Валеева Гузалия Мухаметзакиевна
преподаватель по классу “специальное фортепиано”
МБУДО ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМЕНИ Р.ЯХИНА
г. Казань
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная работа представляет собой «Презентацию сборника пьес для маленьких музыкантов по стихам А. Барто «Игрушки» М. Хайруллиной».
Это методическое сообщение, с которым я выступила на методическом объединении преподавателей фортепианного отделения Детских музыкальных школ г. Казани. Пьесы из сборника исполнил ученик 4 класса Шакиров Расул.
На презентацию была приглашена автор – молодой, талантливый композитор М. Хайруллина. Она высоко оценила проделанную работу и исполнительский уровень ученика (Отзыв)
Цели и задачи методической работы:
- Знакомство с новым репертуарным сборником.
- Творческая встреча с композитором.
- Обобщение педагогического опыта работы преподавателя.
- Методические рекомендации.
- Подготовка ученика к сольному выступлению.
- Использование формы сольного концерта, как одного из методов развития исполнительских и творческих способностей ученика.
«Презентация цикла фортепианных пьес для маленьких музыкантов на стихи Агнии Барто «Игрушки» композитора Миляуши Хайруллиной (Республика Татарстан).
Данная работа была представлена на заседании методического объединения преподавателей фортепианного отделения г.Казани.
«Когда в класс приходит маленький ребёнок, перед преподавателем встаёт первая и главная задача – привить ребёнку любовь к музыке, научить понимать ее непростой язык, открыть двери в волшебный мир музыки. И здесь мне хотелось бы привести высказывания о музыке великих мыслителей и музыкантов: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать» (Д.Д.Шостакович).
«Музыка-могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» (В. Сухомлинский).
«Музыка побуждает нас красноречиво мыслить» (Ральф Уолдо Эмерсон).
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» (Платон).
«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и, раз Музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» (Аристотель).
То есть, польза занятий музыкой давным-давно доказана и обоснована с научной точки зрения. Из всех видов искусства, только занятия музыкой равноценно развивают оба полушария мозга. И тут встаёт главный вопрос – какими путями добиться этой самой влюбленности и вовлечённости в процесс обучения? Несомненно, многое зависит от таланта педагога, от его умения интересно и образно преподносить ребёнку порой очень скучный и занудный материал (гаммы, этюды…). Подбор методического репертуара – один из важнейших аспектов работы педагога. Он заключается в умении разглядеть психоэмоциональные особенности ученика, подобрать «ключик» к его сердцу и душе, учесть технические возможности. Ведь не секрет, что удачно подобранная программа — это залог успешного развития и роста ученика.
За многие годы работы у многих преподавателей складывается определённый, «заезженный» репертуар, за рамки которого они не хотят или боятся выходить. Одни и те же произведения переходят «по наследству» от одного ученика к другому. В своей педагогической практике я стараюсь избегать этого и охотно использую в работе новые сочинения. Стоит отметить, что не всегда новые сочинения бывают интересными по музыкальному и исполнительскому уровню.
Я была несказанно рада, когда ко мне в руки попал сборник пьес М. Хайруллиной «Игрушки». Сначала я проходила с учениками отдельные пьесы из этого сборника. Мы исполняли их в концертах и на конкурсах. Потом мне пришла идея выучить все пьесы с одним учеником и исполнить их в присутствии автора. Идея сольного выступления перед самим композитором очень вдохновила моего ученика и потребовала от него серьезной подготовки. Он с воодушевлением работал, оттачивал технику, развивал воображение, музыкальность. По-моему, результат получился хороший.
По окончании выступления композитор М. Хайруллина поблагодарила за приглашение, отметила, что впервые слышит исполнение всех пьес целиком, и трактовка сочинений ей понравилась! Представляя молодого композитора слушателям, мне приятно было отметить, что М. Хайруллина – выпускница КГК им. Н. Жиганова класс профессора И. С. Дубининой. Я также являюсь выпускницей Казанской консерватории класс профессора Федосеевой С. Л.- ученицы Дубининой И. С. Этот факт свидетельствует о преемственности поколений, продолжении пианистической и педагогической школы, заложенной выдающимися пианистами и педагогами Московской консерватории Я.Заком,Л.Н.Обориным, К.Н.Игумновым, Е.Ф Гнесиной.
Несколько слов о самом сборнике. Чем он меня привлёк, почему я рекомендую его для использования в работе с учениками? Это цикл, состоящий из шести пьес на стихи Агнии Барто-«Мячик»
«Грузовик»
«Зайка»
«Бычок»
«Головой кивает слон»
«Самолёт»
Каждая пьеса предваряется стихами А.Барто.
Пьесы короткие, лаконичные, в простом изложении, для учащихся младших классов.
В них ярко выражен образ, заложенный в стихах, который передаётся разнообразными средствами музыкальной выразительности. Построены пьесы по принципу контраста -яркие и подвижные чередуются с более спокойными, мягкими, лирическими. Ясно прослеживается жанровая принадлежность:
1-марш с лирической средней частью;
2- токкатного характера;
3- пастораль, с импрессионисткими красками в вступлении и заключении (отдаленно напоминает «Дождь и радугу» С. Прокофьева);
4- пьеса- портрет;
5- колыбельная с характерным покачивающимся аккомпанементом;
6- заключительная пьеса виртуозного характера, в которой есть и элементы токкатности (аккомпанемент в левой руке) и джазовые гармонии и ритмы. Яркое завершение цикла!
Таким образом, этот цикл привлекателен не только в художественном отношении, но и полезен в качестве методического пособия. В процессе изучения ученик решает целый ряд задач: технических, слуховых, интонационных, метроритмических, совершенствует приемы звукоизвлечения, развивает свою фантазию и музыкальность.
И, самое на мой взгляд, важное – решает главную задачу любого исполнителя, будь то начинающий музыкант или маститый пианист, это – создание художественного образа. Вот что пишет по этому поводу выдающийся педагог Г.Г.Нейгауз в своей книге «Искусство фортепианной игры»: «Работа над художественным образом начинается сразу же, с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента, обучения игре на фортепиано. Как можно раньше от ребёнка нужно добиться, чтобы он веселую музыку сыграл – весело, грустную- грустно, торжественную- торжественно, бодрую – бодро и т.д…Что же происходит с ребёнком, когда он играет не инструктивно-этюдную пьесу, а пусть даже простое, но яркое и эмоционально окрашенное сочинение? Во-первых, его эмоциональное состояние будет совершенно иным, повышенное, по сравнению с тем, какое бывает при разучивании полезных упражнений и этюдов (а это решающий момент в работе). Во-вторых, ему с гораздо большей легкостью можно будет внушить – каким звуком, в каком темпе, с какими нюансами, с какими замедлениями и ускорениями и, следовательно, какими «игровыми» приемами надо будет исполнять данное произведение, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, т. е. адекватно своему содержанию.»
Это высказывание Г.Г.Нейгауза очень точно передаёт суть нашей работы – научить ученика исполнять ясно, осмысленно и выразительно! С каждым учеником приходится находить разные способы, чтобы добиться этих качеств. В работе с данным учеником сборник М. Хайруллиной «Игрушки» принёс неоценимую помощь и пользу! Выступление на Презентации явилось для Расула знаменательным событием, поскольку это был его первый сольный концерт и живое общение с композитором! Предлагаю прослушать цикл в исполнении ученика 4 класса Шакирова Расула. (https://youtu.be/wI0DhnV1CCQ).
Список использованной литературы:
1. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» (Издательство «Музыка», Москва ,1982г.)
2. Н. Перельман «В классе рояля» (Издательство «Музыка»,1981 г.)
3. «Энциклопедия мудрости» (Издательство РООССА, 2000 г)