Вдовина Марина Васильевна
методист
МБОУ ДО Центр детского технического творчества
г.Бугульма
ПРОГРАММА
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
«ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
программа ориентирована на молодых специалистов, имеющих стаж работы менее 3-х лет; педагогов, не имеющих педагогического образования и опыта работы с детьми
срок реализации: 3 года (72 часа)
Разработчик:
Вдовина Марина Васильевна,
методист МБОУ ДО
Центр детского технического творчества
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
г. Бугульма
Оглавление
1. |
Пояснительная записка…………………………………………….. |
3 |
2. |
Организационно-педагогические условия………………………… |
8 |
3. |
Учебный план………………………………………………………. |
10 |
4. |
Содержание деятельности работы по программе………………… |
13 |
5. |
Список литературы………………………………………………… |
15 |
Приложение ………………………………………………………… |
17 |
1. Пояснительная записка
Актуальность
Повышение качества кадрового потенциала – необходимое условие модернизации системы образования Российской Федерации. Современное дополнительное образование детей остро нуждается в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности.
Вновь пришедшие молодые педагоги сталкиваются с проблемами адаптации в коллективе, методикой проведения занятий, незнания своих прямых должностных обязанностей.
В МБОУ ДО Центр детского технического творчества всегда остается актуальным направлением деятельности всесторонняя поддержка, формирование и развитие кадрового потенциала. Данное направление включает работу по совершенствованию мастерства педагогов и формированию у них мотивации на профессиональное развитие: обучение, консультирование, аттестация, профессиональные курсы, приобщение молодых педагогов к традициям Центра и поиску инновационных идей.
Коллектив Центра постоянно работает над совершенствованием организации управления и отслеживанием эффективности процесса повышения профессионального роста молодого педагога дополнительного образования.
Индивидуальные консультации не всегда эффективны, поскольку у многих отсутствуют базовые знания и умения, необходимые современному педагогу дополнительного образования. В связи с этим возникла идея создания «Школы молодого педагога», с помощью которой происходит освоение содержания и технологии деятельности педагога дополнительного образования. Занятия в Школе молодого педагога дают возможность постепенного, поэтапного вхождения в профессию.
Цель программы: планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления и развития посредством оказания методической поддержки.
Задачи программы:
- Оказание методической помощи педагогическим работникам в изучении нормативно-правовой базы учреждения.
- Содействие ускорению процесса профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов.
- Установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами. Организация наставничества (обучение молодых педагогов передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказание методической и практической помощи).
- Формирование психологической компетентности в соответствии с особенностями Учреждения и контингента обучающихся.
- Организация методического сопровождения молодых педагогов в создании и реализации образовательных программ и инновационных проектов.
- Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном образовании.
- Приобщение к традициям Центра.
Теоретическое обоснование вопроса
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
ІІ этап – 2-й год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других образовательных организаций, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. Активно привлекается к показу занятий на уровне своего учреждения.
ІІІ этап – 3-й год работы: происходит совершенствование, саморазвитие, складывается система работы, имеются собственные наработки.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, поэтому к каждому педагогу надо подходить индивидуально. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного профессионализма, без авансирования поддержки и снисхождения. У тех, кто в первый год своей работы не получил поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности, которое препятствует их профессиональному росту. Эффективность методической работы с молодыми педагогами в том, что перечень методических мероприятий образует систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, и в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья обучающихся.
Систематизация, системный подход в работе с кадрами, построение системы чего–либо вместо разрозненных частей, компонентов, фрагментов, элементов и т.д. – это очень важный фактор.
Реализацию данного направления призвана осуществлять методическая служба Центра.
В реализации программы участвуют молодые специалисты, имеющие стаж работы менее 3-х лет; педагоги, не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми.
Срок реализации программы
3 года
Объем программы:
72 часа
Форма и режим занятий:
Первый год обучения 24 часа в год (4 часа в месяц, т. е. 2 раза по 2 часа).
Второй год обучения 24 часа в год (4 часа в месяц, т.е. 2 раза по 2 часа).
Третий год обучения 24 часа в год (4 часа в месяц, т.е. 2 раза по 2 часа).
Формы работы:
- Коллективные формы работы:
- педагогический совет;
- методическое объединение педагогов дополнительного образования;
- педагогические семинары;
- педагогическая гостиная;
- обзор педагогической литературы;
- мастер-классы.
- Индивидуальные формы работы:
- консультации;
- практические занятия;
- посещение занятий, мероприятий опытных педагогов Центра.
- Редакционно-издательская деятельность:
- памятки;
- рекомендации;
- тематические папки.
Планируемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:
– теоретические знания;
– практические умения и навыки;
– личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате обучения педагоги:
- будут знать основные нормативные документы;
- приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями (законными представителями);
- приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию наставничества;
- сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива;
- каждый молодой педагог разработает свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу;
- овладеют технологией проектирования;
- познакомятся и приобщаются к традициям учреждения.
Формы подведения итогов реализации программы:
В начале 3 года работы молодой педагог сам выбирает формы и способы повышения квалификации и способы презентации результатов. Задача администрации – предоставить максимальные возможности для самопрезентации молодого специалиста. В течение года проходит деловое обсуждение реальных случаев профессиональной деятельности, что позволяет адекватно оценивать действия другого и поддерживать свою профессиональную форму. Молодой специалист активно привлекается к участию в работе педагогических советов, методического объединения педагогов Центра, семинаров, творческих недель, открытых занятий.
2. Организационно-педагогические условия
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства молодых педагогов, работающих в сфере дополнительного образования от 1 года до 3-х лет.
В структурно – содержательной части программы выделены следующие основные направления:
- Дидактическая подготовка (содержание образования, общеобразовательной программы, методы, приемы, технологии обучения).
- Воспитательная подготовка (методы создания, укрепления и развития детского коллектива, организации детского самоуправления, технологии организация и проведения походов, экскурсий, диспутов по актуальным проблемам, современные приёмы и формы работы с родителями).
- Психологическая подготовка (профессиональная и социальная адаптация педагога, организация деятельности детского коллектива, с учетом возрастных особенностей и способностей воспитанников).
- Подготовка педагогов в сфере информационно-коммуникативных технологий (создание, накопление и использование педагогом цифровых образовательных ресурсов для самостоятельного конструирования занятий; применение компьютера в качестве технического средства для конструирования занятий; использование компьютера именно как интеллектуального средства обучения на занятиях).
- Правовая подготовка (изучение нормативно-правовой базы учреждения).
Педагогические принципы, лежащие в основе реализации программы
- принцип научности предполагает достоверность информации;
- принцип взаимоуважения – все общение с педагогом должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом коллектива;
- принцип личностного подхода – личность каждого педагога является непреложной ценностью;
- принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации успеха);
- принцип интерактивного обучения (методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых педагоги занимают активную позицию в процессе получения знаний).
Методическое обеспечение программы:
- Нормативно-правовая база Учреждения.
- Анкеты, диагностики и т.п.
- Материалы для обучения:
- методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- программно-методическое обеспечение педагога дополнительного образования;
- портфолио педагога дополнительного образования;
- презентации.
- Раздаточные материалы:
- памятки;
- рекомендации и т.п.
- Разработки сценариев.
- Конспекты занятий.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(на 8 месяцев)
№ |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Всего, ч. |
I. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК |
16 |
1. |
Изучение нормативно-правовой базы учреждения |
2 |
2. |
Закономерности и принципы дидактики |
2 |
3. |
Педагогика творчества |
2 |
4. |
Педагогическая культура и этика |
2 |
4. |
Организация системы работы с родителями |
2 |
5. |
Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия |
2 |
6. |
Технология педагогического портфолио |
2 |
7. |
Воспитательная деятельность в объединении |
2 |
П. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК |
4 |
1. |
Основы конструктивного общения в педагогическом коллективе |
2 |
2. |
Роль педагога в детском коллективе |
2 |
Ш. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК |
2 |
1. |
Формы и методы диагностики в дополнительном образовании |
2 |
IV. |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Круглый стол по итогам года. Успехи и трудности |
2 |
ИТОГО: |
24 |
Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(на 8 месяцев)
№ |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Всего, ч. |
I. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК |
16 |
1. |
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогических работников |
2 |
2. |
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса |
2 |
3. |
Игровые методы обучения |
2 |
4. |
Педагогическое проектирование в учреждении дополнительного образования |
2 |
5. |
Современные технологии проведения занятий в УДО |
2 |
6. |
Современные приёмы и формы работы с родителями |
2 |
7. |
Воспитание в образовательном процессе |
2 |
8. |
Методика организации воспитательной работы в объединении в каникулярное время |
2 |
П. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК |
4 |
1. |
Пути управления конфликтной ситуацией в детском коллективе |
2 |
2. |
Психологическое сопровождение образовательного процесса |
2 |
Ш. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК |
2 |
1. |
Мониторинг образовательного и воспитательного процессов |
2 |
IV. |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита учебно – методической документации педагога |
2 |
ИТОГО: |
24 |
Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(на 8 месяцев)
№ |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Всего, ч. |
I. |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК |
16 |
1. |
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в конструировании занятий |
2 |
2. |
Структура написания самоанализа |
2 |
3. |
Структура интегрированного занятия |
2 |
4. |
Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ОУ |
2 |
5. |
Использование в практике инновационных педагогических технологий |
2 |
6. |
Технология изучения и обобщения педагогического опыта |
2 |
7. |
Современные технологии воспитания. Авторские воспитательные системы. |
2 |
8. |
Системный подход к организации работы с родителями |
2 |
П. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК |
4 |
1. |
Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с одаренными детьми. |
2 |
2. |
Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить. |
2 |
Ш. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК |
2 |
1. |
Система использования педагогических диагностических методик в образовательном процессе |
2 |
IV. |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Конкурс «Лучший молодой педагог года» |
2 |
ИТОГО: |
24 |
Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц
4. Содержание деятельности работы по программе
Реализация программы |
Характеристика деятельности |
Задачи |
Первичная адаптация молодых специалистов (длительность этапа: 2-3 месяца). |
Этот этап включает в себя знакомство молодых педагогов Центра с его традициями, особенностями учебно-воспитательного процесса, нормативно-правовой базой, правами, обязанностями т.д. |
1. Познакомить молодых педагогов с особенностями учебно-воспитательного процесса в Центре, нормативно-правовой базой. 2. Формировать мотивацию на достижение профессионального результата. 3. Формировать готовность к работе в команде и к самостоятельной работе. |
Период изучения педагога в процессе его деятельности (длительность этапа: 1 год работы молодого педагога). |
На этом этапе осуществляется изучение деятельности педагога, его личностных качеств, уровень его профессиональной подготовки, методики преподавания; выявляются затруднения; оказывается индивидуальная предварительная помощь. |
1. Наблюдение и анализ за деятельностью педагога. 2. Формирование умения решать поставленную задачу с оценкой ресурсов для ее решения. 3. Формирование собственного понимание смысла и назначения работы. |
Период наставничества (длительность этапа: 1 – 2 год работы молодого педагога). |
Овладение практическими навыками организации учебно-воспитательного процесса, приобретение молодым педагогом практических навыков, необходимых для работы. |
1. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога. |
Самообразование педагога (длительность этапа: 3 год работы молодого педагога). |
Повышение качества преподавания. Формирование у начинающего педагога дополнительного образования активности, самостоятельности. |
1. Организация работы по самообразованию, самосовершенствованию молодых педагогов. 2. Развитие творческой активности педагогов. |
Подведение итогов работы по программе (длительность этапа: 2-ое полугодие 3 года работы). |
Установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и другими участниками образовательного процесса. Овладение необходимыми практическими навыками организации учебно-воспитательного процесса. Общая предрасположенность к работе в Центре, удовлетворенность профессией. |
Подведение итогов работы с молодым специалистом по программе. |
5. Список литературы
Используемая литература
1. Белова В. А. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2 / В.А. Белова, И.Г. Корнеева. – М.: Перспектива, 2014. – 128 c.
2. Березина В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2013. – 512 c.
3. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. – М.: Просвещение, 2015. – 320 c.
4. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2015. – 256 c.
5. Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. – М.: Феникс, 2016. – 352 c.
Рекомендуемая литература
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
2. Приказ Минобрнауки России№ 196 от 09.11.2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) «О направлении информации» от 18.11.2015 № 09-3242.
6. Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования. – Москва, ГАОУ ВО «МГПУ», АНО ДПО «Открытое образование», 2016.
7. Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ ГБУ ДО «РЦВР», 2017 г.
8. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. – М.: Современный гуманитарный университет, 2013. – 161 c.
Интернет-ресурсы
1. Интернет-ресурсы: www.metobraz.ru
2. http:///www.iprbookshook.ru Электронная библиотека.
Приложение 1
ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ
«ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
1 год обучения
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Собеседование с молодым специалистом, выбор педагога-наставника Занятие 1. Изучение нормативно-правовой базы учреждения (Знакомство с правилами оформления документации, журналов, планов). Занятие 2. Закономерности и принципы дидактики. Консультация «Программа педагога дополнительного образования. Формирование учебно-методического комплекта». Консультация «План работы педагога дополнительного образования». |
сентябрь сентябрь |
Зам.директора по УВР, методист Зам.директора по УВР, методист Методист Методист Методист |
2. |
Занятие 1. Педагогика творчества Занятие 2. Педагогическая культура и этика. Методическая папка «Организация, структура и конструирование занятия в системе дополнительного образования». Консультация «Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения». |
октябрь |
Методист |
3. |
Занятие 1. Организация системы работы с родителями. Занятие 2. Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия. Педагогическая гостиная «Имидж современного педагога». Консультация «Педагогический анализ и самоанализ занятия». |
ноябрь |
Зав.орг.массовой работой Методист Зав.орг.массовой работой Методист |
4. |
Занятие 1. Технология педагогического портфолио. Занятие 2. Воспитательная деятельность в объединении. Посещение занятий, мероприятий опытных педагогов МБОУ ДО ЦДТТ с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. |
декабрь в течение года |
Методист Зав.орг.массовой работой Методист, педагог-наставник |
5. |
Занятие 1. Основы конструктивного общения в педагогическом коллективе. Занятие 2. Роль педагога в детском коллективе. Посещение занятий молодых специалистов администрацией МБОУ ДО ЦДТТ. |
Январь в течение года согласно графика |
Психолог (приглашенный) Методист Зам.директора по УВР, методист |
5. |
Занятие 1. Формы и методы диагностики в дополнительном образовании. Консультация «Контрольно-диагностическая деятельность в образовательном процессе». Организация индивидуальных занятий с различными категориями обучающихся (одаренные, талантливые дети). |
февраль |
Методист Методист Педагог-наставник |
6. |
Занятие 1. Составление отчета о реализации общеобразовательной программы. работа с учебно-методической документацией. Посещение молодыми педагогами занятий, мероприятий воспитательной, патриотической и профориентационной направленности. |
март в течение года |
Зам.директора по УВР Зав.орг.массовой работой, методист |
7. |
Итоговое занятие Отчет молодых педагогов по темам самообразования. Круглый стол по итогам года. успехи и трудности. |
апрель апрель-май |
Методист Зам.директора по УВР, методист, педагоги-наставники. |
«ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
2 год обучения
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Занятие 1. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагогов. Занятие 2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Мастер-класс «Технология составления самопрезентации». Самопрезентация «Моя профессия – педагог». |
сентябрь |
Методист Методист Педагог ЭВТ |
2. |
Занятие 1. Игровые методы обучения. Занятие 2. Педагогическое проектирование в учреждении дополнительного образования. Обучающий семинар «Методическая работа – как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса» (выбор методической темы для самообразования). |
октябрь |
Методист |
3. |
Занятие 1. Современные технологии проведения занятий в УДО. Занятие 2. Современные приемы и формы работы с родителями. Педагогический практикум «Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования». Организация посещения занятий молодого специалиста методистом, педагогом-наставником с целью оказания ему методической помощи. |
Ноябрь в течение года согласно графика |
Методист Зав.орг.массовой работой Методист Методист, педагог-наставник |
4. |
Занятие 1. Воспитание в образовательном процессе. Занятие 2. Методика организации воспитательной работы в объединении в каникулярное время. Проведение административного среза по качеству образовательной деятельности на занятиях обучающихся детского объединения. |
декабрь |
Методист Зав.орг.массовой работой, методист Зам.директора по УВР, методист |
5. |
Занятие 1. Пути управления конфликтной ситуацией в детском коллективе. Занятие 2. Психологическое сопровождение образовательного процесса. Консультация «Самоанализ занятия» |
январь |
Психолог (приглашенный) Методист |
6. |
Занятие 1. Мониторинг образовательного и воспитательного процессов. Посещение занятий, мероприятий опытных педагогов МБОУ ДО ЦДТТ. Консультация «Аттестация обучающихся: промежуточная и итоговая». |
февраль в течение года согласно графика |
Методист Методист, педагоги-наставники Методист |
7. |
Занятие 1. Дифференцированный подход в образовательном процессе. Собеседование с молодым педагогом, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе. |
март |
Методист Зам.директора по УВР, методист, педагог-наставник |
8. |
Итоговое занятие Защита учебно-методической документации педагога. Диагностика профессионального мастерства молодых педагогов. |
Апрель-май |
Зам.директора по УВР, методист, педагог-наставник. |
ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ
«ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
3 год обучения
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Занятие 1. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в конструировании занятий. Занятие 2. Структура написания самоанализа. Консультация «Формирование оптимального учебного плана с учетом уровня развития потребностей обучающихся». |
сентябрь |
Методист Методист |
2. |
Занятие 1. Структура интегрированного занятия. Занятие 2. Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ОУ. Консультация «Формирование оптимального учебного плана с учетом уровня развития потребностей обучающихся». Выступления молодых специалистов на педсоветах, метод.советах, методических объединениях педагогов, семинарах и т.д. |
октябрь в течение года согласно графика |
Методист Методист Методист, педагог-наставник |
3. |
Занятие 1. Использование в практике инновационных педагогических технологий. Занятие 2. Технология изучения и обобщения педагогического опыта. Педагогический практикум «Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий в обучение». Методическая копилка «Сборник методических публикаций педагогов МБОУ ДО ЦДТТ». |
ноябрь |
Методист Методист, педагог-наставник Методист, педагог-наставник Методист |
4. |
Занятие 1. Современные технологии воспитания. Авторские воспитательные системы. Занятие 2. Системный подход к организации работы с родителями. Методическая папка «Воспитательная система МБОУ ДО ЦДТТ». Педагогический практикум «Реализация воспитательной работы через различные акции, проводимые в ЦДТТ». Посещение занятий, мероприятий молодых педагогов администрацией, педагогами-наставниками; проведение открытых занятий. Проведение родительских собраний. |
декабрь в течение года согласно графика в течение года согласно графика |
Методист Зав.орг.массовой работой Методист Зав.орг.массовой работой Методист Методист Зав.орг.массовой работой Зам.директора по УВР, методист, педагоги-наставники |
5. |
Занятие 1. Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Занятие 2. Особенности работы с одаренными детьми. Консультация «Повышение уровня дидактической подготовки, создание творческих групп в объединении». Консультация «Педагогические чтения как технология развития компетентности педагога». Участие в работе проекта «ДОМ». |
январь в течение года согласно графика |
Психолог (приглашенный) Методист Методист Методист Методист Зав.орг.массовой работой |
6. |
Занятие 1. Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе. |
февраль |
Психолог (приглашенный) Методист |
7. |
Занятие 1. Система использования педагогических диагностических методик в образовательном процессе. Консультация «Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности воспитанника и педагога как основы перевода образовательного процесса в учебно-исследовательский». Административный срез «Качество образовательной деятельности на занятиях обучающихся детского объединения». |
Март апрель |
Методист Методист Зам.директора по УВР, методист |
8. |
Итоговое занятие Конкурс «Лучший молодой педагог года». |
май |
Администрация, зав.орг.массовой работой, педагоги-наставники |
Приложение 2
Примерный план работы педагога над темой
Название этапа |
Содержание работы |
Сроки |
|
I. |
Диагностический |
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
I год работы над темой. |
II. |
Прогностический |
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
I год работы над темой. |
III. |
Практический |
Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование учебно-методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. |
II год (III) год работы над темой. |
IV. |
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. |
III год работы над темой. |
V. |
Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Приложение 3
Занятие в школе молодого педагога
Тема: «От молодого специалиста к успешному педагогу»
Цель:
1. Знакомство молодых педагогов с наставниками.
2. Знакомство с приемами психологической адаптации.
3. Актуализация знаний об основных требованиях к современному занятию.
Приглашенные: психолог управления образованием; педагоги-наставники Центра.
План.
1. Анкетирование. Выбор наставника. (педагоги Центра, методист).
2. Психологические тренинг «Рулевой души» (психолог).
3. Презентация брошюры «В помощь молодому педагогу» (методист).
Ход:
1. Сообщение цели работы Школы молодого педагога. Анкетирование. Выбор наставника.
Выходят несколько педагогов ЦДТТ. Звучит мелодия песни «Виновата ли я?». Педагоги поют.
1-й педагог:
Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что учу,
Виновата ли я,
Что ребят всех люблю
И все знанья отдать им хочу?
Другие (в ответ):
Виновата во всем, виновата кругом,
Еще хочешь себя оправдать!
Так зачем же зачем
Много лет уж назад
Согласилась занятия давать?
1-й педагог:
Согласилась сама, согласилась сама,
А без знаний ребятам куда?
Пусть виновная я,
Пусть виновная я,
Жизнь моя не напрасно прошла!
Все (вместе):
Пусть виновные мы,
Пусть виновные мы,
Наша жизнь не напрасно прошла!
– От педагогов дополнительного образования детей Центра детского технического творчества примите (вместе) пламенный привет!
Методист:
– Методическое объединение молодых специалистов Центра детского технического творчества является центром коллективного творчества, обеспечивающим организацию систематической планомерной работы, позволяющей педагогу заниматься творческой деятельностью, восполнять недостающие теоретические и практические знания, повышать свою квалификацию. Основными функциями, определяющими содержание деятельности Методического объединения, являются:
– Образовательная (процесс обучения, особенность – техническое направление);
– информационная (обеспечение педагогов актуальной профессиональной информацией);
– консультативная (выявление актуальных образовательных потребностей).
Первостепенной задачей методической службы в нашем Центре является выявление проблем, с которыми сталкивается молодой педагог:
– ведение документации;
– составление дополнительной общеобразовательной программы;
– планирование и анализ учебного занятия;
– умение раскрыть свои лучшие личностные качества и показать профессиональные качества по своему техническому направлению;
– адаптация в новом для него коллективе и умение взаимодействовать как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, обучающимися и их родителями.
Особенность Методического объединения состоит в том, что в список молодых педагогов мы включаем не только педагогов, закончивших учебные педагогические заведения, но и педагогов, не имеющих педагогического образования и опыта работы с детьми, и поэтому они нуждаются в квалифицированной помощи.
С целью планирования и совершенствования работы Методического объединения мы предлагаем вам анкету, которая поможет определить вам:
– совпали ли ваши представления о работе с реальностью;
– с какими трудностями вы столкнулись;
– каким было отношение коллег и администрации;
– какая помощь потребуется (методическая, психологическая и т.д.).
(заполнение анкет)
Методист:
– Наш педагогический девиз (вместе с педагогами):
– ЛЮБИ, ТВОРИ, ИЗУЧАЙ!!!
– Наши заповеди:
– Воздержись, будь терпелив!
– Не утаивай правды!
– Умей понять и прощай!
– Педагоги все прекрасны
каждый чем-то да хорош.
Лучше педагогов дополнительного образования
Не старайся, не найдешь!!!
– Будем знакомы!
1. (ФИО педагога) – верный друг детей, руководитель объединения «название».
2.(ФИО педагога) – энтузиаст, руководитель объединения «название».
3.(ФИО педагога) – обаятельная, руководитель объединения «название».
4.(ФИО педагога) – спокойная, терпеливая, настойчивая, руководитель объединения «название».
– Ну а, теперь я хочу вас, дорогие молодые специалисты, познакомить с мудрыми советчиками и товарищами, вашими наставниками, которые будут помогать вам во всем (руководитель объединения…)
– Глава Методического объединения и руководитель методист Вдовина М.В.
2. Психологические тренинг «Рулевой души»
Цель тренинга: обозначить способы, приемы, методы, формы успешного коммуникативного взаимодействия педагога и ребенка в учебно-воспитательной деятельности.
Оборудование: бланки с заданием, ватман, маркеры
Ход тренинга:
1.Приветствие участников тренинга.
– Я приветствую Вас на нашем тренинге молодых специалистов.
– Молодой человек выбирая профессию «педагог», чем он должен, прежде всего, руководствоваться? (ответы участников)
– Прошу Вас закончить мою фразу: Самое главное для молодого специалиста, выбирая профессию педагог, это……..(ответы участников). Вывод: принять ее душой.
2.Тренинговое упражнение «Закончи предложение».
Цель: подвести к осознанию важности ответственности профессии педагог дополнительного образования, направить на правильное коммуникативное взаимодействие педагога и ребенка во внеурочное время.
Продолжи предложения:
- Я считаю педагог на занятии должен быть…..
- Я полагаю, главная ценность педагога…….
- Я думаю, что педагог на занятии, это……..
- Я считаю, что взаимоотношения ребенка и педагога на занятии прежде всего строятся на…….
- Я считаю профессию педагога дополнительного образования детей…….
- Настоящий педагог дополнительного образования детей обладает такими качествами, как………
- Я выбрал эту профессию, потому что…..
Участники тренинга зачитывают свои варианты продолжения, обосновывая свою точку зрения.
Затем предлагается из 7 пунктов выбрать на усмотрение участников самый важный.
Вывод: самое важное, то, что взаимоотношения ребенка и педагога на занятии, прежде всего, строятся на уважении, понимании и обоюдном доверии.
3. Практическая часть. Тренинг «Конвейер перевоплощения»
Цель: обозначить методы, формы, стили, приемы работы с детьми, наряду с воспитанием нравственности и духовности.
Инструктаж:
На ватмане нужно изобразить в виде рисунка свою машину-конвейер, со своим внутренним механизмом работы. Механизм работы это способы, виды, стили, приемы перевоплощения ребенка, который, как «сырой продукт» поступает в конвейер машины воспитания и обучения и в формировании выпускает гармонично разносторонне- развитую личность.
Инструктаж:
Условие: вы должны показать, как работает весь механизм вашего конвейера изнутри, проходя волшебное превращение.
Принцип работы конвейера: прозрачен, в конструкции обозначены способы, виды, приемы перевоплощения. Возможен оборот рекомендаций и советов.
По окончании участники представляют свою модель учебно-воспитательной машины и делают вывод.
4.Рекомендации психолога молодому специалисту
«Правило 7у»
- Уверенность- знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог – гарант соблюдения прав ребенка.
- Успешность- берясь за любое дело, молодой педагог должен предвидеть положительный результат, т. е. быть уверен, что оно под силу детям и ему, а значит необходима тщательная подготовка с огромным трудом души.
- Удивительность- надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».
- Убедительность- уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела. Ведь у Вас масса нерастраченной положительной энергии – так направьте ее на детей.
- Уважительность- Молодой педагог всегда должен помнить – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей – они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление.
- Уравновешенность- в работе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, не нервничать, не повышать голос, а анализировать и работать.
- Улыбчивость- без чувства юмора в Центре детского технического творчества жить невозможно. Улыбка – это и одобрение, и оценка, и подбадривание.
Вывод: счастливый педагог – это тот педагог, который испытывает моральное и материальное удовлетворение от свой профессии.
– Будьте же счастливы вы в Вами выбранной профессии!
3. Презентация брошюры «В помощь молодому педагогу»
Каждый участник Школы получает брошюру в подарок.
Изучив книгу, вы узнаете:
- что такое программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;
- как подготовить современное, эффективное занятие;
- основные этапы современного занятия;
- триединая цель занятия;
- классификация методов и приемов обучения;
- требования к современному занятию;
- структурные элементы занятия;
- самоанализ занятия;
- анализ занятия посещающим.
Задание: изучить книгу, за 2 недели посетить 2-3 занятия, определить, были ли посещённые занятия эффективными и почему.
Методист и педагоги Центра:
Убедилась я сама:
Дети – это чудо света,
К самым чудным чудесам
Я причислю чудо это.
Мы пред будущим – в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети, трудно с ними, ну, и пусть!!!
Приложение 4
ПАМЯТКА
для молодого специалиста
качества личности, необходимые для успешной
профессиональной адаптации
Аутентичность – естественность в отношениях, способность быть самим собой.
Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.
Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и демонстрировать своё расположение.
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми.
Конкретность – готовность однозначно отвечать на вопросы, умение говорить в русле заданной темы.
Конфронтация – умение противостоять мнению другого человека с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности.
Открытость новому – («Сейчас столько нового появляется, самой (самому) интересно, да и успевать за детьми надо»).
Открытость – способность открывать другим свой внутренний мир, искренность в отношениях.
Понимание ответственности перед детьми – («Стараюсь к каждому найти ключик. А как же иначе?! Хочу, чтобы у них получилось»).
Способность видеть творческий потенциал – («Порой дети так удачно задают неожиданные вопросы, что думаешь – как к месту!»).
Стремление к автономности – («Мне как-то проще самой, ни от кого не зависеть»).
Тактичность – соблюдение этических норм во взаимодействии.
Терпимость к критике – («Неприятно, но пробую, меняю что-то, если не права – всегда признаю»).
Увлечённость – («Столько идей в голове, жаль, на всё не хватает времени»).
Умение противостоять групповому давлению – уверенность в собственной способности преодолевать препятствия и трудности («Я была уверенна, что справлюсь»).
Умение слушать – демонстрация своей заинтересованности в обсуждаемых вопросах.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека.
Приложение 5
Итоги работы «Школы молодого педагога» за первое полугодие учебного года Заседание Круглого стола. Молодые педагоги и наставники.
Открытое занятие
Мастер-класс молодого педагога