности.
Целевая группа проекта: дети раннего возраста от 1 до 2 лет (потенциальные воспитанники детского сада) вместе с родителями (законными представителями).
Вид проекта: развивающий, адаптационный.
Сроки и место реализации проекта
Сроки реализации проекта: с 01 марта 2023 года по 31 мая 2023 года
Место реализации: село Сарманово, МБДОУ №3 «Лейсан»
Материальная база для реализации проекта
Предметно – развивающая среда в детском саду организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам ФГОС ДО. Все базисные компоненты предметно-развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Для укрепления психического и физического здоровья детей в ДОУ созданы комфортные условия. Предметно-развивающая среда ДОУ обеспечивает условия для развития, воспитания и обучения ребёнка, участвует в становлении личности и творческого потенциала дошкольника.
Материально-техническое обеспечение детского сада (наглядный, дидактический материал по образовательной деятельности: игрушки и дидактические пособия) отвечает современным требованиям.
Музыкально-спортивный зал оборудован фортепиано, баяном, звуковоспроизводящим оборудованием, детскими музыкальными инструментами, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми, ростовыми куклами, реквизитами, костюмами, декорациями для развивающих игр. Также оснащен крупными модулями, матами, гимнастическими скамейками, дугами для подлезания, мячами, обручами, массажными дорожками, гимнастической доской, кеглями и другим необходимым оборудованием для физического развития детей раннего возраста. Есть приспособления для закаливания детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр.
В методический кабинет собраны наглядный материал, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. В нем имеется достаточное количество учебно-методической и художественной литературы, которая ежегодно пополняется.
Педагогический ресурс для реализации проекта: воспитатели, в перспективе набирающие группу раннего возраста.
Содержание проекта
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 3-х месяцев согласно разработанной авторским коллективом детского сада адаптационно-развивающей программе. Занятия проходят по 45 минут с охватом игровой предметной, продуктивной (творческой) деятельности и двигательной активности с перерывами.
Родители, посещают развивающие занятия вместе с малышом. Занимаясь вместе с ребенком, родители узнают о том, какие развивающие игры и пособия необходимы детям в каждом возрастном периоде, научатся играть в коллективные, спортивные, музыкальные, подвижные, развивающие игры с ребенком, наблюдать за общением своих детей со сверстниками и взрослыми, а главное весь процесс протекает в совместной деятельности (дети и родители вместе играют, поют, конструируют, рисуют, лепят), что является важным составляющим в процессе гармоничного становления личности ребенка. Также, многие упражнения направлены на освоение социальных норм поведения.
Развивающие занятия проводятся именно в возрасте до двух лет, так как этот период наиболее благоприятен для успешного познания и гармоничного развития. Научно доказано, что количество нервных клеток у новорожденного почти такое же, как и у взрослого человека. Но клетки эти незрелые, а связи между ними слабые. Созревание связей между клетками головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. При этом легкость, с которой образуются межнейронные связи, постепенно угасает после трех лет, а после шести лет практически сходит на «нет». Получается, что именно в первые три года жизни ребёнок проще и успешнее всего познаёт новое и, следовательно, развивается. Другого такого благоприятного периода не будет.
Ребенок получает опыт коллективного общения, это поможет в дальнейшем ей легче адаптироваться к условиям детского сада.
Ожидаемые результаты.
1. Результатом данной работы является успешная адаптация и социализация детей к условиям детского сада.
2. Родители приобретают знания, умения и навыки в различных видах деятельности с детьми, учатся продуктивному построению совместных игр с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, области его актуального и ближайшего развития. Мамы обмениваются опытом в воспитании и развитии детей, анализируют собственные родительские позиции.
3. Установление доверительных отношений между матерью и ребёнком в младенческом возрасте, между ребенком и воспитателем, между матерью и воспитателем детского сада.
4. Всестороннее развитие (сенсорное, музыкальное, эмоционально-личностное, физическое, речевое, развитие самопознания, развитие общей моторной активности) малышей.
5. У родителей и малышей есть возможность бесплатно заниматься с детьми.
6. Увеличение количества детей, поступающих в ясельную группу.
Руководитель проекта: Газимова Лилия Раисовна
Авторский коллектив: Шакирова Лилия Талгатовна, старший воспитатель высшей квалификационной категории, Арефьева Римма Ханифовна, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории, Фасхутдинова Гульфина Алмасовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Шарипова Альбина Маратовна, воспитатель первой квалификационной категории
Способы и методика оценки эффективности деятельности проекта:
Анкета №1 для поступающих в группу носит информационный характер. Её задача получить первичные сведения о родителях и ребенке и узнать цель посещения группы.
Анкета № 2 носит результативный характер. Результаты демонстрируют уровень и качество полученных знаний родителей на совместных развивающих занятиях. А это и есть обратная связь. Так же данная анкета позволит ведущему увидеть динамику развития эмоциональ-ных взаимоотношений, динамику развития ребенка, сильные и слабые стороны работы в группе.
Перспективы развития проекта после его окончания:
1. Ежегодный набор новых групп с октября и марта текущего года.
2. Довести занятия до 2-х раз в неделю.
3. Увеличить услуги на платной основе за счет введения программы «Мама рядом».
Приложение: Рабочая образовательная программа для детей от 1года до 2-х лет «МАМА РЯДОМ».
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ИГРОВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Методы и приемы |
1 |
Знакомство. Разноцветные мячики |
Продолжать учить слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворений А. Барто «Наша Таня» , В. Берестова «Мяч», сопровождать игровыми действиями. Закреплять знания о мячах его свойствах и признаках. Развивать желание играть с мячом. Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, мышление. Учить детей выполнять массаж шариком СУ-Джок. |
Знакомство с детьми и родителями. Чтение стихотворений, игры с мячом. |
2 |
Собираем пирамидку |
Прививать интерес к совместным играм ( разбирать и собирать пирамидку, действовать с пирамидкой – строить дорожку из колечек). Формировать умение играть сообща, формировать умение сравнивать предметы по величине, группировать их по цвету, закреплять понятия «много», «один». Учить звукоподражать. |
Знакомство с пирамидой. Игра «Собери пирамиду», «Построй дорогу». |
3 |
Мишка в лесу |
Развивать у детей умение различать и называть диких животных; закреплять умение строить мост, подбирать по цвету; развивать внимание, ловкость; воспитывать дружелюбие. |
Чтение стихотворения «Мишка косолапый», игра «Что это?» |
4 |
Скачет зайка |
Побуждать детей узнавать знакомую игрушку-зайку. Воспитывать дружеские отношения во время игры. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на. |
Знакомство с зайчиком. Чтение стихотворения про зайку. |
5 |
Лошадка |
Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта. Развитие подражания действиям взрослого; развитие понимания речи. Развитие речевого слуха- умения слушать слова, произносить слова-звукоподражания. Уточнение и расширение пассивного словаря-названия частей тела животного. |
Знакомство с лошадкой. Чтение стихотворение А. Барто «Лошадка» |
6 |
Матрешка |
Познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешкой. Формировать способность к диалогической речи. Учить называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Развивать умения включаться в совместную деятельность. |
Знакомство с Матрешкой. Чтение стихотворения. Игры с матрешкой. |
7 |
Грузовик |
Познакомить детей с транспортным средством «Грузовой автомобиль», дать знания детям о профессии «Водитель», Закрепить знания детей о частях автомобиля. Развивать речь, внимание, наблюдательность, умение реагировать на сигнал. Воспитывать любознательность. |
Знакомство с грузовиком. Прослушивание песни про машину. Игра «Что это?» |
8 |
Большой – маленький |
Закрепление умения различать и называть предметы по размеру (большой и маленький). Обобщить знание детей по теме большой маленький. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя. Развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления. Способность к звукоподражанию. Воспитывать у детей радостный настрой. Чувство отзывчивости, желание помочь. Вызывать интерес и желание заниматься. |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы, дидактические игры. |
9 |
Веселый паровозик |
Формирование сенсорных способностей у детей. Развивать умение детей ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник), формировать умение бережно относиться к материалам, вызывать чувство радости от полученного результата. |
Рассматривание игрушек, показ приёмов техники пристёгивания прищепок, сюрпризные моменты, подвижная, пальчиковая, дидактические игры. |
10 |
Дождик и солнышко |
Формирование у детей активного и пассивного словаря через организацию различных видов деятельности. Развитие связной речи, формирование способности к диалогической речи. Формирование первичных представлений о природных явлениях и природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир. Развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Воспитание интереса к татарскому народному фольклору. |
Пальчиковая гимнастика, подвижная игра, проговаривание потешек, экспериментирование. |
11 |
Петушок |
Создание условий для формирования представлений об окружающем мире через разные виды деятельности, развивать речевую активность детей, упражнять их в умении соотносить действия со словами. Развивать умение детей принимать на себя игровую роль. Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятий, поощрять активность, любознательность, создать положительный настрой. |
Потешки, беседы, рассматривание иллюстраций семьи петушка, проведение пальчиковых и подвижных игр. |
12 |
Корова |
Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о корове как о домашнем животном. Учить различать по внешнему виду и называть корову и телёнка. Развивать понимание речи, мышление, наблюдательность. Упражнять в звукоподражании. |
Знакомство с коровой. Чтение стихотворение А. Барто «Бычок» |
13 |
Теремок |
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, побуждать к разыгрыванию знакомой сказки «Теремок», содействовать активному участию детей в игре. Учить узнавать сказочных героев из сказки «Теремок» и называть их. Продолжать развивать сенсорные способности детей, физические навыки, воображение, мышление; |
Чтение сказки «Теремок» |
14 |
Гуси-гуси |
Знакомить детей домашней птицей гусь. Расширять представление детей о домашних птицах: гусь, гусята. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Формировать познавательную активность, умение подражать голосом птиц. |
Потешки про солнышко, потешки про гуся, назвать цвета дощечек для мостика. |
15 |
Цыпленок и утенок |
Продолжать детей внимательно слушать художественные произведения, отвечать на вопросы, формировать способность к диалогической речи; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать желание и умение слушать художественное произведение, следить за развитием действия. Звукопроизношение в звукоподражаниях (ко- ко, пи- пи, кря- кря).Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, сохранять равновесие. Развивать мелкую моторику рук. |
Стихи и песни про цыплят, утят. Дидактические игры. |
16 |
Колобок |
Создать условия для вовлечения детей в мир сказки “Колобок», вызвать желание помочь сказочному персонажу. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Закрепить сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет предмета. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками. Воспитывать любовь к художественной литературе.
|
Чтение и инсценировка русской народной сказки «Колобок». Разучивание движений к игре-танцу «Серый волк». Дидактические игры на развитие сенсорных способностей. |
17 |
В гости к лисе |
Формирование умения называть цвет, величину предметов; узнавать в игрушке животного и называть его; расширение опыта ориентировки в собственных частях тела. Развитие у детей желания играть вместе с воспитателем в игры простого содержания. |
Потешки, игра «Прогулка в лес», игра «Лиса и зайцы». |
18 |
Ежик |
Познакомить детей с лесным жителем – ёжиком, его отличительными особенностями. Обучать детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
Рассматривание картин, Чтение стихотворения про ежика, дидактические игры. |
19 |
Рукавички |
Развивать эмоциональную отзывчивость на кукольное представление, учить внимательно, следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика) повадок животных – героев сказки. Стремиться создать атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, названия которому – театр! |
Чтение с детьми группы рассказа «Рукавичка», рассматривание иллюстраций к рассказу, игры с рукавичками. |
20 |
Аквариум |
Познакомить детей с жизнью аквариумных рыбок. Побуждать наблюдать за аквариумными рыбками, отмечать особенности их строения, поведения. Помочь детям осознать, что живая рыбка нуждается в уходе, бережном отношении. Воспитывать интерес к природе. |
Аквариум с рыбками. Корм для рыб. Рассматривание ракушек и камушек в аквариуме. Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице». |
21 |
Крупа, зернышки |
Дать знания об использовании разных видах круп, формировать представления о значении крупы для развития мелкой моторики рук и развития воображения, мышления. Познакомить детей с видами круп; Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. |
Разные крупы. Игры с крупами. |
22 |
Бусы для куклы |
Учить детей простейшим способам действий с предметами. Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Закреплять названия цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Сравнивать предметы по форме и группировать их по образцу. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Развивать осязание, совершенствовать у детей тактильные ощущения. |
Игры с шнурками, цветными крышечками, игры с куклой. |
23 |
Мойдодыр |
Познакомить с содержанием сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр». Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас. |
Чтение сказки, игры с водой, игра «Чистим зубы». |
24 |
Овощи и фрукты |
Развивать творческое воображение, художественные способности, учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. |
Чтение книг и рассматривание иллюстраций овощей и фруктов. Игры с муляжами фруктов и овощей. |
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРОДУКТИВНОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Вид деятельности Тема |
Цели и задачи |
Методические приёмы |
1 |
Знакомство Рисование «Разноцветные мячи» |
Учить оставлять отпечатки от штампа. Способствовать формированию умения обследовать формы предметов в воздухе и называть их цвета. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки рядом друг с другом Учить различать количество предметов: «много» и «один»; уточнять и закреплять знания цветов и форм. Воспитывать усидчивость и внимание. Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь |
На столе лежат листочки, крышечки-штампики и гуашь. Мы будем обмакивать крышечки- штампики в гуашь, и «печатать» мячи на листочках.. Сначало рисуем несколько мячей одного цвета. Затем салфеткой вытираем штампики и «печатаем» мячи другого цвета. (Обращаю внимание на то, чтобы дети правильно держали штамп в правой руке, а левой, чтобы придерживали трафарет). |
2 |
«Собери пирамидку» из фетра |
Развивать сенсорное и зрительное восприятие, мыслительные процессы, речь, учить различать предметы по размеру и цвету, выстраивать последовательность в зависимости от размера. : красный, синий, жёлтый, зелёный; -закреплять умение детей собирать и разбирать пирамидки, сравнивать колечки и пирамидки между собой (большая, маленькая). |
Сюрпризный момент, указания, поощрение, совместное выполнение работы, самостоятельное выполнение действий детьми, совместные действия, обыгрывание, поощрение. |
3 |
Рисование «Мишка» |
Учить закрашивать по контуру тычком (поролоном). 2. Закреплять представление о цвете (коричневый) 3. Учить находить сходство с игрушкой и радоваться результату. 4. Прививать интерес к нетрадиционным техникам рисования. |
На столах лежат нарисованные мишки, нужно им одеть толстую шубу. А чтобы шуба получилась пушистой, мы будем рисовать поролоном. Поролон у нас будет прыгать вверх- вниз. Посмотрите, как я буду раскрашивать: сначала по контуру, а потом всего медведя. Возьмите поролон и попробуйте – без краски- показать, как поролон будет сегодня рисовать (дети самостоятельно повторяют движения на листе бумаги). |
4 |
Рисование «Зайка» |
Задачи: -дать представление о жизни зайца в лесу зимой; -учить делать тычки губкой внутри контура; – побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями: глазки, снег; -формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором дети рисуют); – учить держать кисть: чуть выше наконечника, набирать краску на кисть, макая её концом ворса; – развивать эстетическое восприятие; -воспитывать интерес к рисованию. |
Прибегает зайка. Поздороваться с ним, рассмотреть (обратить внимание на то, что у зайца есть голова, туловище, лапки, длинные уши и короткий пушистый хвост). Особое внимание уделить цвету (какого цвета и почему). (Желательно что бы каждый ребёнок потрогал зайца – ощутил размер и форму туловища, головы, лап, хвоста, ушей). воспитатель показывает последовательность рисования зайчика. (Не забываем, что наш гость- игрушечный зайчик– смотрит на всех детей). |
5 |
«Сооружение загородки из кирпичиков для лошадки» |
Учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой, используя сюжетную фигурку. |
Предложить построить для лошадки загородку, чтобы не убежала .воспитатель дает детям по 4-5 небольших кирпичиков, следит, чтобы они плотно приставляли друг к другу кирпичики. |
6 |
Лепка «Печенки Матрёшкам» |
Учить детей раскатывать пластилин (Солёное тесто)прямыми движениями ладони. Знакомить с приемом сплющивания 2. Развивать моторику рук 3. Воспитывать аккуратность, вызвать желание приготовить угощение |
Предлагать приготовить угощение. Показать приемы лепки. Станет все зерно мукою Потечет мука рекою. Испекут нам из муки Булки, плюшки, крендельки Пирожки и колобки (дети загибают пальцы на каждое название хлебобулочных изделий) Дети стряпают печенье, звучит легкая музыка |
7 |
Рисование «Дорожка для грузовика» |
Создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих формированию интереса к рисованию. -учить детей правильно держать в руке карандаш; учить следить за движением карандаша по бумаге; рисовать «дорожки»-прямые»; продолжать знакомить с основным цветом (чёрный); – развивать мышление, воображение, речь, память; мелкую моторику рук. – Вызывать чувство радости от линий, которые дети нарисовали сами. Формировать правильную позу при рисовании. |
Мишка принёс маленькие машинки. Он хочет с вами покатать свои машинки по дорожкам, а дорожек у нас нет. Давайте поможем Мишке, нарисуем «дорожки» для машинок. |
8 |
Постройка башен из кубиков различной величины |
Учить детей правильному использованию различий в размерах предметов, употребляя слов большой, маленький |
Воспитательница сама ставит меньший куб на большой, называет размеры кубов, предлагая ребёнку подать ей то большой, то маленький куб, поставить маленький на большой. |
9 |
Рисование «Железная дорога» |
Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию. |
Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга. Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как. В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.
|
10 |
Рисование «Дождик» |
Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию. |
На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый? |
11 |
Лепка «Покормим курочек» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой (рис. 5). |
12 |
«Постройка сарая для коровы» |
Продолжать учить детей ставить кирпичики вплотную друг к другу в вертикальном положении на меньшее ребро; играть с постройкой, используя сюжетную фигурку |
Хозяин хочет построить сарай для коровы. Предлагать вместе строить. Каждый ребёнок получает 5-6 небольших кирпичиков |
13 |
Теремок из фетра |
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук; Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль; |
Родители с помощью шаблонов вырезают из фетра силуэты героев сказки, а дети выложат их на готовое полотно-Теремок. |
14 |
Рисование «Зелёная травка Гусям» |
Учить рисовать короткими штрихами, свободно располагать штрихи по всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику, представления о сенсорных эталонах (Цвет) Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и желание помогать им. |
Сюрпризный момент, игровой момент, игровая мотивация, показ, объяснение: Ой, ребятки, посмотрите, что-то наши гуси загрустили. Оказывается они очень любят грызть зеленую травку, но на улице сейчас нет зеленой травки. Что же нам делать, как помочь зайчику? Я, кажется, придумала. Мы с вами сейчас нарисуем травку для гусей. |
15 |
Рисование «Цыплята на лужайке» |
Вызывать положительные эмоции, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками и ладошками. Задачи: формировать бережное отношение к живым объектам. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить со свойствами красок и желтым цветом.. Изображать предметы равномерно по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, аккуратность. |
-Я покажу, как можно рисовать цыплят с помощью ладошки и пальчиков. Я обмакну ладошку в жёлтую краску и прикладываю её аккуратно к листу бумаги. Прижму и уберу. Видите, ладошка в краске. Нужно её вытереть салфеткой. Курочка зовёт цыпляток! Их мы нарисуем пальчиком и ладошками. Я обмакну ваши пальчики в жёлтую краску и тоже приложу к листочку. |
16 |
Лепим колобка |
Учить детей скатывать шарик из теста между ладонями круговыми движениями; закрепить знание желтого цвета; учить находить предметы круглой формы, желтого цвета; побуждать называть персонажей сказки; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь. |
Сначала разомнем наше тесто, чтобы оно стало мягким. Теперь из него можно лепить колобка. Кладем тесто на ладошку и скатываем кругообразными движениями ладоней в шарики. Какими движениями мы лепим? (Круговыми). Что лепим? (колобок). Получился колобок? (да). Какого он цвета? (желтого цвета). Какой он по форме? (круглый). Для кого мы лепим колобок? (Для бабушки и дедушки). В процессе лепки оказываю помощь детям. |
17 |
Постройка домика для Лисички |
Научить детей сооружать простую постройку, узнавать её и называть словом. |
Воспитатель показывает, как построить домик из куба и призмы. Рядом с домиком ставит фигурку лисички, Около домика растёт ёлочка. Затем раздаёт детям по кубику и призме и предлагает построить домики самостоятельно. |
18 |
Рисование «Ёжик» |
Учить рисовать ежа способом отпечатка ладони. Развивать мелкую моторику рук |
Чтобы нарисовать ладошками ежика, необходимо: плотным слоем равномерно распределить по поверхности ладони коричневую краску. Приложить к листу руку пальцами вверх. Оставить 4 отпечатка, расположив следы от ладони как можно ближе друг к другу (иголки ежика). |
19 |
Рисование «Укрась рукавичек» |
Учить рисовать при помощи штампа округлые формы; способствовать формированию умения обследовать формы предметов в воздухе и называть их цвета; располагать отпечатки рядом друг с другом. Учить различать количество предметов: «много» и «один»; уточнять и закреплять знания цветов и форм. Воспитывать усидчивость и внимание. Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь |
Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предлагаю малышу украсить орнаментом бумажные рукавички .Штампы берём разной формы |
20 |
Лепка «Рыбки» |
Создание условий для развития умения отщипывать маленький кусочек пластилина скатывать его в шарик и расплющивать на бумаге. Закрепить с детьми приемы налепа на вырезанный силуэт. Вызвать чувство радости от созданного; развивать мелкую моторику рук; |
Картонные заготовки (формы рыбок), Воспитатель: У вас на столах лежат рыбки разных цветов. Мы вместе украсим наших рыб разноцветными чешуйками и прикрепим им глазки. |
21 |
Рисуем манкой «Весёлые зверюшки» |
Развивать мелкую моторику, формировать точную координацию движений рук и пальцев в отдельности. Приобретается щипковый захват. Учить целенаправленным организованным действиям. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем все высшие психические процессы: внимание, способность к анализу, память, речь. Творческий процесс способствует сообразительности, воображению, учит ребенка выражать себя, испытываемые чувства посредством рисунка и игры. |
Нарисуйте силуэт рисунка карандашом на листе, и намажьте контур клеем. Попросите малыша насыпать манку сверху на рисунок, пусть засыпет весь. Дождитесь чтобы клей высох, и можно сдувать лишние крупинки. На листе останется только «маночный» силуэт. Такое волшебное превращение вызовет восторг у ребенка. Как вариант, намазывать клеем не обязательно только контур, можно нанести клей на поверхность самого изображения. (Манку можно заранее окрашивать в разные цвета) |
22 |
Лепка «Рассыпались мамины бусы» |
Развивать умение отщипывать от пластилина небольшие кусочки; и |
А чтобы было хорошо лепить, сначала нам надо сделать пластилин мягким,. Давайте погреем его в своих ручках, и разомнем его. Возьмите большой кусок пластилина и отщипните от него маленький кусочек. Теперь скатайте маленький шарик. |
23 |
“Полотенце пушистое” |
Развивать у детей навыки рисования красками горизонтальных линий на полоске бумаги |
Воспитатель раздает детям листы бумаги в виде полотенца, предлагает нарисовать горизонтальные линии, обращает внимание на то, как держать кисть, набирать краску из баночки, вести кисть в одном направлении, не выходя за границы. |
24 |
«Соберём ягоды в вазу» |
Учить рисовать пальцем «ягоды»; различать и называть красный, желтый цвет; развивать речь детей; развивать аккуратность при работе с краской. |
Обмакиваем указательный палец в красную краску и прикладываю в внутри посуды. Таким образом наполняем посуду. Мизинцем можно рисовать листья. |
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
1. «Мяч» Задачи: Знакомить детей ходьбой и бегом в заданном направлении, гурьбой, развивать умение сохранять равновесие, упражнять в прокатывании мяча, ползании на четвереньках с опорой на ладони и колени.
«Зайчата играют с мячом» Прокатывание большого мяча.
Подвижная игра: «Догони мяч» Прокатывание мяча в прямом направлении, догнать мяч, принести.
Ходьба за воспитателем.
2. «Пирамида» Задачи: Ходьба и бег по кругу, остановка по сигналу, выполнение заданий – «Лягушки», «Цапля», «Заяц».
Ходьба по гимнастической доске, руки в стороны.
Подвижная игра: «Пирамида» Прокатывание мяча вокруг пирамиды в одну и в другую сторону.
3. «Мишка» Задачи: Упражнять детей в ползании по гимнастической скамейке, в прокатывании большого мяча, способствовать формированию правильной осанки.
Ползание на четвереньках «змейкой» между стойками «как медвежата, по тропинке, ищут малину вкусную»
Подвижная игра: «Найди свой дом»
Игра малой подвижности «Пройди тихо»
4. «Зайка» Задачи: Учить детей ходить, сохраняя равновесие, упражнять в ползании на четвереньках под дуги, закрепить навык ходьбы и бега в колонне по одному, не наталкиваясь друг на друга.
«К зайке – в гости» Подлезание на четвереньках, опираясь на ладони и колени под дуги. Погладим зайку, он шубу сменил.
Подвижная игра: «Зайцы и волк»
Ходьба в колонне по одному за самым быстрым «волком».
5. «Лошадка» Задачи: Упражнять детей в подпрыгивании и в прыжках с продвижением вперед, закрепить навык ходьбы между предметами.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. «Лошадки»
Игровые упражнения:
«Принеси мяч»
«Пройди – не задень»
6. «Матрешка» Задачи: Закрепить навыки ходьбы и бега в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу, упражнять в прокатывании, бросании, ловле мяча.
Ловить мяч, брошенный воспитателем, бросить обратно воспитателю (0,5м)
Подвижная игра: «Самолёты»
7. «Грузовик» Задачи: Знакомить детей ходьбой и бегом в заданном направлении, упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному, прокатывании мяча друг другу, ползании
Прокатывание мячей друг другу из исходного положения: сидя ноги врозь.
Подвижная игра: «Автомобиль и воробьи»
8. «Большой- маленький» Задачи: Учить детей перешагивать предметы, упражнять в сохранении равновесия,
Равновесие – ходьба, перешагивая через кубики, руки на поясе.
Подвижная игра: «Маленькие и большие»
Игра малой подвижности «Найди свой домик»
9. «Паровозик» Задачи: Упражнять в ходьбе и беге по кругу, в перепрыгивании через шнур.
Перепрыгивание через шнур внутрь круга «прыжок в воду лягушек»
Подвижная игра: «Паровозик»
Игра малой подвижности «Похлопаем в ладоши»
10. «Дождик и солнышко» Задачи: Упражнять в ходьбе и беге по кругу, в ползании по скамейке на ладонях и коленях.
Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик»
11. «Петушок» Задачи: Учить детей ходить по наклонной доске, сохраняя равновесие, закрепить навык ходьбы и бега в колонне по одному, не наталкиваясь друг на друга.
Ходьба по наклонной доске, вверх и вниз, руки в стороны, сохраняя равновесие.
Подвижная игра: «Наседка и цыплята»
12. «Корова» Задачи: Учить прыжкам в длину с места, упражнять в ходьбе и беге по кругу, сохранении равновесия.
Ходьба по гимнастической скамейке, руки на пояс.
Подвижная игра: «Найди свой дом»
13. «Теремок» Задачи: Учить детей ходить по наклонной доске, сохраняя равновесие, упражнять в ползании на четвереньках под дуги, закрепить навык ходьбы и бега в колонне по одному, не наталкиваясь друг на друга.
1) Ходьба по наклонной доске, вверх и вниз, руки в стороны, сохраняя равновесие.
2) Ползание на четвереньках по прямой линии, пролезть через обруч.
Подвижная игра: «Воробышки и кот»
Ходьба в колонне по одному за самым быстрым «котом».
14. «Гуси-гуси» Задачи: Упражнять в прыжках, формировать правильную осанку. Закрепить перепрыгивание через шнур, ползание по скамейке.
15. «Цыпленок и утенок» Задачи: Формировать правильную осанку. Закрепить перепрыгивание через кубики, ползание по гимнастической доске.
1) Равновесие – ходьба, перешагивая через кубики, руки на поясе.
2) Ползание по гимнастической доске.
Подвижная игра: «Наседка и цыплята»
Ходьба за воспитателем, руки к плечам – крылья птичек «Птенчики ищут зернышки, клюют»
16. «Колобок» Задачи: Упражнять в ходьбе и беге с выполнением заданий по сигналу, упражнять в ходьбе и беге с перешагиванием.
Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12–18 см.
Подвижная игра: «Птички в гнездышках»
17. «Лисичка» Задачи: Учить приземляться мягко после прыжков, энергично отталкивать мяч при прокатывании.
1) «Поймай бабочку» – прыжки на месте.
2) «Догони мяч» Прокатывание мяча в прямом направлении, догнать мяч, принести, показать «Лисе»
Подвижная игра: «Лиса и зайцы»
18. «Ёжик» Задачи: Упражнять в ползании, в сохранении равновесия, закреплять навыки ходьбы переменным шагом через рейки, шнуры.
1) Ползание на четвереньках, опираясь на ладони и колени до игрушки «Зайка», погладить её и обратно возвращаться бегом.
2) «Зайчата играют с мячом» Прокатывание большого мяча.
Подвижная игра: «Мыши в кладовой»
19. «Рукавички» Задачи: Ходьба по наклонной доске, сохраняя равновесие. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, формировать правильную осанку.
Ходьба по наклонной доске, руки в стороны.
Подвижная игра: «Мой весёлый эвонкий мяч»
20. «Аквариум» Задачи: Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, формировать правильную осанку. Закрепить перепрыгивание из обруча в обруч.
Прыжки из обруча в обруч.
Подвижная игра: «Поезд»
21. «Крупа и зернышки» Задачи: Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, формировать правильную осанку. Закрепить ползание по скамейке.
Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, опираясь на ладони и колени.
Подвижная игра:
22. «Бусы» Задачи: Закрепить перешагивание через палки, ползание по гимнастической доске.
1) Перешагивание через палки.
2) Ползание по гимнастической доске, опираясь на ладони и колени.
Подвижная игра: «Самолёт»
23. «Мойдодыр» Задачи: Закрепить навыки ходьбы и бега в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу, упражнять в прокатывании, бросании, ловле мяча, в сохранении равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
1) Перекатывание мяча друг другу с мамой.
2) Ходьба по дорожке, уменьшенной площади.
Подвижная игра: «Воробышки и кот»
Ходьба в колонне по одному за самым быстрым «котом».
24. «Овощи и фрукты» Задачи: упражнять в ходьбе по наклонной доске, вверх и вниз,, сохраняя равновесие, в ползании по скамейке.
1) Ходьба по наклонной доске, вверх и вниз, руки в стороны, сохраняя равновесие.
2) Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, опираясь на ладони и колени
Подвижная игра: «Принеси мячик»
Игра малой подвижности «Овощ или фрукт?»