Шулаева А.Т.,
Шайдуллина Ф.Я.
методист первой квалификационной категории
педагог-организатор
МБУДО ЦДТ «ТАНКОДРОМ»
г. Казань, Республика Татарстан
Неотъемлемой частью жизни современного человека стали цифровые технологии. Они вошли во все сферы деятельности человека и очень широко применяются как инновационные технологии. Образование, естественно, не стало исключением. Весной 2020 года всей системе образования пришлось очень быстро перейти на дистанционную форму обучения. Не обошло это и дополнительное образование. Для методистов, педагогов дополнительного образования основной целью работы явился подбор оптимальных в использовании программных продуктов, необходимых для работы педагога. Это освоение новых программ и разработок для пользователей программного обеспечения. Начали широко применяться приложения и гаджеты в практической работе с детьми. В это время стал активно использоваться методический банк Центра, где были собраны разнообразные аудио- и видео-материалы, собранные ранее. Серьезным испытанием стало отсутствие у педагогов опыта преподавания на онлайн-платформах, использование ноутбуков, компьютеров, телефонов в образовательной деятельности. Еще одна из проблем, которая возникла в период перехода на дистанционное образование — удержание внимания и поддержание интереса к онлайн занятиям.
Многих специалистов в сфере дополнительного образования затронула дистанционная форма обучения, появилась необходимость освоения новых технологий в практической деятельности. В помощь педагогам сегодня создано огромное количество игр и приложений. Именно поэтому знание и умение пользоваться приложениями являются неотъемлемым требованием для современного педагога. Важность и полезность технологий в учебном процессе заключается в том, что технологии мотивируют и вовлекают учеников, повышают привлекательность уроков и, конечно же, что немаловажно, экономят время.
Современные образовательные технологии направлены на то, чтобы:
стимулировать активность учащихся; развивать у учащихся навыки самостоятельной работы; помочь раскрыть творческие способности; мотивировать детей к учебе посредством интерактивности и индивидуализации обучения.
Важно помнить о главной цели педагога дополнительного образования, которая, как мы считаем, заключается в том, чтобы не просто научить, развить, воспитать ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, развиться, воспитаться. Однако умения пользоваться цифровыми технологиями мало, если педагог любит свой предмет, взаимопонимание, рефлексивность, заинтересованность детей к изучаемому приходит обязательно. Такой педагог находится в постоянном поиске новых методик и возможностей.
В чем же достоинства и недостатки цифровизации. Плюсы цифровизации:
1. Приучение к самостоятельности. Новая система обучения будет ориентирована на самостоятельную работу ребенка с ресурсами знаний. Ребенок с детства понимает, что он сам должен стремиться к знаниям. Такой подход к воспитанию в дальнейшем сделает характер человека более твердым и позволит добиться высоких результатов в учебе.
2. Экономия. Так как цифровизация практически полностью исключает бумажные затраты родителей на покупку тетрадей, учебников, ручек и
прочих канцелярских товаров значительно снизятся.
3. Отсутствие бумажных носителей. Вес учебников и тетрадей в сумках детей оказывает пагубное влияние на здоровье детей. Как следствие развивается сколиоз и другие недуги. Цифровое образование может решить эти проблемы. На смену учебникам придут компьютеры, а тетради заменят планшеты.
4. Упрощение работы педагогов. Профессия педагога является сложной, энергетические и нервные затраты на воспитание молодых талантов огромны. Цифровые технологии предполагают помощь педагогу дополнительного образования в своей работе. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Учащиеся обращаются за помощью к педагогу только в спорных вопросах.
5. Шаг в будущее. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем. В настоящее время развитие науки идет огромными темпами, каждый день появляются новые структуры.
Недостатки онлайн-образования:
1. Риск отрицательного результата. Нет возможности сказать, будет ли такое новшество положительным. Данная система будет применяться впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.
2. Отсутствие творчества. Доказано, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Это способствует развитию творческих способностей, но цифровые технологии исключают возможность проявить себя. Ребенок быстро привыкает к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.
3. Снижение умственной активности. Людям нет нужды размышлять о чем-то, они перестают самостоятельно добывать информацию. В интернете можно узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительной способности.
4. Плохая социализация. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Ребенок, приходя в учреждение образования, попадет в другой социум, в такой ситуации он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом.
5. Проблемы физического развития. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экраном приводит к глазной усталости. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов, мышц.
6. Абсолютный контроль. Это относится к ученикам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье, происходит тотальный контроль общества.
Таким образом, подобранные программы позволят педагогу сделать учебный процесс не менее интересным и эффективным, чем при использовании традиционных методов обучения. Информатизация образования подразумевает под собой приучение детей к самостоятельности и развитие навыков работы с ресурсами знаний.
Литература
- Адольф В. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Almamater: Вестник высшей школы. 2006. № 10. с. 18–20.
- Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 2. с. 9–14.
- Жигунова Т. П. Отношение педагога к инновациям: социальный анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.06. Екатеринбург: Б.и., 2002. 23 с.
- Крысанова О. Инновационная активность как компетенция современного учителя // Высшее образование в России. 2008. № 12. с. 145–148.
- Сластина В. А. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997. 224 с.
- Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. Москва: Academia, 2018. 206 c.
- Тулупова О. В. Технология научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов в муниципальной системе образования // Методист. 2011. № 5. с. 16–20.