Галиева Василя Габдулфартовна,
Замалиева Лилия Мубаракзяновна
воспитатели ГПД
МБОУ “Балтасинская СОШ”
пгт Балтаси
«Развитие гиподинамии у детей младшего школьного
возраста и её предупреждение»
Современная жизнь устроена так, что снижаются физические нагрузки на организм человека, недостаточно развиваются массовые формы физической культуры среди населения. Всё это приводит к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма.
Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность организма человека необходимо, чтобы скелетные мышцы были достаточно активны.
Развитие мозга зависит от работы мышечного аппарата. При двигательной активности повышаются энергопродукция и происходит образование тепла, улучшается функционирование дыхательной, сердечно- сосудистой и других систем организма.
Лешек Кумор, польский афорист, говорил: « У каждой части тела свой идеал счастья». И этот идеал счастья своему телу дарит сам человек. А современный человек малоподвижен, равнодушен к состояния своего тела и организма. Мы не соблюдаем самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Двигательная активность человека сводит почти на нет. Понижение двигательной активности носит название гипокинезии. А близкое к гипокинезии понятие называется гиподинамией. При гиподинамии понижаются мышечные усилия, когда движение осуществляется, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. И при гипокинезии и при гиподинамии скелетные мышцы получают недостаточную нагрузку.
Глава 1. Основные причины развития гиподинамии
Физическая активность способствует формированию крепкого, выносливого человека, а неподвижность снижает работоспособность, что приводит к заболеваниям и тучности. Нарушается кальциевый обмен. Кальций престает попадать в кости, они становятся рыхлыми и ломкими. Излишек кальция, который из- за большой неподвижности не востребован костями, попадает в кровь и оседает на стенах кровеносных сосудов. А сосуды постепенно обрастают кальцием, делаются ломкими. Появляется угроза образования кровяных сгустков (тромбов). Остатки кальция оседают в виде камней в почках. Казалось бы, что организм получает нужное количество кальция, но из-за малоподвижного образа жизни кости не нуждаются в этом веществе, не забирают его из организма. Так страдают и сами кости и вся наша кровеносная система. При этом и суставы теряют эластичность, их подвижная активность снижается. А снижение подвижной активности приводит к снижению амплитуды дыхательных движений.
Физические же упражнения активизируют работу всего организма, повышают его функциональные возможности.
Совремённых учёных – физиологов очень сильно беспокоит развитие гиподинамии – «малоподвижность» в переводе с латинского у детей младшего школьного возраста. Эта болезнь считается социальной, потому что каждым днем, чтобы выполнить какую-нибудь работу, люди затрачивают все меньше усилий. Организм человек не получает необходимую для нормального развития нагрузку. А дети вместо подвижных игр и прогулок на свежем воздухе выбирают компьютер и телевизор.
Покажется странным, но гиподинамия, в первую очередь, приводит к близорукости, потому что кровеносные сосуды не обеспечивают глаза достаточным количеством питательных веществ, необходимых для нормального функционирования зрительного органа.
Гиподинамия охватывает все большие количество детей. Наибольшая вина, конечно, лежит на развитиях, которые с детского возраста не приучили детей прогулкам и играм, утешились тем, дети тихо сидят у телевизора или у компьютера. Сидячий образ жизни страдает позвоночник, а при заболеваниях позвоночника развиваются различные заболевания жизненно важных внутренних органов человека.
Основные причины развития гиподинамии у детей можно назвать следующие:
– нерациональный распорядок для ребенка;
– перегрузка учебной деятельности;
– малоподвижность;
– отсутствие физических нагрузок и прогулок на свежее воздухе;
– поздний сон.
При нарушении деятельности ребенка мышцы постепенно атрофируются, уменьшается сила и выносливость его, появляется вегетососудистая дистония, депрессия. Мышцы, помогающие движению крови по сосудам, не работают, приток крови к мозгу уменьшается, плохой отток по сосудам шеи приводит к умению внутричерепного давления. Появляются усталость, утомляемость, сильные головные боли. Происходят расстройства дыхания и пищеварения, со временем уменьшается костной массы, потому что при неподвижном образе жизни кости начинают употреблять мало кальции, и, как было сказано вами, кальций уходят в кровь. При уменьшении костной массы страдают суставы и позвоночник. Особенно опасна гиподинамия в дошкольном и раннем школьном возрасте. Она мешает формированию организма, снижается иммунитет, дети подвергаются частным болезням, которые со временем обретают хронологическое течение. Малая подвижность влияет на осанку, мускулы не развиваются, появляются мускульный голод. Все это приводит к спасению не только физических, но и умственных способностей. Происходит накопление избыточного веса. Ожирение достигает значительной степени, многие родители не считают ожирение болезнью, но в 80% случаев ребенку с ожирением в взрослой жизни не удается от него избавится. Жир в организме сгорает в мышцах, а при малоподвижном образе жизни процесс сгорания жиров почти прекращается.
Каковы же пути борьбы с гиподинамией у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
В 2-3 года приучать ребенка делать зарядку, важно начать с простых упражнений. Зарядки могут перейти в подвижные игры.
Если ребенка отдаете в кружок « Умственного развития», важно определить, есть ли сбалансированность занятий: то есть лепка, рисование должны сочетаться занятиями физкультурой, хореографией.
Хорошо влияет на физическое развитие ребенка и наличие домашнего детского спортивного комплекса, потому что игры на них требуют активных движений и усилий.
Необходимо помнить и о том, что всякие выдумки диагнозов для освобождения ребенка от физкультуры ни к чему хорошему не приводят. Не помешают активные спортивные секции, плавание. Не важно, какую нагрузку для своего ребенка вы выбрали, важна регулярность занятий. Детский спорт не только излечивает от гиподинамии, но воспитывает и правильный образ жизни без вредных привычек. Необходимо проанализировать, как много или мало времени вами ребенок находится в движении, и продумать необходимую для него физическую нагрузку. А личный пример – самое эффективное средство, если ребенок начинает занятия с родителями, тогда в здоровый образ жизни вовлечется вся семья.
Большую роль в предупреждении гиподинамии сыграла активная работа совместно с родителями. Были разработаны комплексы мероприятий, в которых участвовали не только дети, но и родители. Многие мероприятия проводились на свежем воздухе. Такая работа позволила приобщить детей их родителей к активной физической деятельности. Беседы, лекции, проведенные с родителями о развитии гиподинамии и причинах её возникновения, о предупреждении этой опасной для детей ( но и для взрослых) болезни помогли организовать активную работу, направленную на её лечение.
Предупреждение гиподинамии поможет излечиться от многих болезней, дети смогут приобщиться к здоровому образу жизни с раннего детства, а вовлечение родителей в эту же деятельность поможет более крепкой дружбе в семье, так как общие цели и дела сплотят родителей и детей.
Список используемой литературы:
1.Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990
2. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. Ч.1. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2001.
3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 1986
4. Маркосян А.А. Физиология. – М.:Медицина, 1989.
5. Научно-теоретический и методический журнал. – Биология в школе. / Под ред. Ребровой Л.В./Чехов: Школа-Пресс, 2004.
6. Популярная медицинская энциклопедия/Петровский А.Б. – М.: “Моветская энциклопедия”, 1989.
7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1985.
8. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Просвещение, 1985.
9. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.