Киосова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №183»
г. Казань, Республика Татарстан
Цель занятий: способствовать развитию необходимых коммуникативных навыков и качеств личности подростка, позволяющих осуществлять формирование сплоченного классного коллектива и тем самым обеспечить предупреждение конфликтных ситуаций в среде сверстников
Задачи: развивать следующие умения у учащихся:
· доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
· уважения в себе и к окружающим;
· чуткость, внимание, эмоционально сопереживать однокласснику;
· сотрудничать и действовать сообща, согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
Понедельник
1. Открытие недели дружбы в классе. Выступление учителя в образе врача(белый халат, градусник, стетоскоп), который сообщает ребятам, что их класс заболел. В нем поселилась травля. Нужно немедленно вылечиться!Далее следует беседа о том, как ученики понимают слово болезнь; что испытывают, когда болеют, как лечатся.
Чтобы проиллюстрировать динамику взаимоотношений в классе, вешали в начале дня распечатанный термометр. Различные конфликтные ситуации, стычки фиксировались на его шкале. В конце каждого учебного дня делали вывод.
2.Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:
– Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руку)
– Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера)
– Где ты был? (Осторожно треплют ухо)
– Я скучал! (Складывают руки на груди)
– Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
– Хорошо! (Обнимаются)
После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.
Возможно выполнение игры с соседом по парте, затем с ребятами, сидящими впереди и позади.
3. Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:
- Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
- Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
- Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Вторник
1. Проведение игры ” Здравствуй, друг!”
2. Чтобы помочь детям быстрее запомнить имена одноклассников, рекомендуется провести игру «Мы идем в поход», в которой используется прием ассоциации. Детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей. Каждому следует произнести фразу «Меня зовут…, и я беру с собой…». При этом ребенок должен указать такой предмет, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Такую игру можно проводить несколько раз, предлагая детям собраться в библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.
3. Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.
Среда
1. Проведение игры ” Здравствуй, друг!”
2. Упражнение, которое поможет ребенку выразить свою индивидуальность «Автопортрет». Детям нужно нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
Обсуждение, сплочение в группы по общности интересов, увлечений, пристрастий.
Четверг
1. Проведение игры ” Здравствуй, друг!”
2. «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.
3. «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:
- составить слово;
- составить пример;
- составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.
Пятница
1. Проведение игры ” Здравствуй, друг!”
2. Защита творческих проектов “Наш дружный класс”.
3. Подведение итогов недели дружбы. Рефлексия. Распределить на доске “термометры” со всей недели, обсудить, проанализировать динамику.
После успешной недели дружбы возможны поощрения: совместный поход классом в кино, музеи; мастер классы.